Герберт Маркузе: теория индустриального общества

Основой развитого индустриального общества, по Маркузе, является научно-технический прогресс. Технология подавляет индивидуальность и свободу. Происходит «усреднение», что облегчает власть и господство одних над другими. Такое индустриальное общество становится тоталитарным. Политические силы утверждают себя через власть над технологическим процессом и технической организацией аппарата управления. Возникает одномерное общество.

Развитое индустриальное общество само формирует своего члена. Этот «одномерный человек» идентифицирует себя с существованием, которое навязывается ему, и находит в этом источник своего развития и удовлетворения. Отчуждение становится объективным, реальным, и отчужденный субъект наслаждается своим отчуждением. Одномерное поведение и мышление характеризуется тем, что все идеи, чувства и содержания мысли и действия покидают область рассуждения и воображения и сводятся к терминам реальности. Он не может критически оценить ни общество, ни свою роль, место.

Рабочий класс, тем не менее, теряет свою былую политическую активность (по сравнению с идеей Маркса): «Он уже не противостоит существующему порядку». Рабочий класс трансформируется. Во-первых, механизация и автоматизация труда уменьшают траты физической энергии, но в то же время машинный контроль, конвейер увеличивают затраты энергии психологической и умственной. Во-вторых, изменяется стратификация рабочих. Труд «синих воротничков» уже мало отличается от труда «белых воротничков». В-третьих, изменяется отношение между трудом рабочего и капиталом. Если раньше прибавочная стоимость создавалась за счет эксплуатации труда отдельного рабочего, то теперь измерить вклад отдельного рабочего в создание товара стало невозможным.

В отличие от пессимистичных Хоркхаймера и Адорно, Маркузе все-таки предлагает модель будущего. Он верит в переход к новой цивилизации. Этот переход будет результатом высвобождения подавленных поздним индустриальным обществом сексуальных влечений и энергии неинтегрированных в общество маргинальных групп. Надежды на освобождение и построение новой цивилизации Маркузе связывает с сексуальной революцией, авангардистским сюрреалистическим искусством (борьба против репрессивной культуры), а также с такими группами, как молодежь, люмпены, национальные меньшинства, не включенными в современное общество и еще не ставшими жертвой «репрессивной структуры влечений».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: