ГЛАВА 7. ГРАФИЧЕСКОЕ СЧИСЛЕНИЕ КООРДИНАТ СУДНА
Назначение, содержание и сущность счисления
Общие положения. Элементы счисления
Важнейшим условием обеспечения навигационной безопасности плавания судна и решения задач, связанных с использованием его технических средств, является точное знание его текущих (счислимых) координат на любой момент времени.
В современном судовождении одним из основных способов, позволяющих получать текущие координаты относительно поверхности Земли (т.е. относительно дна морей и океанов) является учет перемещения судна.
Перемещение судна относительно морского дна происходит (в основном) под непосредственным воздействием собственных движителей.
Кроме этого на перемещение судна оказывают влияние внешние факторы ® ветер и течение.
Для получения текущих (счислимых) координат судна необходимо знать и учитывать следующие элементы счисления:
· исходные (начальные) координаты судна (место судна на якоре, бочке, у причала и др.) ® широту (j1) и долготу (l1);
· истинный курс судна (ИК), т.е. исправленный поправкой выработанный курсоуказателем (гирокомпасом, гироазимутом, магнитным компасом и др.) компасный курс (КК);
· пройденное судном расстояние от исходной точки до заданного времени по показаниям лага (SЛ) или рассчитанного по оборотам движителей (VОБ) и продолжительности плавания (t) ® SОБ;
· дрейф судна, вызываемый ветром (направление и скорость ветра, угол дрейфа);
· снос судна течением (направление и скорость течения);
· время плавания от исходной точки до заданного времени
(7.1)
называемого интервалом счисления.