Тема 1. Психодиагностика как наука

ПСИХОДИАГНОСТИКА

Конспект лекций

Тема 1. Психодиагностика как наука

1. Предмет и структура психодиагностики.

2. Истоки психодиагностики.

3. Понятие диагноза и сферы применения данных психодиагностики.

Понятие «психодиагностика» происходит от двух греческих понятий – «псюхе» - душа и «диагнозис» - способный распознавать. Это область психологической науки, разрабатывающая принципы, пути и приемы распознания, оценки и измерения индивидуально-психологических особенностей личности.

Психодиагностика – и теоретическая дисциплина, и сфера практической деятельности психолога.

Теоретическая психодиагностика занимается разработкой общей теории психологического измерения. Она бывает, в свою очередь, общей и частной. Общая связана с общей, социальной и дифференциальной психологиями и ищет способы измерения психологических свойств, например, психических процессов, личностных свойств. Частная связана с отдельными прикладными областями: возрастной, медицинской, юридической, консультативной и т.д. Её целями являются выявление качеств, необходимых или мешающих человеку в этих областях, а также свойств, объясняющих поведение человека в этих областях.

Практическая психодиагностика занимается разработкой теорий и методик измерения свойств и поведения личности, а также методик оценивания.

В настоящее время под психодиагностикой часто понимают только применение различного рода тестов, хотя это неверно. Психодиагностика включает в себя и построение психологического исследования, и отбор соответствующих методов и методик, и статистическую обработку результатов.

Понятие психодиагностики появилось в 1921 году и принадлежит Роршаху, назвавшему так метод исследования личности на основе своего теста. На самом деле истоки психодиагностики уходят своими корнями еще в 19 в, когда врачи Эскироль и Сеген занимались классификацией видов умственной отсталости и обучением умственно отсталых детей. Они пытались разработать методы, позволяющие дифференцировать умственно отсталых от душевнобольных.

В это же время возникла и экспериментальная психология, где также разрабатывались различные тесты. Основная задача заключалась в описании целостного поведения, любые индивидуальные различия людей, обнаруженные в тестировании, считались погрешностью измерения. Сюда относятся работы В.Вундта по изучению ощущений, Г.Эббингауза по изучению памяти, Р.Кеттела по изучению внимания. Результатом этих работ стало возникновение тестологии.

Термин «тест» ввел в психологию Кеттел, который считал, что с их помощью психология станет объективной наукой. Тесты он предлагал стандартизировать, т.е. сделать так, чтобы условия их проведения были одинаковыми. Направлены они были на регистрацию индивидуальных различий, оценку их по некоторому критерию при сохранении условий.

В начале ХХ в А.Бине получил заказ Министерства Образования Франции разработать тест, позволяющий диагностировать умственное развитие детей. Вместе с Т.Симоном в 1905 г они создали первую шкалу. Они стремились изъять все задания, требующие специального обучения, т.к. считали развитие интеллекта биологическим процессом. Вторая шкала была создана в 1908 г, в ней был расширен возрастной диапазон – до 13 лет, увеличено количество задач и введено понятие умственного возраста. Детям до 6 лет давалось 4 задания, старше 6 лет – 6 заданий.

Умственный возраст определялся через количество решенных задач. Если ребенок решал все задачи своего возраста – он соответствовал возрастной норме; если еще решал задачи более старшего возраста – опережал свое развитие; если не справлялся с задачами для своего возраста – ставился диагноз умственной отсталости.

В 1916 г Л.Термен переработал тест Бине, введя понятия коэффициента интеллекта (IQ) и статистической нормы. Тест был рассчитан на детей от 2,5 до 18 лет, задания были разной трудности и сгруппированы по возрастам. С тех пор этот тест дополнялся, модифицировался, а понятие IQ прочно вошло не только в психологию, но и в жизнь в целом. С этого момента тестирование стало групповым, т.е. тесты предлагались не отдельному человеку, а одновременно группе людей, что расширяло возможности тестирования и сокращало время на сбор данных.

Следующим этапом развития психодиагностики стало разработка тестов специальных способностей и достижений для профотбора. Тесты способностей оцениваются методом факторного анализа. Если из методики в методику переходит некий фактор, его можно считать стабильным для личности. Эти факторы выявляются в исследованиях, а затем конструируются тесты, направленные на их диагностику. Они являются базовыми для характеристики личности, но сейчас их уже 120, что вызывает сомнение в данном подходе к диагностике.

Тесты достижений применяются для определения уровня обученности и применяются в школе, на выпускных экзаменах для проверки базовых знаний.

В отечественной психологии экспериментальные исследования проводились под знаком материалистических идей. У истоков находились И.М.Сеченов и И.П.Павлов. Их взгляды оказали влияние на В.М.Бехтерева, который создал рефлексологию (направление психологии), старался связать психические процессы с нервными, мозгом, создал психоневрологический институт. В то же время, будучи физиологом, он относился к психологическим явлениям как к эпифеноменам, побочным продуктам мозга.

Первая в России экспериментальная психологическая лаборатория открылась в 1885 г при клинике нервных и душевных болезней Харьковского университета. Аналогичные лаборатории за 10 лет открылись почти при всех университетах. Везде работали врачи и студенты – медики. Исключение составила психологическая лаборатория при Новороссийском университете (в Одессе), которая была создана на историко-филологическом факультете Н.Н.Ланге.

Центральная проблема того времени – зависимость психики и мозга от внешнего мира и диагностика психических и нервных заболеваний. Также измерялись психические процессы (восприятие, память, внимание).

Но первые работы по тестированию, диагностике психологических особенностей человека появились лишь в 20 в и связаны с именем Г.И.Россолимо (1909). Его цель была найти метод количественного исследования психических процессов в нормальном и патологическом состояниях. По сути это была система тестов для измерения умственной одаренности. Россолимо назвал её методикой индивидуального психологического профиля. Она определяла одиннадцать психических процессов, которые оценивались по десятибалльной системе на основании ответов на десять произвольно подобранных вопросов. Устанавливалась сила прирожденного (первичного) ума, который считался устойчивым, в отличие от вторичного ума, который развивается. Психические процессы, измеряемые здесь, сводились к трем группам: внимание и воля; точность и прочность восприятия; ассоциативная деятельность. Вычерчивался профиль личности, который демонстрировал соотношение этих процессов. Отличительная особенность этого метода – независимость от возраста. К тому же он оказался надежным критерием диагностики умственной отсталости.

В это же время А.Ф.Лазурский создал новое направление в дифференциальной психологии – научную характерологию, где пытался создать классификацию характеров. Также он ввел в психологию естественный эксперимент, в процессе которого можно наблюдать за личностью в целом.

Дальше работы шли в русле педологии.

В 1928 г А.П.Болтунов создал тест «Измерительная шкала ума». За основу он взял шкалу Бине – Симона, но значительно модифицировал задания, ввел новые, предложил другую инструкцию, определил время выполнения заданий, разработал показатели возрастных ступеней. Кроме того, тест Болтунова позволял работать с группой. Но при этом основной упор, как в тестировании вообще, делался на формализацию проведения и обработки результатов в ущерб содержанию.

Особое место занимают работы М.Р.Сыркина, который изучал проблему сопряженности показателей тестов одаренности и признаков социального положения. Он доказал, что эта зависимость имеет линейный и весьма устойчивый характер.

Затем развитие психодиагностики шло в рамках психологии труда и психотехники. Её данные находили применение в народном хозяйстве. Создавались психотехнические лаборатории, готовились кадры, проводились конференции. Однако в 1936 г после знаменитого Постановления о запрещении педологии были запрещены и тесты, работы были свернуты, а психодиагностика прекратила свое существование до конца 60-х гг.

В конце 60-хгг в научных кругах возродился интерес к психодиагностике, начались научные дискуссии о месте психодиагностики в системе психологических наук, о её принципах и методах. Постепенно на место дискуссий приходит взвешенный анализ и разработка конкретных психодиагностических методов. Сейчас большинство исследователей приходят к выводу, что измерение, изучение индивидуальных особенностей недостаточно, необходимо еще и знание ситуации, её анализ, влияние на проявление индивидуальных особенностей. Появляются новые методики, а с 90-х гг идет интенсивное развитие психодиагностики и её внедрение в научные исследования и в практику.

Психодиагностика предполагает, что полученные с её помощью результаты будут соотноситься с какой-то точкой отсчета либо сравниваться между собой. В связи с этим можно говорить о двух типах диагноза.

1. Диагноз на основе констатации наличия или отсутствия какого-либо признака. Данные соотносятся с каким-либо критерием или нормой.

2. Диагноз, позволяющий находить место испытуемого на оси континуума по выраженности тех или иных качеств.

Области практического использования результатов психодиагностики:

а) оптимизация процессов обучения и воспитания;

б) профотбор, профобучение, профориентация;

в) клинико-консультационная и психотерапевтическая работа;

г) судебная практика, седебно-медицинская экспертиза, дефктология;

д) решение широкого круга практических проблем, средство фундаментальных исследований, например, в дифференциальной психологии для исследования природы, характера и степени индивидуальных различий, структуры психологических черт; измерения групповых различий и выявления биологических и культурных факторов; в возрастной психологии для определения возрастных изменений; в психологии личности для описания структуры личности и т.д.

Поскольку в основе психодиагностики лежит применение тестов, в современной зарубежной литературе понятие психодиагностики используется:

- как синоним психологического тестирования;

- как получение данных о личности с помощью проективных методик, а также их разработка;

- как теория и практика оценки психического состояния больных с помощью психологических тестов. В данном случае исходят из понятия «диагноз».

В массовом сознании психодиагностика также понимается как постановка диагноза и тестирование, а вслед за ней и всю психологию часто сводят к тестам.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: