Письменноречевая коммуникация, имея некоторые сходные черты с устноречевой, отличается большей подготовленностью независимостью от времени и условий протекания, употреблением более развернутых, литературно оформленных речевых оборотов. Часто именно письменноречевые произведения становятся основой для продуцирования устной речи.
Задача участников письменноречевой коммуникации — добиться адекватности выражения- восприятия информации независимо от временной отсроченности или условий протекания. В процессе данной коммуникации, опосредованной общими
(взаимосвязанными) установками коммуникантов, роли распределяются по известной схеме.
Автор (адресант) письменного произведения чаще всего воплощает свои действия в передаче мыслей, идей, знаний обобщенному (абстрактному) собеседнику (читателю), который не обязательно реагирует на полученную информацию немедленно и не всегда известен автору.
Читатель (адресат) информационного текста воспринимает как общее содержание текста, так и стратегический замысел автора. Смысловое восприятие прочитанного выражается в приятии или неприятии точки зрения автора, следовании полученным рекомендациям или в попытке переосмыслить текст, выражая в устных или письменных реактивных действиях собственное видение предмета.
|
|
Специфические условия протекания письменной речи, а именно: отсутствие непосредственного реципиента и промежуточной обратной связи с ним; невозможность для пишущего интонировать свою речь и, следовательно, необходимость более тщательно строить фразы, под- бирая более адекватные языковые средства; отсутствие ограничений во времени общения и в связи с этим более качественная шлифовка формы речи и др., обусловливают следующие признаки письменной речи (кроме речи отдельных персонажей произведений): логичность, развернутость, избыточность, нормативность, стилистическая соотнесенность и т.д.
Е.И. Пассов утверждает, что существует лишь одна деятельность по передаче мыслей в письменной форме — письмо, но оно осуществляется в целях
коммуникации на двух уровнях: 1) уровень собст- венного письма — грамотная орфографически и графически оформленная фиксация собственной устной речи при сохранении всех ее особенностей (за исключением интонации); 2) уровень письменной речи — продуцирование письменной речи со всеми присущими ей особенностями (полнота, синтаксическая сложность, логичность, лексическое разнообразие, грамматическая нормативность и т.п.).
Запись несобственной речи также осуществляется на двух уровнях: 1) запись- репродукция (писание), которая не преследует опре- деленную речевую цель и выражается в записи букв, слов, фраз, но без обязательного использования их в непосредственной коммуникации (например, списывание или запись чужой речи под диктовку); 2) запись-продукция — действие, предполагающее владение и другими видами речевой деятельности.
|
|
Запись чужой речи реализуется в определенной форме — конспект, реферат, резюме, цитата, тезисы и т.д. Главная цель овладения навыками и умениями письменной речи — развитие умений фиксировать устную (собственную или чужую) и письменную (чужую) речь для последующего использования в коммуникативных актах.
Поскольку скорость говорения больше скорости письма, имеется возможность при написании проговаривать во внутренней речи информацию и, следовательно, выражать ее в более точных речевых формах. Письменное выражение мыслей требует развития следующих механизмов порождения текстов:
• отбор слов, требуемых для создания текста конкретной тематической направленности;
• распределение предметных признаков в группе предложений;
• выделение предиката как стержневой части в смысловой организации предложения;
• организация связи между предложениями.
Многие ученые-методисты (С.Л. Рубинштейн, В.А. Артемов, Н.И. Жинкин, И.А. Зимняя и др.) подчеркивают, что основной действенной силой при составлении письменного текста является его упреждение — наличие у автора представления о том, что будет написано, еще до момента написания. В результате реализации действия механизма упреждения появляется некий текст, обладающий следующими содержательными и формальными ка- чествами:
• текст состоит из предложений, соответствующих узуальным моделям языка общения;
• речевые модели, служащие для построения текста, наполнены языковым материалом в соответствии с нормами его употребления (лексическими, орфографическими, грамматическими);
• текст содержит речевые клише, формулы, обороты, типичные для той или иной формы письменной коммуникации;
• изложение информации развертывается последовательно, логично;
• в тексте имеется (при необходимости) либо избыточная, либо компрессированная информация как на формальном, так и на смысловом уровне;
• изложение информации характеризуется точностью, выразительностью, доступностью
для адресата (читателя).
Функции письменноречевой коммуникации:
1. Функцию сообщения реализуют все письменные тексты. В зависимости от сферы общения они несут научную, деловую, общекультурную информацию, которая может быть востребована и использована в любое удобное для читателя время.
2. Говоря о функции общения, часто вообще опускают ее письменноречевой вид, который представлен в деловой переписке, рекламно- информационных текстах, преследующих цель немедленно вызвать ответную реакцию (совершение поступка) и т.д. 3. Функция
воздействия присуща как художественным текстам, вызывающим определенное эмоциональное состояние читателя, прогнозируемое автором, так и научно- популярным, публицистическим, учебным текстам.
Типы письменных высказываний можно подразделить на ряд групп в соответствии с функцией и употреблением стилистических приемов:
1. Диктант или самодиктант. Этот тип письменного построения текста используется в случае необходимости дословной передачи — фиксации материала.
2. План текста, прослушанного или прочитанного. Вариантом составления плана
является озаглавливание выделенных частей текста и
написание тезисов — развернутого плана, отражающего смысловые вехи письменного сообщения.
Тезисом называют краткую формулировку какого-либо утверждения, доказательства, положения, включающую наиболее убедительные аргументы, объяснения, характеристики. Если план перечисляет
|
|
вопросы, то тезисы фиксируют главное, что сказано относительно каждого из них. Тезис может дополнять ключевые слова, определения, ссылки на источник информации.
3. Изложение. Этот тип письменноречевого высказывания реализует несколько целей: демонстрирует понимание и запоминание воспринимаемой информации; вырабатывает навыки ориентации в тексте, определения смысловых центров, выявления логики последовательности фактов, событий, явлений и т.д.; дифференцирует воспринятую информацию; демонстрирует четкость, последовательность, выразительность изложения воспринятой информации.
4. Конспект — один из видов аналитико- синтетической переработки текста, заключающийся в выборе из текста опорных слов или предложений, несущих основное смысловое содержание, со- кращения внутри делаемой записи, которые позволят в дальнейшем осуществить устно-письменное воспроизведение разной степени развернутости.
5. Реферат — лаконичное изложение основных мыслей текста-источника, включающий их систематизацию, обобщение и оценку. Одна из распространенных форм реферата — резюме. Реферат представляет собой компрессивное изложение основных положений, в которое не включаются второстепенные факты и детали.
6. Аннотация — краткое, максимально сжатое связное изложение основного содержания текста- источника с целью ориентации реципиента, сообщения ему главных сведений о заключенной в тексте информации, ее направленности, ценности и назначении.
7. Сочинение в форме описания, повествования, рассуждения — более сложный продуктивный вид письменной речи, который предполагает письменную передачу впечатлений автора от фактов, явлений, событий, предметов и их признаков.
8. Письмо как форма письменного сообщения. Общение при помощи писем осуществляется между людьми с разными целями и в разных сферах.