Сообщение можно определить как упорядоченное множество элементов восприятия, взятых из контекста и объединенных в определенную структуру. К сообщению могут относиться вербальные и невербальные элементы и структуры. Оно может быть фиксированным, регистрированным, консервированным, тиражированным.
Главная характеристика сообщения - его избыточность - как мера понятности. Она равна величине относительного превышения реального числа знаков в сообщении над тем числом, которое является, безусловно, необходимым для передачи того же количества информации. Для наиболее банального сообщения избыточность имеет максимальное значение, для оригинального - нулевое.
Сообщение можно сделать с помощью различных средств коммуникации: выступления, газеты, пресс-релиза, пресс конференции, радиорепортажа, телевыступления, встречи с глазу на глаз.
Эффективность сообщения зависит не только от содержаниясамого сообщения, но и от того:
• кто его сделал
• как оно было сделано
|
|
• где и каким образом
• насколько аргументировано, убедительно
• невербальных компонентов общения: выражения лица, манере поведения, находчивости и др.
Декодирование - это расшифровка (дешифровка) сообщения. Факторы эффективности дешифровки зависят от:
• перевода его на язык общеизвестных терминов
• от понимания смысла сообщения
• стереотипов мышления
• предвзятости мнения
• символов
• семантики
• давления группы, к которой принадлежит дешифровщик
• создаваемых на пути сообщения коммуникационных барьеров
• СМИ и др.