Ступени нравственного развития личности (по Л. Кольбергу)

Нравственная рефлексия педагога и ценностные аспекты профессиональной деятельности.

Ступени нравственного развития личности (по Л. Кольбергу).

Рефлексия – состояние внутренних сомнений, обсуждение с самим собой возникающих в жизни вопросов, трудностей, поиск вариантов ответа на происходящее или ожидаемое, внутренняя работа соотнесения себя, возможностей своего Я с тем, чего требуют жизненные обстоятельства.
Педагогическая рефлексия имеет своим содержанием особенности профессиональной педагогической работы, прежде всего собственный педагогический опыт.
Возрастные особенности морально-нравственного становления человека изучал Л. Кольберг. В основу своей концепции Кольберг положил категорию «концвенциональность» (конвенция – договор, правило). Он создал школу, которую назвал «Справедливое сообщество». По его мнению, в ходе взросления человек проходит три стадии, связанные с особенностью возрастного развития психики (конечно, возрастное деление достаточно условно).
До семи лет человек не знает, что такое правильно и неправильно, он эгоистичен и даже эгоцентричен, т.е. видит себя центром мира и чувствует себя его творцом (по этому поводу существует много метафор – «ребенок – посланник бога», «устами младенца глаголет истина» и т.д.). Это период получил у автора название доконвенционального.
Постепенно ребенок осознает «выгоду» послушания и принимает закон, порядок авторитетных (а чаще больших, сильных) взрослых. Принимает он чужие нормы и правила некритично, на веру. Эти особенности возраста (6,7 - 11,12 лет) обусловлены и физиологией. Это возраст смены зубов – «сон разума» - благоприятный этап для воспитания - социализации. Это конвенциональный период.
Положительные и отрицательные результаты социализации проявляются на следующем этапе – постконвенциональном. Положительный результат этого этапа – присвоение общечеловеческих ценностей, а отрицательный – нигилизм, цинизм, безнравственность. После 18 лет.
Таким образом, нравственное развитие, по мнению автора, связано с возрастом. Оно зависит от среды и воспитания.
Близки идеям Кольберга основные позиции теории ступеней нравственного образования С.И.Гессена – русского философа и педагога первой половины ХХ века. Он также выделяет три этапа нравственного становления человека в процессе образования:
- аномия (беззаконие), Ведущая деятельность игра.
- гетерономия (чужой закон), Ведущая деятельность урок
- автономия (свой – нравственный - закон), Ведущая деятельность творчество
Нравственное воспитание
– это целенаправленное взаимодействие педагога с воспитанниками, в ходе которого осуществляется воздействие на сознание, чувства, поведение воспитанников и формируются их нравственные качества.
Целью нравственного воспитания является формирование нравственной культуры личности. Нравственная культура личности – освоенный личностью моральный опыт общества, выражающийся в уровне развития нравственных понятий, суждений, нравственных чувств, ценностей, оценок, сформированности ведущих нравственных качеств и культуры поведения, в способности к нравственному выбору.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: