Жанр песни русского классицизма. Песни Сумарокова

Песни

В своей поэтической теории и практике Сумароков уделял внимание не только основным, но и отчасти периферийным жанрам эпохи классицизма - и прежде всего элегиям и песнями. Главным требованием к авторам любовной лирики было изображение неподдельных человеческих чувств, что возможно только при наличии собственного, личного опыта поэта: "Коль хочешь ты писать, так прежде ты влюбись". Не умствование, не "притворство", а живое движение чувств ("и хладно в ней всегда без страсти стихотворство") определяет жанрово-стилевую основу любовной лирики, в которой поэт "восклицает" "едино только то, что сердце говорит", и оттого "плачевной музы глас быстрее проницает".

Песню Сумароков убежденно отнес к литературным жанрам, что было новшеством. Он мог это сделать потому, что именно его собственными усилиями, его поэтической работой русская "книжная" песня была совершенно перестроена, превращена в литературный жанр. Сумароков отбросил все, что казалось ему лишним и мешающим силе непосредственного воздействия. В основе сюжета - отношения двух любящих, чаще всего сведенных к простейшей ситуации (измена или разлука, или и то и другое вместе), и в этой простой схеме Сумароков сумел выразить новое понимание любовного чувства. Любовь не может быть развлечением или игрой; она не подчиняется власти рассудка, человек не в состоянии любить или не любить по собственной воле. Так, в одной из песен [словарь терминов - песня] влюбленный юноша, которому изменила любимая, сначала собирается отплатить изменой за измену, променяв чувство на чувство, забыть прежнюю любовь и все свои страдания, но это оказывается невозможным, потому что возникает неожиданное сдерживающее начало, о котором герой и не подозревал ранее. Чувство оказывается не мелкой разменной монетой в любовной игре, не салонным флиртом, а истинной, глубокой и всепокоряющей страстью.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: