Теория поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин)
Гальперин Петр Яковлевич (1902 - 1988) – отечественный психолог, доктор психологических наук.
С точки зрения Гальперина предметом психологии является ориентировочная деятельность. Психология не может и не должна изучать всю психическую деятельность и все стороны каждой из ее форм.
Ориентировочная деятельность субъекта есть средство приспособления к ситуациям, которые отличаются от условий работы механизмов, управляющих автоматическими реакциями. Субъект, осуществляя ориентировку:
а) производит обследование ситуации, содержащей в себе элемент новизны;
б) подтверждает или изменяет смысловое функциональное значение ее объектов;
в) примеривает и видоизменяет свои действия, намечает для них новый или подновленный путь;
г) осуществляет активную регуляцию хода действий в процессе их исполнения.
В дальнейшем происходит автоматизация действий и ориентировочная деятельность сокращается.
На физиологическом уровне ориентировочная деятельность обеспечивается ориентировочно-исследовательским рефлексом, о котором писал И.П. Павлов.
|
|
Гальперин выделяет основные уровни ориентировочной деятельности. В качестве единицы поведения он рассматривает действие:
1) физическое действие;
2) физиологическое действие;
3) действие субъекта;
4) действие личности.
Основные положения концепции поэтапного формирования умственных действий
Положения об ориентировочной деятельности нашли отражение в концепции поэтапного формирования умственных действий.
Образ действия и образ среды действия составляют ориентировочную основу действия. ООД (ориентировочная основа действия) — это та система условий, на которую реально опирается человек при выполнении действия. К числу независимых характеристик (параметров) действия относятся:
1) форма,
2) обобщенность,
3) развернутость,
4) освоенность.
Форма действия характеризует степень присвоенности или, по Л.С. Выготскому, интериоризации действия. На этом пути выделяют три основные формы действия: материальную, внешнеречевую и умственную, а также материализованную (которая близка к материальной) и перцептивную (промежуточную между материализованной (материальной) и внешне-речевой).
При материализованной и материальной форме действия объект дается учащемуся либо в виде реальных предметов (материальная), либо в виде моделей, схем, чертежей (материализованная) (например, счет с помощью палочек и счет по изображениям).
Перцептивные действия составляют умение видеть, слышать (например, счет глазами).
|
|
При внешнеречевой форме действия объект действия представлен в форме внешней речи — устной или письменной (например, счет вслух). Здесь действие приобретает характер уже теоретического, идеального, но еще доступного внешнему, объективному наблюдению.
Умственное действие осуществляется про себя, его структурными компонентами являются представления, понятия, операции про себя. Возможность осуществления умственного действия означает, что действие прошло весь путь интериоризации и превратилось из внешнего во внутреннее.
Обобщенность действия характеризует меру выделения существенных для выполнения действия свойств предмета из других, несущественных.
Развернутость действия показывает, все ли операции, первоначально входившие в состав действия, выполняются человеком. По мере формирования действия состав выполняемых операций уменьшается, действие становится свернутым, сокращенным.
Освоенность действия включает такие характеристики действия, как легкость выполнения, степень автоматизированности и быстрота выполнения.
Помимо этих четырех первичных характеристик действия выделяют также четыре вторичных характеристики: 1) разумность, 2) сознательность, 3) абстрактность и 4) прочность действия.
1) Разумность действия определяется степенью содержательной полноты ООД и обобщенностью действия.
2) Сознательность действия определяется тем,, насколько человек может дать отчет о том, что и почему он делает.:
3) Абстрактность действия выражается в способности выполнения действия в уме и в понятийной форме.
4) Прочность действия определяется способностью выполнения действия спустя определенное время.
Действие включает ориентировочную, исполнительную и контрольную части. Ведущую роль играет ориентировочная часть, которая зависит от ООД.
Типы ООД выделяются по следующим основаниям:
А. По обобщенности:
1) обобщенная, т.е. отражающая сущность целого класса явлений;
2) конкретная, т.е. пригодная для единичного конкретного случая;
Б. По уровню полноты:
1) полная;
2) неполная;
3) избыточная;
В. По способу получения:
1) дается в готовом виде обучаемому;
2) составляется им самостоятельно.
Самостоятельное составление ООД может происходить либо путем «проб и ошибок», либо сознательного применения общего приема (метода).
Исходя из этих основных типов ООД составляются их комбинация, образующие восемь типов ООД.
Этапы формирования умственных действий:
• Мотивационный. Формируется положительное отношение обучаемого к целям, задачам и содержанию обучения. Для этого используются проблемные ситуации.
• Составление схемы ориентировочной основы действия: выделяются системы ориентиров, учет которых необходим для выполнения действия; осуществляется ознакомление с действием и порядком его выполнения (обучающий экстериоризует свои умственные действия).
• Формирование действия в материальной (материализованной) форме: обучаемый производит действия с опорой на внешне представленные образцы действия, т.е. схему ООД. Обучающий имеет возможность проконтролировать правильность осуществления каждой операции обучаемым. Выполнение сочетается с речевым сопровождением.
• Этап формирования действия как внешнеречвого: опорой выполнения действия выступает внешняя речь. Происходит дальнейшее обобщение действия.
• Этап формирования действия во внешней речи про себя: происходит постепенное исчезновение внешней, звуковой стороны речи. Действие быстро начинает сокращаться и автоматизироваться, приобретая вид действия по формуле.
• Этап формирования действия во внутренней речи: действие полностью автоматизируется и уходит из сознания, оставляя в нем только конечный результат.
|
|
Два обязательных требования к процессу поэтапного формирования умственных действий:
1) в каждой новой форме действие должно быть" полностью развернутым, а его преобразование должно пройти все слагающие его элементы;
2) ни на одном этапе, кроме последнего, освоение действия не должно доводиться до автоматизации, т.к. преждевременная автоматизация препятствует переходу действия в генетически более поздние формы.
Специальная организация поэтапного формирования умственной деятельности с целью получения действия с заранее заданными параметрами обобщенности, разумности, сознательности и т.д. названа П.Я. Гальпериным планомерно-поэтапным формированием умственных действий.
Таким образом, практическим воплощением теоретических положений об ориентировочной деятельности явилась разработка и апробация концепции планомерно-поэтапного формирования умственных действий, которая используется в различных сферах обучения и профессиональной подготовки. В то же время, представляется дискуссионным вопрос о сведении П.Я. Гальпериным всех психических процессов к ориентировочной деятельности.