Основные положения концепции поэтапного формирования умственных действий

Теория поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин)

Гальперин Петр Яковлевич (1902 - 1988) – отечественный психолог, доктор психологических наук.

С точки зрения Гальперина предметом психологии является ориентировочная деятельность. Психология не может и не должна изучать всю психическую де­ятельность и все стороны каждой из ее форм.

Ориентировочная деятельность субъекта есть средс­тво приспособления к ситуациям, которые отлича­ются от условий работы механизмов, управляющих автоматическими реакциями. Субъект, осуществляя ориентировку:

а) производит обследование ситуации, содержа­щей в себе элемент новизны;

б) подтверждает или изменяет смысловое функ­циональное значение ее объектов;

в) примеривает и видоизменяет свои действия, намечает для них новый или подновленный путь;

г) осуществляет активную регуляцию хода дейс­твий в процессе их исполнения.

В дальнейшем происходит автоматизация действий и ориентировочная деятельность сокращается.

На физиологическом уровне ориентировочная деятельность обеспечивается ориентировочно-исследовательским рефлексом, о котором писал И.П. Павлов.

Гальперин выделяет основные уровни ориенти­ровочной деятельности. В качестве единицы пове­дения он рассматривает действие:

1) физическое действие;

2) физиологическое действие;

3) действие субъекта;

4) действие личности.

Основные положения концепции поэтапного формирования умственных действий

Положения об ориентировочной деятельности нашли отражение в концепции поэтапного форми­рования умственных действий.

Образ действия и образ среды действия составляют ориентировочную основу действия. ООД (ориенти­ровочная основа действия) — это та система условий, на которую реально опирается человек при выполне­нии действия. К числу независимых характеристик (параметров) действия относятся:

1) форма,

2) обоб­щенность,

3) развернутость,

4) освоенность.

Форма действия характеризует степень присвоенности или, по Л.С. Выготскому, интериоризации действия. На этом пути выделяют три основные фор­мы действия: материальную, внешнеречевую и умс­твенную, а также материализованную (которая близка к материальной) и перцептивную (промежуточную между материализованной (материальной) и внешне-речевой).

При материализованной и материальной фор­ме действия объект дается учащемуся либо в виде реальных предметов (материальная), либо в виде моделей, схем, чертежей (материализованная) (на­пример, счет с помощью палочек и счет по изобра­жениям).

Перцептивные действия составляют умение ви­деть, слышать (например, счет глазами).

При внешнеречевой форме действия объект дейс­твия представлен в форме внешней речи — устной или письменной (например, счет вслух). Здесь действие приобретает характер уже теоретического, идеально­го, но еще доступного внешнему, объективному на­блюдению.

Умственное действие осуществляется про себя, его структурными компонентами являют­ся представления, понятия, операции про себя. Возможность осуществления умственного действия означает, что действие прошло весь путь интериори­зации и превратилось из внешнего во внутреннее.

Обобщенность действия характеризует меру выделения существенных для выполнения действия свойств предмета из других, несущественных.

Развернутость действия показывает, все ли операции, первоначально входившие в состав дейс­твия, выполняются человеком. По мере формирова­ния действия состав выполняемых операций умень­шается, действие становится свернутым, сокращен­ным.

Освоенность действия включает такие харак­теристики действия, как легкость выполнения, сте­пень автоматизированности и быстрота выполне­ния.

Помимо этих четырех первичных характеристик действия выделяют также четыре вторичных харак­теристики: 1) разумность, 2) сознательность, 3) абс­трактность и 4) прочность действия.

1) Разумность действия определяется степенью содержательной полноты ООД и обобщенностью действия.

2) Сознательность действия определяется тем,, насколько человек может дать отчет о том, что и по­чему он делает.:

3) Абстрактность действия выражается в спо­собности выполнения действия в уме и в понятий­ной форме.

4) Прочность действия определяется способнос­тью выполнения действия спустя определенное вре­мя.

Действие включает ориентировочную, исполни­тельную и контрольную части. Ведущую роль играет ориентировочная часть, которая зависит от ООД.

Типы ООД выделяются по следующим основаниям:

А. По обобщенности:

1) обобщенная, т.е. отражающая сущность цело­го класса явлений;

2) конкретная, т.е. пригодная для единичного конкретного случая;

Б. По уровню полноты:

1) полная;

2) неполная;

3) избыточная;

В. По способу получения:

1) дается в готовом виде обучаемому;

2) составляется им самостоятельно.

Самостоятельное составление ООД может про­исходить либо путем «проб и ошибок», либо созна­тельного применения общего приема (метода).

Исходя из этих основных типов ООД состав­ляются их комбинация, образующие восемь типов ООД.

Этапы формирования умственных действий:

Мотивационный. Формируется положительное отношение обучаемого к целям, задачам и содержа­нию обучения. Для этого используются проблемные ситуации.

Составление схемы ориентировочной основы действия: выделяются системы ориентиров, учет которых необходим для выполнения действия; осу­ществляется ознакомление с действием и порядком его выполнения (обучающий экстериоризует свои умственные действия).

Формирование действия в материальной (мате­риализованной) форме: обучаемый производит дейс­твия с опорой на внешне представленные образцы действия, т.е. схему ООД. Обучающий имеет возмож­ность проконтролировать правильность осуществле­ния каждой операции обучаемым. Выполнение соче­тается с речевым сопровождением.

Этап формирования действия как внешнеречвого: опорой выполнения действия выступает вне­шняя речь. Происходит дальнейшее обобщение действия.

Этап формирования действия во внешней речи про себя: происходит постепенное исчезновение внешней, звуковой стороны речи. Действие быстро начинает сокращаться и автоматизироваться, приоб­ретая вид действия по формуле.

Этап формирования действия во внутренней речи: действие полностью автоматизируется и уходит из сознания, оставляя в нем только конечный резуль­тат.

Два обязательных требования к процессу поэтапного формирования умственных действий:

1) в каждой новой форме действие должно быть" полностью развернутым, а его преобразование долж­но пройти все слагающие его элементы;

2) ни на одном этапе, кроме последнего, освоение действия не должно доводиться до автоматизации, т.к. преждевременная автоматизация препятствует переходу действия в генетически более поздние формы.

Специальная организация поэтапного формиро­вания умственной деятельности с целью получения действия с заранее заданными параметрами обоб­щенности, разумности, сознательности и т.д. названа П.Я. Гальпериным планомерно-поэтапным форми­рованием умственных действий.

Таким образом, практическим воплощением тео­ретических положений об ориентировочной деятель­ности явилась разработка и апробация концепции планомерно-поэтапного формирования умственных действий, которая используется в различных сферах обучения и профессиональной подготовки. В то же время, представляется дискуссионным вопрос о све­дении П.Я. Гальпериным всех психических процес­сов к ориентировочной деятельности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: