Организация управления ВЭД на предприятии

В современных условиях предприятие – основное звено внешнеэкономического комплекса страны, имеет право самостоятельного выхода на внешний рынок.

Для эффективного управления ВЭД на уровне предприятия нужна особая структура управления.

Организационная структура управления ВЭД предприятия прежде всего определяется целями и задачами, которые она должна решать. Основным звеном, которое занимается ВЭД на крупных предприятиях, являются отделы внешнеэкономических связей (ОВЭС) или специализированные внешнеторговые фирмы. Независимо от принятой организационной структуры предприятия для осуществления внешнеэкономической деятельности требуется выполнение следующих функций:

Научно техническое сотрудничество и внешнеэкономические связи. Это предполагает проведение необходимых мероприятий по научно-техническому сотрудничеству с другими фирмами в изучении и внедрении передового опыта; разработку планов сотрудничества; организацию переговоров; сбор и накопления информации по международному опыту; подбор специалистов для командировок за рубеж; планирование и контроль за экспортным производством.

Протокол. Организация протокольных мероприятий, связанных с приемом делегаций; проведения консультаций с иностранными специалистами; оформление документов приезжающих зарубежных специалистов; перевод каталогов, проспектов, технической документации.

Маркетинговые исследования, составление прогнозов сбыта и выработка политики ценообразования; анализ характеристик выпускаемой продукции с точки зрения требований рынка; оценка конкурентоспособности продукции; изучения и анализ рынка сбыта; составления банка данных для маркетинговых исследований.

Участие в рекламной деятельности, в выставках и ярмарках. При выборе нужной выставки необходимо руководствоваться такими критериями, как популярность выставки, место и время ее проведения, затраты на участие.

Преимущество выставок заключается в том, что во время их проведения происходит непосредственный контакт с потенциальными партнерами, обмен информации, подготовка и заключение контрактов.

Работа по подготовке, заключению и исполнению международных контактов; переговоры с потенциальными зарубежными партнерами; работа с посредниками; ведение карточки по учету потребителей.

Работа с таможенными органами. Кроме специального отдела проблемами ВЭС на предприятиях приходится заниматься практически всем организационным структурам.

Все функциональные отделы и службы, содействующие работе на внешнем рынке, можно условно подразделить на 3 группы.

Группа отделов, осуществляющих планирование:

планово-экономический отдел – планирование ВЭД;

валютно-финансовый отдел – валютное планирование, контроль за банковскими, кредитными и расчетными операциями;

бухгалтерия – учет и отчетность, расчеты с банками, поставщиками.

Группа отделов, занимающихся маркетингом:

отдел конъюнктуры;

отдел цен;

отдел рекламы и выставок;

инженерно-технический отдел (изучение действующих на мировом рынке технических требований к товарам, анализ технического уровня и качества продукции, ее конкурентоспособности).

Отдел технического обслуживания выполняет техническое обслуживание товаров за рубеж.

Группа отделов, обеспечивающих принятие и использование управленческих решений:

отдел кадров;

юридический отдел;

отдел загранкомандировок;

канцелярия.

Создание такой разветвленной структуры управления ВЭД характерно для предприятий, которые активно участвуют во внешнеэкономической деятельности независимо от их организационно-правовой формы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: