Главная идея – объективная закономерность и необходимость исторического процесса

Для Плеханова марксизм – форма материализма, в которой понимание мира достигло высшей ступени. Называл исторический материализм марксистской социологией, методологическим инструментом которой является диалектический метод. Социология марксизма — наука предвидящая. Необходимость конкретно-исторического подхода к изучению общ.явлений.

Марксистская социология, как и любая социальная наука, имеет дело с законами развития общества. Социологические законы имеют наиболее общий характер по сравнению с законами истории. Они всеобщи.

Оценивая теорию факторов в общ.науке, подходит к тому, что она представляла какую-то ступеньку на пути истинного познания, но по своему существу и выводам эта теория односторонняя.

В истории тот или иной осуществленный вариант того или иного события мог быть и иным в зависимости или от действий личности, или других факторов истор. взаимодействия. «Влиятельные личности благодаря особенностям своего ума и характера могут изменять индивидуальную физиономию событий и некоторые частные их последствия, но они не могут изменить их общее направление, которое определяется другими силами». Однако в целом для П. характерно прежде всего подчеркивание объективных начал, критика субъективизма в объяснении исторического процесса.

Плеханов освещал основные положения марксизма о главенстве условий материальной жизни общества в его поступательном историческом развитии. Ученый показал, что политическая и духовная жизнь общества (государственный строй, политические учреждения, право, наука, искусство и т. п.) складываются на основе и в зависимости от уровня развития производительных сил общества и характера производственных отношений. Вместе с тем, Плеханов подчеркивал относительную самостоятельность развития идеологии и культуры, важную роль обратного воздействия надстройки на базис в человеческом обществе.

Плеханов утверждал историческую неизбежность перехода от капитализма к социализму через революцию как качественного скачка в развитии общества.

Понимание целесообразной деятельности человека во внутренней связи с исторической необходимостью дает возможность понять историю общества как объективный процесс. Социология становится наукой лишь в той мере, в какой ей удается понять возникновение целей у общ.человека как необходимое следствие общ. процесса, обусловливаемого в последнем счете ходом экономического развития.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: