Для работы в классе

Диагностические методики

Название: Одно предложение.

Форма, метод: Сочинение на заданную тему. *

Цепь: Выяснить, как оценивает себя ребенок, какие свои ка­чества он считает самыми важными и хочет о них сказать всем.

Оборудование: Листочки бумаги, ручки всем детям.

Реализация: Попросите детей дописать предложение «Я...». Пусть напишут, что захотят. Обычно, пишут то, что является глав­ной частью их «Я—концепции», например: «Я учусь на "хорошо" и "отлично"», «Я люблю животных», «Я помогаю своей маме».

Вариации: Можно усложнить задание и попросить детей на­звать одно или несколько своих главных качеств, например: «Я высокий и сильный». Не нужно подсказывать, следите, что­бы дети не списывали друг у друга. В последнем случае это задание окажется бесполезным.

Обработка результатов: Ответы изучите, сделайте выво­ды. Наиболее интересные и неизвестные вам сведения вне­сите в личные карточки учеников. Сравните с материалами, которые уже имеются в вашем распоряжении. Если вы ве­дете статистический анализ, то добавьте соответствующие баллы в графы учеников.


Когда меня обижают, я даю сдачи. Когда меня обзывают, я обзыва­юсь тоже. Когда другие дети плюются, и я плююсь. Когда другие дети говорят нехоро­шие слова, и я говорю тоже. Когда дети обижают животных, я тоже так делаю.

Выводы: Устанавливаются дети, требующие повышенного внимания и коррекции поведения.

Название: Узнай себя.

Форма, метод: Тест.

Цель: Составить представление об агрессивных наклонно­стях учеников.

Оборудование: Планшетик для тестов с новым заданием.

Реализация: Детям предлагается тест и определяется вре­мя на его заполнение (не более 2 мин.). Затем планшетики с ответами собираются и обрабатываются.

Тест:

Говорят, что ты:

1. Нарушаешь школьные правила.

2. Любишь смеяться над другими.

3. Можешь ударить товарища.

4. Любишь драться.

5. Ругаешься плохими словами.

6. Не имеешь друзей.

7. Можешь сломать дерево.

8. Обзываешь детей.

9. Бьешь свою кошку, собаку.

10. Говоришь одно, а делаешь другое.

Вариации: В зависимости от возраста и уровня развития детей можно «разбавить» тест ничего не значащими вопроса­ми, чтобы скрыть его направленность. Объем теста возрастет.

Обработка результатов: 8—10 ответов «да» — у ребенка могут быть агрессивные наклонности. 6—8 положительных ответов — агрессивные наклонности проявляются умеренно, 4—6 — слабо.

Выводы: Не надейтесь, что ответы будут откровенными. Нельзя из этого теста делать существенные выводы. Его ре­зультаты лишь дополнят имеющиеся у вас сведения и несколь­ко прояснят ваши представления о ребенке.

Коррекционные методики

Название: Я и другие.

Форма, метод: Коррекционная игра.

Цель: Выяснить, как ребенок оценивает себя в сравнении с другими детьми. Важно, чтобы он задумался над тем, что другие с ним поступают точно так же, как и он с ними. Результаты это­го теста станут поводом для этической беседы на эту же тему.

Оборудование: Листы бумаги, ручки всем детям.

Реализация: На доске учитель показывает образец запол­нения листочка с ответами. Страница делится пополам верти-


кальной линией. В левой колонке пишем «Я», а в правой — «Другие» Детей просят написать одно под другим все свои ка­чества, а также качества, которые они наблюдают у одно­классников. Например:

Другие Не помогают мне Жадные

Я

Честный Добрый Смелый Не злой Помогаю другим

Вариации: Можно задавать готовые качества. Важно, чтобы дети их понимали и умели достаточно четко определять. В 3—4 классах тест может предлагаться под названиями: «Как ко мне относятся другие?», «Почему ко мне относятся хорошо (плохо)?», «Что мне необходимо сделать, чтобы другие относи­лись ко мне хорошо?».

Обработка результатов: Важны не количественные дан­ные — кто больше качеств выделит у себя и у других, а пред­ставление об общем климате взаимоотношений в классе. Со­поставление «Я — другие» всегда высвечивает много скрытой и неожиданной информации.

Выводы: В конце серии целенаправленных дел дети должны отчетливо понять, что свое поведение каждый человек обязан корректировать по отношению к другим людям. «Как ты, так и к тебе» — главный результат коррекции поведения. «I

Название: Я поступаю так.

Форма, метод: Тест-игра.

Цель: Накопить информацию для проведения коррекцион-ных упражнений и бесед.

Оборудование: Распечатки теста.

Реализация: Детям раздаются листочки с утверждениями, из которых они должны выбрать те, с которыми согласны.

так

Я поступаю

так

Когда меня обижают, я молча ухожу. Я никогда не обзываю других.

Когда другие дети плюются, я ни­когда не плююсь.

Когда другие дети говорят нехорошие слова, я никогда их не повторяю. Когда дети обижают животных, я так не делаю.


Вариации: Можно дополнять сколько угодно конкретными, важными для понимания ситуации и воспитания утверждениями.

Обработка результатов: Проверка искренности детей. Если учитель видит, что ребенок обманывает и приписывает себе несуществующие качества, следует поставить его в такие усло­вия, где бы он обмануть не смог.

Выводы: Применяется для диагностики и коррекции всех форм девиантного поведения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: