В качестве важнейших форм практики, как правило, выделяют четыре, хотя их можно выделить и значительно больше. Во-первых, чувственно-предметная практика, с которой сталкивается каждый индивид в своей повседневной жизни. Во-вторых, материально-производственная практика, как область деятельности, без которой не может существовать человек, не приспосабливая природу и природные материалы для своих нужд. В-третьих, социально-преобразующая деятельность, — деятельность направленная на то, чтобы общественная жизнь все полнее отражала потребности живущих в обществе людей. В-четвертых, научный эксперимент — та область практики, которая открывает окно в завтрашний день во всех областях человеческой жизни.
Практика в процессе познания выполняет целый ряд функций. В качестве основных функций можно выделить четыре. Во-первых, практика является источником познания, поскольку все знания вызваны к жизни главным образом потребностями практической деятельности людей. Во-вторых, практика выступает как основа познания и его движущая сила. Практика пронизывает все стороны, моменты, формы, ступени познания от начала и до конца. Она служит основой познания и потому, что обеспечивает его техническими средствами, приборами, сложным оборудованием, то есть всем тем, без чего современный познавательный процесс не может быть успешным. В-третьих, практика является целью познания, ибо познание осуществляется не ради простого любопытства, а для обеспечения ближних и отдаленных целей практики. В-четвертых, практика представляет собой решающий критерий истинности знаний, поскольку, будучи приобретенными ради практики, они на практике проверяются, уточняются. Практика позволяет отделить истинные знания от заблуждений.
|
|
Общая характеристика чувственной ступени познания.
Познание, как известно, бывает чувственным и рациональным. Рациональное познание исходные посылки своей деятельности берет из чувственного познания.
Чувственное познание осуществляется посредством органов чувств.
Для чувственного познания характерны: непосредственность (прямое воспроизведение отражаемого объекта), наглядность и предметность возникающих образов, воспроизведение объектов познания на уровне явления, т.е. их внешних свойств, которые могут быть восприняты органами чувств человека.
Основными формами чувственного познания являются ощущение, восприятие и представление.
Ощущение — отражение в сознании человека отдельных свойств и сторон объекта, которые сами по себе не дают целостного видения, понимания объекта. Такими отдельными свойствами и сторонами познаваемого объекта могут быть цвет, звук, контуры, температура, запах и т.д.
|
|
Восприятие представляет собой синтез ощущений, позволяющий сформировать целостный образ объекта. Оно является результатом деятельного, активного отношения человека к познаваемому миру. В восприятии происходит соединение цвета, формы, плотности, температуры и других характеристик предмета в единое целое, позволяющее судить об этом и именно об этом предмете или объекте познания. Важной чертой восприятия является его тесная связь с ранее приобретенным опытом.
Ошибки в восприятии возможны потому, что оно сопряжено с узнаванием. Воспринять то, с чем уже приходилось встречаться ранее, легче, чем создавать образ того, с чем никогда не встречался. Для узнавания предмета не обязательно ощущать все его качества, достаточно отдельных параметров, например, цвета, формы и т.д. Восприятие субъективно, поскольку мы замечаем то, что склонны заметить, и не воспринимаем того, что в конкретный момент выходит за пределы наших интересов.
Представление — наглядное воспроизведение прошлых восприятий с помощью памяти и воображения. По сравнению с восприятием, оно является более обобщенным образом действительности, который служит ступенькой для перехода к рациональному отражению действительности. В отличие от восприятия, представление обычно менее отчетливо, расплывчато. Представление базируется не только на реальном опыте, но и на сведениях, почерпнутых из книг, газет, радио и телепередач. В формировании представления велика роль фантазии и воображения, а поэтому в нем нередко причудливо переплетены реальные и вымышленные элементы, детали.