Двенадцатый билет

ОСНОВНЫЕ ОТРАСЛИ ПСИХОЛОГИИ

В настоящее время психология представляет собой весьма развет­вленную систему наук. В ней выделяется много отраслей, представ­ляющих собой относительно самостоятельно развивающиеся направ­ления научных исследований. Имея в виду этот факт, а также то обстоятельство, что в настоящее время система психологических наук продолжает активно развиваться (каждые 4 – 5 лет появляется какое-либо новое направление), правильнее было бы говорить не об одной науке психологии, а о комплексе развивающихся психологи­ческих наук.

Их в свою очередь можно разделить на фундаментальные и прикладные, общие и специальные. Фундаментальные, или базовые, отрасли психологических наук имеют общее значение для понимания и объяснения психологии и поведения людей независимо от того, кто они и какой конкретной деятельностью занимаются. Эти области призваны давать знания, одинаково необходимые всем, кого инте­ресуют психология и поведение людей. В силу такой универ­сальности эти знания иногда объединяют термином «общая психо­логия».

Прикладными называют отрасли науки, достижения которых ис­пользуются на практике. Общие отрасли ставят и решают пробле­мы, одинаково важные для развития всех без исключения научных направлений, а специальные — выделяют вопросы, представляющие особый интерес для познания какой-либо одной или нескольких групп явлений.

Рассмотрим некоторые фундаментальные и прикладные, общие и специальные отрасли психологии, связанные с образованием.

Общая психология исследует индивида, выделяя в нем, познавательные процессы и личность. Познавательные процессы охватывают ощущения, восприятие, внимание, память, воображение, мышление и речь. С помощью этих процессов человек получает и перерабатывает информацию о мире, они же участвуют в форми­ровании и преобразовании знаний. Личность содержит свойства, которые определяют дела и поступки человека. Это - эмоции, способности, диспозиции, установки, мотивация, темперамент, характер и воля.

Специальные отрасли психологии, тесно связанные с теорией и практикой обучения и воспитания детей, включают гене­тическую психологию, психофизиологию, дифференциальную психо­логию, возрастную психологию, социальную психологию, педагоги­ческую психологию, медицинскую психологию, патопсихологию, юридическую психологию, психодиагностику и психотерапию.

Генетическая психология изучает наследственные механизмы пси­хики и поведения, их зависимость от генотипа. Дифференциальная психология выявляет и описывает индивидуальные различия людей, их предпосылки и процесс формирования. Ввозрастной психологииэти различия представлены по возрастам. Эта отрасль психологии изучает также изменения, происходящие при переходе из одного воз­раста в другой. Генетическая, дифференциальная и возрастная психология вместе взятые являются научной основой для понимания законов психического развития ребенка.

Социальная психология изучает человеческие взаимоотношения, явления, возникающие в процессе общения и взаимодействия людей друг с другом в разного рода группах, в частности в семье, школе, в ученическом и педагогическом коллективах. Такие знания необ­ходимы для психологически правильной организации воспитания.

Педагогическая психология объединяет всю информацию, связанную с обучением и воспитанием. Особое внимание здесь обращает­ся на обоснование и разработку методов обучения и воспитания людей разного возраста.

Три следующие отрасли психологии - медицинская и патопсихо­логия, а также психотерапия - имеют дело с отклонениями от нормы в психике и поведении человека. Задача этих отраслей психологической науки - объяснить причины возможных психиче­ских нарушений и обосновать методы их предупреждения и лечения. Такие знания необходимы там, где педагог имеет дело с так назы­ваемыми трудными, в том числе педагогически запущенными, детьми или людьми, нуждающимися в психологической помощи. Юри­дическая психология рассматривает усвоение человеком правовых норм и правил поведения и также нужна для воспитания. Психо­диагностика ставит и решает проблемы психологической оценки уровня развития детей и их дифференциации.

Изучение психологических наук начинается с общей психологии, так как без достаточно глубокого знания основных понятий, вводи­мых в курсе общей психологии, невозможно будет разобраться в том материале, который содержится в специальных разделах курса. Однако то, что предлагается в первой книге учебника, не есть общая психология в чистом виде. Это, скорее, тематическая подборка мате­риалов из различных областей психологической науки, имеющих значение для обучения и воспитания детей, хотя основу их, конечно, составляют общепсихологические знания.

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ:

1. ПСИХОЛОГИЯ ПОЗНОВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ:

· Ощущения;

· Восприятия;

· Внимание;

· Память;

· Воображение;

· Мышление;

· Речь.

2. ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ:

· Эмоции;

· Способности;

· Мотивация;

· Темперамент;

· Характер;

· Воля.

СПЕЦИАЛЬНЫЕ ОТРАСЛИ ПСИХОЛОГИИ:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: