Глава 11. Внешнеэкономическая деятельность предприятия

11.1. Правовые основы и формы
внешнеэкономической деятельности

Развитие рыночных отношений в России требует от руководителей предприятий умения управлять не только производством, но и сбытом своей продукции на внутреннем и внешнем рынках. В связи с этим к традиционным видам деятельности предприятий производственной, социальной, финансовой, технической, научной, маркетинговой, добавляется внешнеэкономическая деятельность.

Внешнеэкономическая деятельность (ВЭД) – это предпринимательская деятельность юридических и физических лиц в области международного обмена товарами, услугами, перемещения материальных, финансовых, интеллектуальных ресурсов.

К видам внешнеэкономической деятельности относятся: внешняя торговля товарами, услугами, информацией, интеллектуальной собственностью; международная производственная кооперация; международное инвестиционное сотрудничество; валютные и финансово-кредитные операции. Субъекты предпринимательской деятельности самостоятельно определяют вид внешнеэкономической деятельности, выбор формы зависит от их реальных возможностей.

Все сферы деятельности регулируются сложной системой законодательных актов, которые обеспечивают правовое управление процессами ВЭД. Система государственного регулирования включает: законодательно-правовую базу; организационную структуру регулирования; государственное планирование ВЭД; квотирование и лицензирование внешнеторговых сделок; сертификацию импортных товаров; регистрацию экспортных контрактов; обязательную экспортную оценку количества, качества и цены экспортируемых товаров; таможенное регулирование; валютное и кредитно-денежное регулирование ВЭД.

В соответствии с действующим законодательством государственное регулирование ВЭД осуществляется на основе следующих принципов: единство внешнеэкономической и национальной (внутренней) экономической политики; единство системы государственного регулирования и контроля за его реализацией; перенос центра тяжести с административных на экономические методы; четкое разграничение прав и ответственности РФ и ее субъектов; обеспечение равенства всех участников ВЭД.

К органам, регулирующим ВЭД в Российской Федерации, относятся:

Президент РФ – осуществляет общее руководство внешнеэкономической политикой;

Государственная Дума и Совет Федерации – разрабатывают и принимают законы, регламентирующие ВЭД;

Правительство РФ – проводит в стране единую внешнеэкономическую политику, осуществляет разработку соответствующих программ, участвует в организации и проведении международных переговоров, в формировании экспортного и импортного режимов, регулирует размеры ставок таможенных тарифов, принимает конкретные меры по защите интересов отечественного рынка от иностранной конкуренции.

Кроме того, вопросами ВЭД занимаются Центральный Банк РФ, Государственный таможенный комитет, Торгово-промышленная палата РФ и ряд других государственных органов.

Начало формирования правового механизма регулирования ВЭД было положено Указом Президента РСФСР “О либерализации внешнеэкономической деятельности на территории РСФСР” от 15 ноября 1991 г. В соответствии с принятым указом была отменена действующая почти 3 года обязательная регистрация предприятий и организаций как участников ВЭД;

отменены ограничения на бартерные операции;

банкам, уполномоченным на ведение валютных операций, было разрешено открывать валютные счета всем юридическим и физическим лицам;

отменены ограничения на покупку наличной валюты;

Центральному Банку было предложено принять меры к развитию валютного рынка, расширению сети обменных пунктов;

Правительству РСФСР было предложено существенно сократить перечень лицензируемых и квотируемых товаров;

установлено, что курс рубля к иностранным валютам будет определяться на основе спроса и предложения на межбанковском валютном рынке.

Глубокие преобразования во внешнеэкономической сфере России, направленные на переход к открытой экономике, были неразрывной составной частью радикальной экономической реформы, осуществляемой в России.

Одной из приоритетных задач экономических преобразований в России стала либерализация внешней торговли, которая была призвана способствовать равноправной интеграции российской экономики в мировое хозяйство. Это предполагало в свою очередь формирование базирующегося на рыночных принципах механизма государственного регулирования внешнеторговых потоков, снятие неоправданных ограничений в этой сфере.

За годы реформ были заложены основы правовой инфраструктуры ВЭД, приняты важнейшие законы, регулирующие внешнеэкономическую деятельность.

Важнейшей сферой внешнеэкономической деятельности являются валютные операции. В связи с этим 9 октября 1992 г. был принят Закон “О валютном регулировании и валютном контроле”.

В 1993–1994 гг. имела место частичная либерализация экспортного режима: спи­сок квотируемых товаров постепенно сокращался, уменьшался также перечень товаров, облагаемых экспортными пошлинами, а их ставки снижались. В отношении импорта товаров экономические меры регулирования (таможенные тарифы и налоги) дополнялись обязательной сертифика­цией на предмет их безопасности и соответствия российским стандартам.

21 мая 1993 г. был введен в действие Закон РФ “О таможенном тарифе”. Закон определил место таможенного тарифа в системе государственных методов регулирования ВЭД и послужил основой для последующих изменений в сфере формирования нормативной базы. С 21 июня 1993 г. начал действовать Таможенный Кодекс РФ. Одним из главных его достоинств является то, что он соответствует международным стандартам.

В течение второй половины 1994 г. и в начале 1995 г., по существу, был отменен прежний порядок регулирования российского экспорта на основе квот и лицензий. С этого времени в перечень товаров, подпадающих под лицензионный режим, стали входить:

продукция, вывоз которой регламентируется квотами, установленными “извне”, т.е. на базе подписанных Россией международных обязательств;

товары, по которым сохранен особый порядок экспорта.

Важнейшие сдвиги в области государственного регулирования ВЭД произошли в 1995 г., когда вступил в действие Закон РФ “О государственном регулировании внешнеторговой деятельности”. Его законодательная база определила: принципы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности; разграничение сферы компетенции Федерации и ее субъектов; методы государственного регулирования внешнеэкономических связей.

В 1996 г. были полностью отменены экспортные пошлины и введена единая система обязательной экспертной оценки количества, качества и цены экспортируемых товаров.

В 1998 г. был принят закон “О лизинге”, который определил формы и порядок осуществления операций по международному лизингу. С 1998 г. активизируется переговорный процесс по присоединению России к Всемирной торговой организации, реализуется соглашение о партнерстве и сотрудничестве между Россией и ЕС. В этом же году Россия присоединяется к Азиатско-Тихоокеанскому экономическому сообществу.

1 января 1999 г. вновь введены экспортные таможенные пошлины на широкий круг товаров. Новый закон “Об иностранных инвестициях” способствовал привлечению в экономику РФ иностранных материальных и финансовых ресурсов, передовой техники и технологии, управленческого опыта и создал условия соответствующие нормам международного права и международной практики инвестиционного сотрудничества.

Эволюция, которую претерпел механизм регулирования внешнеэкономической деятельности в последние годы, сводится в основном к следующему:

– ликвидация высокомонополизированной системы внешней торговли, при которой экспортно-импортные операции были сосредоточены в руках достаточно ограниченного круга специализированных внешнеторговых объединений;

– весьма значительное расширение числа субъектов, участвующих во внешней торговле, в том числе и в качестве посредников;

– упразднение жесткого централизованного воздействия на объем, структуру и географическое направление внешнеторгового оборота;

– сглаживание и использование действующих, а не формально существующих, как это было раньше, экономических регуляторов экспорта и импорта – ставок таможенного тарифа и курса рубля, а также организация внутреннего валютного рынка, что предоставляет хозяйствующим субъектам свободный доступ к валютным ресурсам;

– уменьшение роли государства в финансировании внешнеторговых операций.

Формы внешнеэкономической деятельности

Средством реализации различных видов внешнеэкономической деятельности являются коммерческие операции.

Внешнеэкономическая коммерческая операция – это комплекс действий по подготовке, заключению и выполнению международной сделки (договора).

Договор признается международным, если заключен между сторонами, находящимися на территории разных государств. Международные коммерческие операции подразделяются на основные, осуществляемые на возмездной основе между непосредственными участниками операций, и вспомогательные, связанные с продвижением товара покупателю (табл. 11.1).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: