Предисловие................................. 3
Предисловие автора............................5
Глава 1. МЕТОДОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (7)
§ 1. Принцип рефлекса..........................7
Механическая концепция рефлекса..........7
Биологическая концепция рефлекса.........9
Анатомическая концепция рефлекса........10
Психофизиологическая концепция рефлекса.................12
Концепция условного рефлекса............15
Диалектическая концепция рефлекса.......17
§ 2. Принцип доминанты.......................19
Основные положения учения о доминанте.... 19
§ 3. Принцип отражения.......................27
Отражение в биологических системах.......27
Образный характер отражения............28
Избирательность (активность) отражения.... 30
Субъективный характер отражения.........33
Рефлекторный характер отражения.........34
§ 4. Принцип системности в работе мозга............35
Развитие проблемы «мозг и психика».......35
Функциональная организация мозга........40
§ 5. Основные методы нейрофизиологии поведения.
Методология, метод, методика................46
Классификация методов исследования высшей нервной деятельности..........50
|
|
§ 6. Заключение..............................54
Глава 2 СЕНСОРНАЯ ФУНКЦИЯ МОЗГА (66)
§ 7. Общие принципы конструкции сенсорных систем.. 66
Принцип конвергенции и дивергенции......68
Принцип обратных связей...............69
Принцип кортикализации...............71
Принцип двусторонней симметрии.........72
Принцип структурно-функциональных корреляций......................73
§ 8. Закономерности обнаружения сигналов..........74
§ 9. Системная организация процессов кодирования информации....................77
§ 10. Распознавание, декодирование информации......82
§ 11. Заключение.............................85
Глава 3. РЕГУЛЯЦИЯ ПРОИЗВОЛЬНЫХ ДВИЖЕНИЙ (87)
§ 12. Обратная связь в управлении движениями.......87
§ 13. Внешняя обратная связь....................89
§ 14. Внутренняя обратная связь..................90
§ 15. Медиальные лемниски.....................92
§ 16. Двигательная программа...................94
Глава 4. ФОРМЫ ПОВЕДЕНИЯ (98)
§ 17. Поведение как фактор эволюции..............98
Поведение в эволюции вида и популяции.... 99
Поведение и репродуктивная изоляция..... 100
Поведение и генетическое разнообразие популяции............. 101
Поведение животных и современная этология............. 101
Инстинкты — сложнорефлекторные комплексы...................... 103
Этапы поведения..................... 106
§ 18. Классификация форм поведения............. 107
Удовлетворение витальных потребностей.... 108
Удовлетворение социальных потребностей... 109
Удовлетворение идеальных потребностей.... 114
§ 19. Формы индивидуального обучения........... 118
Классификация форм обучения........... 119
Неассоциативное обучение................. 121
Суммационная реакция................ 121
|
|
Привыкание........................ 122
Импринтинг (запечатление)............. 124
Подражание........................ 127
Ассоциативное обучение................... 128
Классические условные рефлексы......... 128
Инструментальные условные рефлексы.....129
Когнитивное обучение....................131
Образное (психонервное) поведение........131
Элементарная рассудочная деятельность животных.............134
Вероятностное прогнозирование..........136
§ 20. Эволюция форм поведения.................138
Беспозвоночные.........................139
Простейшие........................139
Кишечнополостные...................140
Позвоночные...........................145
Бесчерепные........................145
Млекопитающие........................147
Приматы..............................149
Высшая нервная деятельность человекообразных обезьян...........152
§ 21. Формирование поведения в онтогенезе.........157
Типы онтогенеза.....................157
Формирование пищевого поведения........159
Взаимоотношение детенышей и родителей... 162
Системогенез и теория диссолюции........163
Элементы адаптивного поведения в онтогенезе 166
§ 22. Заключение............................168
Глава 5. ФАКТОРЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПОВЕДЕНИЯ (169)
§ 23. Генетическая детерминация свойств поведения.. 169
Генетика поведения................... 169
Генотип и его влияние на поведение....... 170
Генетика инстинктов.................. 173
Нервно-психические заболевания генетической природы.............. 174
Генетика свойств нервных процессов....... 175
Генетическая детерминация особенностей обучения.............. 176
Генотип и анатомические особенности мозга................. 178
Генотип и нейрохимия мозга............ 179
Гетерохрония реализации генетической программы............ 181
§ 24. Биологические мотивации как внутренние детерминанты поведения....... 182
Физиологические потребности............ 183
Виды мотиваций..................... 186
Методы изучения биологических мотиваций........... 186
Физиологические теории мотивации....... 188
Доминирующее мотивационное возбуждение..................... 192
Нейрофизиология мотиваций............ 193
§ 25. Роль эмоций в организации поведения......... 195
Эмоции и мотивации.................. 196
Теории эмоций...................... 198
Эмоциональный стресс................. 209
§ 26. Восприятие пространства и пространственная ориентация.............. 211
Теории рефлекторного отражения пространства............. 211
Концепции И. С. Бериташвили о пространственной ориентации и А. А. Ухтомского об интегральном образе 212
Феномен мысленного вращения объектов.... 214
Концепция когнитивных карт........... 215
Нейрофизиологические корреляты пространственного восприятия........ 217
§ 27. Время как фактор организации поведения...... 220
Адаптивное значение суточных ритмов. Цикл сон-бодрствование............ 220
Эволюция сна....................... 222
Теории сна......................... 223
Структура сна высших млекопитающих.... 225
Сезонные ритмы поведения............. 229
Поведение в микроинтервалах времени..... 231
§ 28. Заключение............................ 233
Глава 6. ЗАКОНОМЕРНОСТИ УСЛОВНО-РЕФЛЕКТОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (235)
§ 29. Безусловные рефлексы.................... 235
§ 30. Условные рефлексы...................... 237
Правила образования условных рефлексов... 238
Общие признаки условных рефлексов...... 239
Классификация условных рефлексов....... 240
§ 31. Торможение условных рефлексов............ 248
Внешнее (безусловное) торможение........ 249
Запредельное (охранительное) торможение...................... 251
Внутреннее (условное) торможение........ 252
Взаимодействие разных видов торможения.. 259
§ 32. Заключение............................ 260
Глава 7. МЕХАНИЗМЫ ФОРМИРОВАНИЯ УСЛОВНЫХ РЕФЛЕКСОВ (262)
§ 33. Конвергентная теория формирования временных связей........................262
§ 34. Клеточные аналоги условного рефлекса........267
§ 35. Нейронная организация условнорефлекторного процесса...............276
Внутрикорковые системные механизмы временных связей.................284
Динамическая констелляция центров......289
§ 36. Нейронная организация условного торможения.. 295
|
|
Теоретические вопросы торможения условных рефлексов................295
Нейронные корреляты условного торможения..............300
§ 97. Заключение............................304
Глава 8. МЕХАНИЗМЫ ПАМЯТИ (306)
§ 38. Виды и формы памяти....................306
Формы биологической памяти...........306
Временная организация памяти..........309
§ 39. Механизмы кратковременной памяти.........312
Нейрофизиологические корреляты краткосрочной памяти..............312
§ 40. Механизмы долговременной памяти..........322
Нейромедиаторные системы.............323
Информационные макромолекулы.........327
Нейропептиды.......................331
§ 41. Заключение............................333
Глава 9. ИНТЕГРАТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МОЗГА (334)
§ 42. Доминанта и условный рефлекс как основные принципы интегративной
деятельности мозга........................334
Корковый очаг стационарного возбуждения.....................334
Гипоталамический очаг стационарного возбуждения..........336
Доминанта и условный рефлекс..........340
§ 43. Высшие интегративные системы мозга........345
Ретикуло-стволовый уровень интеграции.......347
Нейрофизиология ассоциативных систем мозга.....................347
Таламопариетальная система............348
Таламофронтальная система.............350
Таламокортикальный уровень интеграции......352
Эволюция ассоциативных систем............358
Онтогенез ассоциативных систем мозга........360
§ 44. Ассоциативные системы и сенсорная функция мозга..................367
Стратегия и тактика движения...........367
Участие ассоциативных систем мозга в организации движений............370
Импульсные коды моторных программ..... 373
§ 45. Ассоциативные системы мозга и программирование поведения............... 377
§ 46. Заключение............................ 200
Глава 10. ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА ……………………………...379
Заключение.
Функциональная структура поведенческого акта.. 389
Доминирующая мотивация.............. 390
Прошлый опыт, долгосрочная память...... 391
Оценка текущей ситуации и краткосрочная память............. 392
Нейродинамическая конструкция поведенческого акта................ 393
Литература................................ 396
Предметный указатель........................ 399
|
|