Из истории цивилистики

Право собственности неразрывно связано с вещью и не отстает от нее, переходит вместе с ней, в чьих бы руках, в каком положении вещь ни находилась, прикреплено к ней. С правом на вещь связано свойство исключительности, преимущества, предпочтения. Собственность предполагает не одно только фактическое отношение человека к вещи, не одну только принадлежность вещи человеку, не одно употребление вещи как орудия для житейской цели, хотя бы это орудие было исключительно подвластно человеку. Она предполагает более - предполагает живую, неразрывную и безусловную связь человека с вещью.

(К.П. Победоносцев)

"Вещь" как определяющий объект собственности следует понимать в самом широком ее значении - не только в содержательном отношении (начиная от земли, исконного, первородного объекта, до передовых устройств и механизмов современной техники и технологии), но и в отношении внешних характеристик вещей, понимаемых в смысле любых объективно опредмеченных явлений материального и духовного мира, окружающих людей.

Второе положение - собственность есть отношение к вещам "как к своим" (проф. А.В. Венедиктов). С философской стороны собственность представляет собой своего рода распространение (проекцию) абсолютной, исключительной и всеобъемлющей власти человека в отношении своей собственной плоти и ума на внешние предметы. И они вследствие этого становятся еще одними, притом могущественными "руками" или даже, если угодно, - "частями самого тела" человека - инструментами реализации его активности, творчества, производительной деятельности, жития и досуга.

Третье положение - полное, абсолютное обладание вещами, иными предметами означает власть человека, такую же, в принципе, как персональная (точнее, персонифицированная) власть человека над самим собой; во всяком случае, над своими физическими возможностями, способностями, умениями и т.д. Власть "собственническая", замкнутая в основном на вещах, экономической, хозяйственной деятельности, является конститутивным элементом собственности.

Из истории цивилистики

Отличительное свойство вещного права состоит в том, что в нем содержится господство над имуществом, имеющим значение вещи, и притом господство непосредственное, так что хозяин простирает все действие своего права непосредственно своим лицом на самую вещь, без отношения к какому-либо другому лицу, и не через другое лицо, сам собой. Отсюда - охранение, защита, право на возвращение, исправление и вознаграждение.

(К.П. Победоносцев)

2. Собственность по всем своим исходным началам и своей сути есть именно нечто "свое", "собственное" для человека. То есть как бы продолжение человека. Продолжение его персонального господства, абсолютной и исключительной власти в отношении внешних предметов, которые становятся условиями и факторами его существования, преодоления природных и иных трудностей жизни, а главное, еще одними, притом могущественными, "руками" или даже - "частями самого человека", его бытия (в условном смысле - его "тела"), проявлениями или инструментами его физических возможностей и разума, умения и способностей, активности и творчества.

Само по себе продолжение человека, его силы, способностей и разума во внешних предметах - это явления сугубо объективные, относящиеся к вещам - технике, профессиональной работе, к иным предметам, объективирующим разум и духовные силы человека.

Но такого рода внешние предметы - это все же только объекты собственности, хотя и принципиально важные, в том числе и прежде всего для ее философского видения. А сама собственность - это господство и абсолютная власть над этими предметами, иными объектами.

И вот тут оказывается необходимым право (гражданское право), при помощи которого внешние предметы обретают качества неотъемлемых частиц самого человека, как бы его продолжения - естественных и органически собственных, принадлежащих данному человеку опор и средств для продолжения и интенсификации его деятельности, его жизнедеятельности как разумного существа. Именно здесь, под юридическим углом зрения, внешние предметы (блага) обретают качества "всеобщности", "абсолютности", "исключительности".

Такими предметами и в результате "эффекта собственности" как бы частицами самой плоти и духа человека и соответствующими правовыми качествами стали сначала - сами по себе вещи как частицы материального мира, потом - объективированные "свершения разума" - так или иначе опредмеченные результаты авторства, изобретательства, профессиональные навыки и умения (предметы и формы интеллектуальной собственности), а затем - и "знаки" таких предметов и "свершений разума" (ценные бумаги, иные внешне выраженные знаки в электронно-информационном мире).

3. Благодаря тому что для собственности характерно широкое, наиболее полное обладание человеком вещами, иными благами, само по себе требующее своего упрочения и развития, собственность становится фактором активности и озабоченности человека за ее использование и судьбу, мощным стимулом предельно интенсивной рисковой деятельности, импульсом к обратному вложению в производство. И одновременно - ответственности собственника.

Понятно, что собственность во всем объеме своих качеств и достоинств (впрочем, и негативных, противоречивых сторон, источника корыстолюбия, вещевого эгоизма, страсти к накопительству и др.) - это частная собственность, то есть собственность человека, конкретного лица (или группы конкретных лиц), полное обладание которого вещами, иными благами напрямую соприкасается, контактирует с его волей, интересами, интенсивно, порой неотвратимо воздействует на них.

Только частная собственность (абсолютное право на вещи и интеллектуальная собственность - исключительное право на нематериальные блага, "знаки собственности") дает ее субъекту наиболее широкие, общедозволительные права обладания и в этой связи способна оказывать на человека, на его волю и интересы, мощное и многообразное воздействие. Такое воздействие, которое активизирует личность, ее творческий потенциал и таким путем приносит благо и самому человеку, и всему сообществу людей. В этих своих качествах частная собственность, хотя и является источником и поприщем ряда негативных сторон в жизни людей, вместе с тем включается, как и опосредующее ее право, в жесткие механизмы поступательного восходящего развития общества.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: