Диаграмма осадок носом и кормой и ее использование при удифферентовке судна и снятии судна с мели

Диаграмма осадок носом и кормойэто графическое изображение зависимостей между объемным водоизмещением судна, абсциссой центра величины и осадками носом и кормой. Цифры, стоящие на кривых, показывают, к каким значениям водоизмещения и абсциссы ЦВ относится данная кривая. Диаграмма позволяет по известным осадкам Тн и Тк, не производя расчетов, определять с достаточной для эксплуатации точностью объемное водоизмещение и абсциссу ЦВ. Для оперативной оценки посадки по рассчитанным водоизмещению судна Д и его статическому моменту относительно плоскости мидель-шпангоута Мх на судах используют диаграммы осадок носом и кормой. Дифферентование используется при посадке судна на отдельную банку небольших размеров, когда место касания грунта расположено в оконечно­стях судна, а под остальной частью киля имеется достаточный запас глубин. Наиболее простым способом изменения дифферента является перекачка бал­ласта или топлива из района посадки в противоположную оконечность. Первоначально определяется величина потери осадки АБ в месте соприкосновения с грунтом (рис. 1)

Рис. 1. Схема посадки судна на мель

АБ = ∆Тк+(∆Тн - ∆Тк)(1/2 +xa/L) где ∆Тн = Тнн1; ∆Тк = ТК -Tк1; ха - абсцисса внешней кромки банки; L — длина судна между перпендикулярами; Тнн1 — осадка носом до и после посадки на мель; Тк к1 — осадка кормой до и после посадки на мель. У судна, находящегося на плаву с осадкой Тн и Тк в результате продольного перемещения груза массой Р, центр тяжести которого расположен в точке с абсциссой x1, в точку с абсциссой x2 изменения осадок носом ∆Т'н и кормой ∆Т'к составят: ∆Т'н = P(x2 – x1)L/2DH; ∆Т'к = P(x2 – x1)L/2DH где D - водоизмещение при средней осадке, которую судно имело до посадки на мель; Н - продольная метацентрическая высота; L - длина судна между перпендикулярами. Далее с учетом полученных значений ∆Т'н и ∆Т'к определяется величина уменьшения осадки в месте касания грунта аб (рис. 2), аб = ∆Т'к + (∆Т'н - ∆Т'к)(1/2 + xa/L) Рис. 2 Схема изменения посадки судна при дифферентовке

Если аб > АБ, то судно после дифферентовки оказывается на плаву. В противном случае уменьшается значение силы реакции грунта. Новое значение силы реакции грунта после дифферентовки Rt можно примерно оценить по следующей формуле: Rд - R (АБ - аб)/АБ При приемке или снятии груза на судне, находящемся на плаву, для расчета изменения осадок носом и кормой используются следующие формулы: ∆Тн =+P(xL/DH+1/q); ∆Тк =-P(xL/DH-1/q),где х - абсцисса центра тяжести груза. При снятии груза его масса Р вводится со знаком (+), а водоизмещение судна уменьшается на величину снятого груза и, наоборот, при приеме груза его масса вводится со знаком (-), а водоизмещение судна увеличивается на величину принятого груза.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: