Разгадайте генетический код своего ребенка

...Господь, создавший тебя и образовавший тебя, помогающий тебе от утробы матерней...

Ис. 44:2

Садовник как-то дал своему другу, который выращивал апельсины, упаковку с рассадой со словами: «Это мой подарок».

Дирижер оркестра преподнесла своей любимой виолончелистке перевязанную лентой коробку. «В знак высокой оценки вашего творчества», — сказала она.

Художник в благодарность за оказанную помощь вручил соседу-водопроводчику сверток.

И вот садовод, виолончелистка и водопроводчик распаковали свои дары.

Садовод пересадил рассаду в грунт, ожидая урожая апельсинов. Ведь он всю жизнь занимался выращиванием апельсинов, так что и этот росток должен был со временем превратиться в апельсиновое дерево. Но на растении появилось множество веточек, переплетающихся друг с другом отростков. Садоводу не удалось вырастить ни единого апельсина из того, что он посадил. Он вносил в почву специальное удобрение для апельсиновых садов и опрыскивал листья специальным составом от вредителей.

Он даже поливал саженцы апельсиновым соком. Но увы, на ветках так и не появилось апельсинов. Помидоры — те появлялись. А вот апельсины — нет. Он чувствовал, что потерпел поражение.

Виолончелистка испытала то же самое. Она ожидала, что ей подарят виолончель. И в каком-то смысле она была права. Но в коробке оказался аккордеон. Она попробовала играть на нем, как на виолончели, поставив инструмент на пол и водя смычком по клавиатуре. Какие-то звуки ей удалось извлечь, но музыкой это назвать было нельзя. В последнюю очередь ее состояние можно было назвать воодушевлением.

Как и состояние водопроводчика. Он предполагал, что, развернув упаковку, обнаружит там разводные ключи и молотки, но в свертке оказались кисть и палитра. Озадаченный, он попытался устранить протечку в трубе своими новыми инструментами. Но кистью невозможно перекрыть кран, а палитрой никак не затянешь крепежный болт. Он красил трубы, недовольно ворча себе под нос.

Садовод, специалист по апельсинам, вырастил помидоры, но предпочитал апельсины.

Виолончелистка извлекала звуки, но не музыку.

Водопроводчик покрасил трубу, но не починил ее.

Каждый предположил, что подарок будет чем-то хорошо ему знакомым, но не тем, что решил преподнести даритель.

Каждый день Бог дарит миллионам родителей подарок — новорожденного младенца. Родители склонны ожидать апельсины, виолончели и инструменты для ремонта водопровода. Небеса склонны дарить помидоры, аккордеоны и краски с кистями. Мамы и папы оказываются перед выбором. Сделать своих детей похожими на себя? Или же позволить им развиваться, следуя тому, что заложено в них Богом?

Как никто другой, родители способны отпереть дверь, за которой скрывается индивидуальность их ребенка. Будучи родителями, мы развиваем или хороним таланты наших детей. Большую часть своей жизни они проведут или получая пользу, или же оправляясь от того, какое влияние мы на них оказали. Хотя эта книга и не посвящена воспитанию детей, будет справедливо, если в ней найдется место и для слов, обращенных к матерям и отцам. У кого, как не у нас, есть такая удивительная возможность — помочь нашим детям отыскать их «золотую точку»? Но воспользуемся ли мы этой возможностью?

Божье Слово побуждает нас к этому. Прислушайтесь внимательно к мудрому напутствию на пороге жизни: «Наставь юношу при начале пути его: он не уклонится от него, когда и состарится» (Притч. 22:6).

Будьте осторожны с этим стихом. Не истолковывайте его так: «Если я наставлю своих детей на путь истинный, они никогда с него не свернут. Если я приучу их читать Библию и ходить в церковь, чтобы слушать проповеди, они, возможно, и взбунтуются против этого, но в конце концов вернутся обратно».

Стих из Книги Притчей не обещает нам ничего подобного. Спасение — это дело Божье. Благочестивые родители могут подготовить почву и посеять семена, но Бог взращивает их (см.: 1 Кор. 3:6). Мамы и папы умягчают сердца, но не могут управлять ими. Показать путь? Да. Заставить детей идти по нему? Нет.

Чему же, в таком случае, этот стих учит родителей?

Тому, что нужно научиться любить помидоры, наслаждаться звучанием аккордеона, писать картины на холсте, а не на водопроводной трубе и видеть в каждом ребенке книгу — не ту, которую им предстоит написать, а ту, которую следует прочесть.

В оригинале слово, переведенное как «наставь», происходит от слова, которое означает «вызывать жажду». Еврейские повитухи пробуждали в новорожденном жажду, обмакивая палец в сосуд с толчеными финиками и кладя его в рот ребенку. Таким образом, «наставлять» означает «пробуждать жажду».

Родители пробуждают жажду «при начале пути его» (ребенка). Предлог «при» указывает на явление, обстоятельство, сопровождающее что-либо, сопутствующее чему-либо, и позволяет предположить, что младенцы появляются на свет с уже «установленным программным обеспечением». В одном из английских переводов Библии (The American Standard Bible) напротив этого стиха на полях сделана пометка «соответственно его пути».

Одно из значений еврейского слова, переведенного как «путь», — «способ», «образ действий». Посмотрите, как используется то же самое слово в другом отрывке из Книги Притчей (Притч. 30:18-19, курсив мой. - М. Л.):

Три вещи непостижимы для меня, И четырех я не понимаю:

Пути орла на небе,

Пути змея на скале,

Пути корабля среди моря

И пути мужчины к девице.

«Путь» означает некую уникальную способность, которой могут обладать соответственно орел, змея, корабль или человек. Если вы воспитываете своего ребенка «при начале пути его», вы приноравливаетесь к унаследованным качествам и врожденным особенностям вашего чада.

«Путь» также может иметь значение «склонность» или «изгиб». Псалмопевец использует то же слово, когда описывает контуры натягиваемого лука:

...[Бог] напрягает лук Свой и направляет его... Пс. 7:13

Ибо вот, нечестивые натянули лук, стрелу свою приложили к тетиве, чтобы во тьме стрелять в правых сердцем.

Пс. 10:2

Лучник сгибает свое оружие, наводя стрелу на цель. К тому моменту, как ваш ребенок появился на свет, Бог сделал то же самое. Он уже «изогнул», «направил» вашего ребенка в определенном направлении. Он дает вам в руки совершенный лук, который вы бережете до дня, когда тетива будет отпущена. Ведите своего ребенка в том направлении, в котором ему следует идти. Читайте написанный Богом для вашего ребенка план. Не смотрите на вашего ребенка как на чистый лист, ожидающий вашего пера, считайте его книгой, которая ожидает, когда вы ее прочтете.

Смысл этого стиха можно было бы передать и так, как это сделано в еще одном из английских переводов — «The Amplified Bible»: «Наставьте ребенка на пути, по которому ему следует идти [и в соответствии с данным ему талантом или склонностью], и когда он состарится, он не свернет с этого пути».

Прекрасная книга Чарлза Суиндолла «Вы и ваш ребенок» служит замечательным пособием для родителей. Вот что пишет автор:

У каждого ребенка, которого Бог вверяет нам, есть какие-то наклонности, присущий ему набор качеств. Эти наклонности заложены и определены еще до того, как он будет отдан на наше попечение. В действительности ребенок не является мягким куском глины. Он уже сформирован, у него есть определенные стремления. И родители, которые хотят правильно воспитать этого ребенка, отыщут, в чем эти его наклонности заключаются!1

Бог уже сформировал ваше дитя. Он предначертал ему быть одаренным в каких-то областях. Он определил траекторию его движения. Бог поручил вам проведение восемнадцатилетнего исследования. Спросите самого себя, своего супруга или супругу и своих друзей: чем этот ребенок отличается от других? Наклонности, проявляемые ребенком, говорят о способностях, которые проявятся, когда он станет взрослым. Старайтесь разглядеть эти наклонности. Развивайте их.

Вот вам пример. Восьмилетний Р. Дж. Коллингвуд сидит в закутке между книжным шкафом и письменным столом своего отца и читает, выбрав из всех книг библиотеки «Теорию этики Канта». Позднее он написал:

Когда я начал читать эту книгу... меня охватили странные, сменяющие друг друга чувства... Я чувствовал, что мысли, высказываемые в этой книге, хотя я и не мог ее понять, каким-то образом касались меня; в этом было что-то личное или, точнее, — что-то, что касалось лично меня в будущем... У меня возникло чувство, словно поднялась какая-то завеса и мне открылось мое предназначение2.

Предчувствие не обмануло его. Ко времени своей смерти в 1943 году Коллингвуд уже был всеми признан как выдающийся философ, автор работ по метафизике, религии и эстетике.

Немногих из восьмилетних детей завораживает Иммануил Кант. Но каждого восьмилетнего ребенка что-то завораживает. И это «что-то» открывает нечто о том, каким Бог видит будущее этого ребенка.

Посмотрите на Иосифа. В возрасте семнадцати лет он истолковывал сны и представлял себя вождем (см.: Быт. 37:2-10). Став взрослым, он истолковывал сны фараона и руководил египтянами (см.: Быт. 40-41).

Юный пастушок Давид был силен в двух вещах: в борьбе и музыке. Он убил льва и медведя (см.: 1 Цар. 17:34-37) и искусно играл на гуслях (см.: 1 Цар. 16:18). Какими двумя вещами он в основном занимался в свои взрослые годы? Войнами и музыкой. Он убил десятки тысяч врагов в сражениях, и мы с вами до сих пор поем его псалмы.

Наклонности Иисуса также проявились в раннем возрасте. Где Иосиф с Марией нашли своего потерявшегося двенадцатилетнего сына? «Через три дня нашли Его в храме, сидящего посреди учителей, слушающего их и спрашивающего их...» (Лк. 2:46). Иосиф-плотник нашел своего сына не среди плотников, но среди учителей и истолкователей Торы. Развились ли эти Его наклонности в дальнейшем? Несомненно. Даже Его противники обращались к Нему, говоря «Равви» (см.: Мф. 26:49). Иисус, сын плотника, проявил способности раввина, учителя.

Не слышим ли мы кроткого упрека в Его ответе родителям? «Он сказал им: зачем было вам искать Меня? или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему?» (Лк. 2:49). Возможно, этим Он как бы говорил им: «Вам следовало бы заметить Мои наклонности. Я жил под одной крышей с вами двенадцать лет. Разве не знаете вы о том, к чему у Меня лежит сердце?»

А как насчет ваших детей? Знаете ли вы, что у них на сердце? Как складывается история их жизни?

Сильные стороны. Какие способности они проявляют с особой легкостью? В возрасте двух лет выдающийся пианист Ван Клиберн смог сыграть на фортепиано пьесу, услышав, как ее разучивали на уроке в соседней комнате. Мать обратила внимание на эту способность и стала ежедневно давать ему уроки игры на фортепиано. Маленький мальчик из техасского городка Килгор стал победителем Первого Международного конкурса имени Чайковского.

Почему? Отчасти потому, что мать заметила его наклонности и помогла ребенку развить их3.

Сфера деятельности. Писатель Джон Рескин написал: «Расскажите мне, что вы любите, и я скажу вам, кто вы такой»4. Что любят ваши дети? Какие занятия захватывают их? Чем они могут с удовольствием заниматься, потеряв счет времени? Что привлекает их больше всего? Цифры? Краски? Подвижные игры?

В нашей городской газете появилась фотография моего трехлетнего внучатого племянника Лоусона. Как-то во время прогулки он увидел две одинаково великолепные картины: группу бродячих музыкантов и стенд с миниатюрными гитарами. С разрешения родителей он выбрал себе гитару, встал среди музыкантов и стал играть вместе с ними. Проходивший мимо фотограф запечатлел его. Что это событие говорит о Лоусоне? Внимательные родители задаются такими вопросами. А еще их интересуют...

Оптимальные условия. Соснам требуется иной грунт, чем дубам. У кактуса условия цветения не такие, как у садовой розы. А как насчет почвы и окружающей среды вашего ребенка? Некоторым детям нравится, когда на них обращают внимание. Другие предпочитают затеряться в толпе. Кто-то любит сидеть неподвижно. Другим требуются усиленная подготовка и помощь. Некоторым хорошо удается писать контрольные работы. Другие отлично знают предмет, но совершенно теряются на экзаменах.

Раш Лимбо получал тройки за выступления перед классом, сегодня же он получает удовольствие, ведя радиопередачи5. После вступительного экзамена по алгебре в академию Уэст-Пойнт Омар Брэдли чуть не распрощался с мыслями о военной карьере. Он поступил в академию, едва набрав проходной балл, но впоследствии стал генералом с пятью звездами на погонах, который командовал тысячами солдат и распоряжался многомиллионным бюджетом в годы Второй мировой войны6. У каждого из нас — свои оптимальные условия, в которых наилучшим образом проявляются наши наклонности. Каковы эти условия для ваших детей?

Взаимоотношения. Прежде чем Голда Меир стала во главе правительства Израиля, вступившего в 1973 году в войну с коалицией арабских государств, она возглавила свой четвертый класс в борьбе против управления народного образования штата Милуоки. Она организовала акцию протеста против несправедливости правил, обязывающих учащихся из бедных семей приобретать учебники за свои деньги. В возрасте одиннадцати лет она арендовала зал, собрала средства и убедила свою сестру прочесть поэму социалистического содержания на идише, после чего обратилась к собравшимся. Мать Голды советовала ей написать текст речи заранее. Будущий премьер-министр и лидер Партии труда отказалась: «Думаю, будет более естественно, если я просто скажу то, что хотела»7.

Как и Голда, некоторые являются прирожденными лидерами; а другие рождены, чтобы быть ведомыми. Когда речь заходит о взаимоотношениях, какие слова подходят вашему ребенку лучше всего?

«Давайте все за мной!»

«Если мне понадобится помощь, я скажу тебе об этом».

«Можно мы будем делать это вместе?»

«Просто скажи, что мне делать, и я сделаю это».

Не наклеивайте ярлык равнодушного на того, кто предпочитает оставаться в одиночестве, и гордеца — на того, кто стремится привлечь к себе всеобщее внимание. Возможно, они просто живут, соответствуя заложенным в них наклонностям.

Что приносит вашим детям чувства удовлетворения и наслаждения? Что заставляет их восклицать: «Да/»? Им нравится процесс движения к цели или само ее достижение? Что они любят: поддерживать порядок или наводить его? То, что приводит в трепет одного, раздражает другого. Апостолу Петру нравилось удерживать лодку в равновесии, в то время как Павел был склонен раскачивать ее.

Сильные стороны. Сфера деятельности. Оптимальные условия. Взаимоотношения. «Да!» Вам дана книга без названия — читайте ее! Компакт-диск без надписи — слушайте его! Остров без владельца — исследуйте его! Удержитесь от того, чтобы навешивать ярлык до того, как вы тщательно все изучили. Присмотритесь внимательнее к неповторимому детству вашего ребенка. Какую историю вы можете «прочитать», наблюдая за жизнью своего ребенка? Нечасто встретишь родителей, пытающихся прочесть ее, — и благословенны их дети.

Мое имя — среди этих, благословенных. Машинное масло текло в жилах моего отца. Он зарабатывал на жизнь тем, что чинил двигатели на нефтяных скважинах, а развлекался, занимаясь капитальным ремонтом двигателей автомобилей. Он орудовал смазкой и болтами, как скульптор орудует глиной; они были его излюбленным средством самовыражения. Папа любил механизмы.

Но Бог наградил его полной бестолочью в вопросах механики — сыном, который не мог отличить дифференциала от тормозного диска. Мой папа пытался учить меня. Я пытался научиться. Я честно старался. Но неоднократно я попросту засыпал под машиной, которую мы ремонтировали. Механизмы не вызывали у меня никаких чувств. Зато книги завораживали меня. Я гонял в библиотеку на велосипеде тысячи раз. Что же делать механику со своим сыном, который любит книги?

Механик записывает сына в библиотеку. Дарит ему книги на Рождество. Прикрепляет лампу у его кровати, чтобы он мог читать по вечерам. Оплачивает курс литературы в колледже. Мой папа сделал все это. Знаете, чего он не сделал? Он ни разу не сказал: «Почему ты не можешь быть механиком, как твой отец и дед?» Возможно, он понял, в чем заключаются мои наклонности. А возможно, он не хотел, чтобы я умер от голода. Но каким-то образом он знал, что ему нужно «наставить юношу при начале пути его».

Бог дает родителям не чистый лист, на котором нужно что-то написать, а загадки, которые нужно разгадать. Изучайте своих детей, пока можете. Величайший дар, который вы можете дать своим детям, — это не ваши богатства, а их собственные, которые вы поможете им отыскать.

ГЛАВА 15


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: