Работа над собой

Критическое познание самого себя включает анализ сво­ей личности (взгляд на жизнь, отношение к труду, к людям, характер, привычки, волевые и эмоциональные качества, отношение к дефекту речи). Самопознанию очень помогает сопоставление себя с другими в отношении речи. При этом, наблюдая у себя те или иные недостатки по сравнению с дру­гими лицами, не огорчайтесь, сохраняйте человеческое до­стоинство, не считайте себя хуже других, не мобилизуйте ду­ховные силы на выравнивание своего отставания.

Самопринуждение и самообладание. Систематически за­ставляйте себя усилием воли, вопреки привычной судорож­ной речи, связанной с волнением, чувством страха и т.п., го­ворить спокойно, уверенно, плавно. Сдерживайтесь от вся­ких проявлений, вызывающих заикание (поспешное и не­продуманное высказывание, робость и пр.). Строго придер­живайтесь правил плавной речи. Проявляйте самообладание в отношении речи в неблагоприятных для вас ситуациях. Разъясняйте и внушайте себе мысль о полной возможности говорить без заикания, настойчиво убеждайте себя в этом.

Такое самовоспитание обязательно должно протекать в коллективе — в семье, среди товарищей по учебе, совмест­ной работе и т.п. Поэтому не чуждайтесь окружающих вас, а всемерно привлекайте их в помощь себе для овладения нор­мальной речью.

Начинать занятия, как это ни странно, надо с молчания. Первые пять-шесть дней постарайтесь совершенно ни с кем не разговаривать или, если это невозможно, говорите как можно меньше. Вместо устной речи общайтесь при помощи жестов или письменно.

Для чего это делается? Предстоящие занятия требуют оп­ределенной психологической подготовки; период молчания и будет являться ею. Кроме того, общение при помощи жес­тов и письма приучит вас к медленному темпу речи. В итоге все это ослабит и речевые судороги.

В первое время после периода молчания почаще и без при­сутствия посторонних разговаривайте с детьми. Опыт пока­зал, что заикающиеся, разговаривая с малолетними детьми как с менее взыскательными собеседниками, говорят спокой­но, медленно, меньше заикаются.

При любой деятельности человека весь его организм на­ходится в состоянии напряженности, готовности выполнить то или иное действие. Это состояние называется «рабочей по­зой» или «осанкой», «выправкой». Правильная поза всего тела улучшает жизненные процессы: дыхание, кровообра­щение, а следовательно, и деятельность мозга, регулирую­щего, в частности, осанку и нашу устную речь. Вот почему, перед тем как начать говорить, необходимо придать телу выгодную позу: ноги стоят крепко, грудь и плечи разверну­ты, голова поднята.

Во время речи обязательно смотрите в глаза слушающим вас. Этим преодолевается свойственная многим заикаю­щимся стеснительность, робость, вырабатывается смелость, сила воли. Кроме того, в обращенных к вам глазах и лицах людей вы найдете для себя психическую опору, поддерж­ку, что в свою очередь побудит вас глубже вникнуть в со­держание своей речи, почувствовать отношение к ней собе­седников: понимают ее или нет, нравится она или не нра­вится?

Помимо того что все это крайне необходимо для установ­ления контакта со слушателями, вы будете все более и более отвлекаться от внешней стороны речи, — следовательно, от своего заикания. Наконец, такая общепринятая манера раз­говора — это правило вежливости.

Прежде чем начать разговор, на какое-то мгновение за­держитесь, чтобы подавить свое волнение и собраться с мыс­лями; затем, свободно вдохнув, сразу же, без малейшей за­держки дыхания, не торопясь, уверенно начинайте говорить, сосредоточив все внимание на том, что хотите сказать. Про­износите слова медленнее привычного.


Многие из заикающихся стесняются говорить медленно: они думают, что такая речь является странной, трудной для восприятия и даже смешной. Эти опасения неверны. Во-пер­вых, среди нормально говорящих людей немало людей, пользующихся медленным темпом речи; ее все понимают, и никому она не в тягость. Во-вторых, научно доказано, что заикающийся, переключившись на замедленную речь и этим уменьшив число судорог, читает текст в два раза скорее, чем при своей обычной речи.

Начало слов и фраз произносите плавно, легко, без напря­жения, так, как вы говорите: «Ах, как приятно греться на солнышке», или: «Как я рад видеть вас».

Для того чтобы это звучало вполне естественно, нормаль­но, большое значение имеет настроение, самочувствие, при­чем такое, когда, как говорят, душу распирает, петь хочет­ся. При дурном расположении духа, плохом настроении про­изношение получается жестким, напряженным, с оттенком гнева и даже злобы. Понятно, что такое произношение делу не поможет. Оно может вызывать заикание и не у заикаю­щегося. Вот почему так важно быть бодрым, жизнерадост­ным даже в тех случаях, когда для плохого настроения имеются причины.

Кроме того, попробуйте говорить более низким или более высоким голосом. Это в свою очередь также играет немалую роль, и если не устраняет совсем, то, во всяком случае, умень­шает заикание. Словом, используйте любые приемы, так или иначе изменяющие вашу привычную манеру говорить, и вы убедитесь в том, что каждый такой прием уменьшает, а не­редко и вовсе устраняет заикание.

В случае появления судороги не смущайтесь, тем более не теряйте самообладания, а на мгновение прервав речь и спокойно вздохнув, продолжайте говорить, но медленнее, уверенным голосом с мыслью: «Вот теперь скажу хорошо». Ни в коем случае не пытайтесь насильно преодолеть судо­рогу: чем больше будете напрягаться, тем сильнее она про­явится.

Хорошо сказывается на устранении заикания участие в художественной самодеятельности, работа в драмкружке, во всякого рода инсценировках — драматизациях, чтении в лицах отрывков из художественных произведений и т. п.

В этих случаях ваше внимание сосредоточивается на возмож­но более точном отражении характера и поведения изобра­жаемого героя, и в этот момент, незаметно для вас, заика­ние само по себе исчезает.

Кроме рекомендованных нами средств преодоления заи­кания не прибегайте ко всякого рода приемам, называемым «уловками», «ритуалами», якобы облегчающими вашу речь. Сюда относятся: замена слов и даже фраз, в которых имеют­ся, по вашему мнению, «трудные» звуки, другими; вставка в речь лишних гласных звуков («а», «э») и слов («значит», «так сказать» и т. п.), маскирующих заикание; жесты (при­крытие рукой рта и т. д.). Все это еще больше осложняет речь и, следовательно, усиливает заикание. Вместо всякого рода технических ухищрений сосредоточьтесь на высказываемых мыслях и поддерживайте у себя веру в возможность везде и всегда говорить свободно, легко, без запинок.

Установите наиболее благоприятное и удобное для вас время в течение дня, когда сможете внимательнее следить за своей речью, тренироваться в правильном разговоре (обыч­но это первая половина дня). Усиленно следить за речью в течение всего дня в первое время бывает трудно.

Все приведенные рекомендации можно свести к кратким основным обязательным моментам общего характера:

Правила речевой деятельности:

1. Придай телу собранную, уверенную позу, успокойся и
смотри в глаза слушающим тебя.

2. Подумай, вдохни и медленно слитно говори[41].

3. Длинные фразы произноси по частям и не торопясь,
вдыхай воздух в паузах между ними.

4. Говори достаточно громко, без напряжения, отчетли­
во произнося ударные гласные звуки.

5. При неудачах остановись, успокойся и, слегка вздох­
нув, уверенно, несколько медленнее продолжай говорить,

6. Никогда не прибегай во время речи к уловкам с целью
избежать или скрыть заикание.

М.Е. Хватцев. Заикание — недуг устранимый — Л., 1972.—С. 12—23.


Учебное издание


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: