Организационно-методические указания
Дисциплина «Бизнес-планирование» входит в цикл общеэкономических дисциплин.
Преподавание дисциплины базируется на знаниях, полученных при изучении курса экономика организации (предприятия). В свою очередь знания и умения по дисциплине будут востребованы при изучении курса антикризисное управление.
При изучении курса предусмотрены следующие виды учебных занятий: лекции; семинары.
На лекциях студенты слушают и отмечают основные моменты по каждой теме.
На семинарских занятиях проводится обсуждение пройденной лекции и опрос на предмет овладения темы.
Во время самостоятельной работы студенты просматривать учебную и практическую литературу для более обширного понимания сути тематического материала.
Контроль успеваемости и качества подготовки студентов по учебной дисциплине включает текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию и итоговый контроль по дисциплине.
Текущий контроль успеваемости проводится в ходе всех видов учебных занятий в форме устного опроса, при которой оцениваются знания студента по конкретной теме по пятибалльной системе.
|
|
Промежуточная аттестация предусматривает проведение контроля знаний с помощью тестовых заданий по пройденным темам.
Итоговый контроль по дисциплине проводится в форме экзамена.
Знания, полученные при изучении данной дисциплины, используются при написании выпускной квалификационной работы, контролируется на междисциплинарном экзамене по специальности 080503 – «Антикризисное управление».
СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ И ТЕМ ДИСЦИПЛИНЫ
Тема 1. Основы современной методологии бизнес – планирования.
Студенты должны усвоить:
- основные понятия по теме;
- преимущества планирования;
- цели, задачи, функции и принципы бизнес – планирования;
- общие требования при подготовке бизнес-плана.
Понятие бизнес – планирование – как комплексный процесс. Сферы применения планирования. Необходимость и преимущества применения бизнес- планирования в деятельности предприятий в рыночных условиях.
Объективные и субъективные причины ограничений применения бизнес – планирования. Пределы планирования. Основная цель бизнес - планирования. Главная цель бизнес-плана. Стратегические и тактические задачи. Примеры задач бизнес – планирования. Взаимосвязь задач. Функции бизнес - планирования: внутрифирменные, внешние. Основополагающие принципы: единства, гибкости, непрерывности, коммуникативности, интерактивности, многовариантности, участия, адекватности.
Тема 2. Бизнес-план как элемент внутрифирменного планирования.
|
|
Студенты должны знать:
- основные понятия по теме;
- понятие бизнес-плана;
- роль бизнес-плана в предпринимательстве;
- содержание и особенности планов;
- общие требования при подготовке бизнес-плана.
Понятия: бизнес, предпринимательская деятельность, планирование, бизнес-план. Элементы успеха в бизнесе. Роль бизнес-плана в предпринимательстве.
Основные разновидности бизнес-планов. Технико-экономическое обоснование, стратегический план, общефирменный план, краткосрочные и текущие планы, программы, инвестиционный проект. Содержание и особенности этих планов. Отличие бизнес-плана от других плановых документов. Назначение бизнес-плана. Бизнес – планирование – творчески процесс, требующий профессионализма и мастерства. Бизнес-план, как внутренний и внешний документ. Потенциальные партнеры. Два подхода к разработке бизнес-плана. Заказчики и разработчики бизнес-плана. Требования, которые необходимо учитывать при подготовке бизнес-плана.
Тема 3. Организация процесса бизнес – планирования.
Студенты должны знать:
- основные понятия по теме;
- определение процесса бизнес – планирования;
- основные стадии процесса бизнес – планирования.
Определение процесса бизнес – планирования. Основные стадии бизнес – планирования: подготовительная, стадия разработки бизнес-плана, стадия продвижения, стадия реализации бизнес-плана. Формирование бизнес-идеи –ключевой момент подготовительной стадии. Определение бизнес идеи. Источники новых идей. Презентация бизнес-плана. Области презентации. Шесть этапов процедуры аудита бизнес-плана. Определение реализации бизнес-плана. Основные задачи реализации бизнес-проекта и составления бюджета. Стадии реализации бизнес-плана. Завершение реализации бизнес-плана.
Тема 4. Методика составления бизнес-плана.
Студенты должны знать:
- основные этапы разработки бизнес-плана;
- структуру бизнес-плана;
- основные разделы бизнес-плана.
Основные этапы разработки бизнес-плана: сбор деловой информации; определение целей разработки бизнес-плана; выявление конкретных адресатов бизнес-плана; создание структуры бизнес-плана. Содержание основных разделов бизнес-плана.
Тема 5. Бизнес – диагностика деятельности предприятия.
Студенты должны знать:
- основные понятия по теме;
- понятие и предназначение бизнес – диагностики;
- разделы бизнес – диагностики предприятия.
Понятие бизнес–диагностики деятельности предприятия. Предназначение бизнес – диагностики. Краткосрочный, среднесрочный, долгосрочный анализ.
Разделы полномаштабной бизнес–диагностики деятельности предприятия. Бизнес-диагностика решает важные проблемы взаимоувязки различных аспектов деятельности предприятия.
Тема 6. Анализ типичных ошибок и недостатков в бизнес – планировании.
Студенты должны знать:
- типичные ошибки в бизнес – планировании;
- как не следует составлять бизнес-план.
Недостатки и ошибки при составлении бизнес-плана. Возможности избежания и решения проблем.
Заключение
По пройденным темам производится диагностика на предмет освоения пройденного материала. После предлагаются рекомендации по дальнейшему изучению разработки бизнес-планов в связи с их непрерывным совершенствованием и развитием. Рассматриваются рекомендации и материалы, необходимые для подготовки к экзамену.
3. Распределение учебного времени по семестрам, темам и видам учебных занятий
(очная форма обучения, срок обучения – 5 лет)
№ п/п | Наименование темы | Всего | Аудиторные | Самост. работа | |
Лекц. | Сем. | ||||
Основы современной методологии бизнес – планирования | |||||
Бизнес-план как элемент внутрифирменного планирования | |||||
Организация процесса бизнес – планирования | |||||
Методика составления бизнес-плана | |||||
Бизнес – диагностика деятельности предприятия | |||||
Анализ типичных ошибок и недостатков в бизнес – планировании | |||||
Итого по дисциплине |
(очно-заочная форма обучения, срок обучения – 6 лет)
|
|
№ п/п | Наименование темы | Всего | Аудиторные | Самост. работа | |
Лекц. | Сем. | ||||
Основы современной методологии бизнес – планирования | |||||
Бизнес-план как элемент внутрифирменного планирования | |||||
Организация процесса бизнес – планирования | |||||
Методика составления бизнес-плана | |||||
Бизнес – диагностика деятельности предприятия | |||||
Анализ типичных ошибок и недостатков в бизнес – планировании | |||||
Итого по дисциплине |
(заочная форма обучения, срок обучения – 6 лет)
№ п/п | Наименование темы | Всего | Аудиторные | Самост. работа | |
Лекц. | Сем. | ||||
Основы современной методологии бизнес – планирования | - | ||||
Бизнес-план как элемент внутрифирменного планирования | - | ||||
Организация процесса бизнес – планирования | - | ||||
Методика составления бизнес-плана | |||||
Бизнес – диагностика деятельности предприятия | |||||
Анализ типичных ошибок и недостатков в бизнес – планировании | |||||
Итого по дисциплине |
4. Перечень семинарских занятий
Номера тем дисциплины | Тема семинара | Количество часов |
1. | Основы современной методологии бизнес – планирования | |
2. | Бизнес-план как элемент внутрифирменного планирования | |
3. | Организация процесса бизнес – планирования | |
4. | Методика составления бизнес-плана | |
5. | Бизнес – диагностика деятельности предприятия | |
6. | Анализ типичных ошибок и недостатков в бизнес – планировании |
|
|