Конституционное право как отрасль права в зарубежных странах

Конституционное право зарубежных стран как отрасль права представляет собой систему внутренне согласованных юридических норм, которые содержатся в различных нормативно-правовых актах – конституциях, законах, декретах президента и т. д. и регулируют определенную группу общественных отношений.

Конституционное право зарубежных стран как наука – это совокупность различных теорий, учений, взглядов, гипотез по вопросам конституционного права, изложенных в книгах, статьях, научных докладах. Содержанием науки являются конституционные доктрины, идеи и рекомендации правоведов по совершенствованию законодательства.

Конституционное право зарубежных стран как учебная дисциплина – это предмет преподавания в высшей школе.

Понятие «конституционное право зарубежных стран» не означает особую отрасль права – такой отрасли нет. Существует конституционное право конкретной страны – французское, индийское, бразильское, австралийское и др. Нет и особой науки с таким названием. При употреблении термина «конституционное право зарубежных стран» речь идет о собирательном явлении, о комплексном и сравнительном изучении конституционного права многих стран мира, об ответвлении от единой науки конституционного права, а также об учебной дисциплине.

В настоящее время в мире существует более 200 государств, и каждое государство имеет свою правовую систему, отражающую социально-экономические, политические, культурные особенности данной страны. Выделяют:

– по социально-экономическому развитию: высокоразвитые страны Запада (в т. ч. Япония);

государства среднеразвитого капитализма (Израиль, Турция, Мальта и др.); бывшие социалистические страны Европы (Албания, Польша, Румыния и др.); развивающиеся страны, которые были колониями или зависимыми территориями европейских колониальных держав (Пакистан, Индия, Египет и др.);

государства, являющиеся социалистическими (Китайская Народная Республика, Куба, Вьетнам и др.);

– по форме правления: республики и монархии;

– по формам государственного устройства: унитарные и федеративные;

– по партийным системам: с многопартийной системой; с двухпартийной системой; с однопартийной системой;

– и другие классификации.

Объект конституционного права зарубежных стран – наиболее значимые, важнейшие общественные отношения: основы жизни личности (например, установление законом прожиточного минимума), коллектива (роль общественных объединений в стране), государства (его место в обществе), самого общества (рыночная или государственная экономика).

Важной частью конституционного права являются конституционные права и обязанности человека и гражданина, способы их реализации и гарантии. Особое место занимают отношения, связанные с участием граждан в осуществлении публичной власти. В различных странах действующее конституционное право может иметь свои особенности в объекте регулирования.

Конституционное право зарубежных стран регулирует четыре главные сферы общественной жизни: экономику (основы отношений собственности), социальные отношения (социальная роль государства), политику (роль и порядок образования политических партий, порядок выборов, организация государства), идеологию (идеологический плюрализм). Они составляют предмет конституционного права зарубежных стран.

Таким образом, конституционное право как отрасль права той или иной страны – это система внутренне согласованных норм, закрепляющих и регулирующих основы правовых взаимосвязей личностей, коллективов, государства и общества, устанавливающих законные условия для осуществления государственной власти, участия в ней, давления на нее, борьбы за нее мирными, конституционными средствами.

2 конституционно-правовые нормы в зарубежных странах; понятие и особенности..

Конституционно-правовые нормы — это общеобязательные правила, установленные или санкционированные государством, обеспе­ченные государственным принуждением или его угрозой и регулирующие конституционный строй страны. Эти нормы содержатся прежде всего в конституции как высшем и основном законе страны, а также в конституционных и иных законах и других правовых актах.

Особенностями конституционно-правовых норм являются:

а) их особая важность и значимость, поскольку в них речь идет о правовом регулировании особого среза общественных отношений, связанного с конституционным устройством;

б) широта охвата многими из них ре­гулируемых сфер и проблем;

в) сравнительно большой удельный вес норм общего характера, которые очень часто не только не исключают, но и предполагают издание на их основе еще и других норм, разъясняющих, конкретизирующих и развивающих эти общие нормы;

г) значительно больший, чем в других отраслях права, удельный вес таких видов правовых норм, как нормы-декларации, нормы-принципы, нормы-цели, нормы-программы, нормы-определения, нормы-разъяснения и др.;

д) преобладание в них императивного (повелительного) характера правового регулирования, в отличие от дозволительного, который широко используется в конституционном праве лишь при определении прав и свобод человека;

е) высшая юридическая сила боль­шинства этих норм, обладающих в своем действии приоритетом перед другими правовыми нормами;

ж) нередкое отсутствие в этих нормах таких обычных структурных элементов правовых норм, как гипотез (т.е. условий применения норм) и особенно санкций;

з) особый поря­док и процедура принятия, изменения и отмены этих норм в сравнении с другими правовыми нормами.

3 система контитуционного права зарубежных стран.

Систему конституционного права составляют институты права.

Институт конституционного права – система согласованных норм, регулирующих однородные и взаимосвязанные общественные отношения в пределах данной отрасли права. Институты конституционного права в зарубежных странах: институты экономической системы общества, социальной системы, политической системы, основ духовной жизни общества, правового статуса личности, формы государства, избирательного права, референдума, парламента, главы государства, правительства, основ местного самоуправления и др.

Нередко членения бывают и более дробными, внутри более крупных (комплексных) институтов выделяются другие (например, институт автономии, правового положения депутата, институт ответственности правительства), которые рассматриваются как подинституты, а последние могут дробиться и дальше.

Названные выше институты существуют не во всех зарубежных странах.

4 источники конституционного права зарубежных стран

Источники конституционного права в зарубежных странах – нормативные акты, содержащие нормы, регулирующие конституционно-правовые отношения.

Главный источник – конституция (исключение – некоторые мусульманские государства).

К другим источникам относятся:

1) законы – конституционные, органические (регулируют институт в целом), обыкновенные (отдельные вопросы), чрезвычайные (в особых сложившихся условиях, на короткий срок); внутригосударственные публично-правовые договоры;

2) регламенты парламентов и их палат – организация и процедура работы парламентов;

3) акты главы государства и исполнительной власти;

4) акты органов конституционного контроля – официальные толкования конституции;

5) судебные прецеденты – решения судов высоких инстанций, публикуемые ими и становящиеся основой для принятия другими судами аналогичных решений по подобным делам;

6) конституционный обычай – сложившееся в практике правило, имеющее устный характер и не пользующееся судебной защитой в случае его нарушения (Великобритания, Новая Зеландия);

7) религиозные источники (в некоторых мусульманских странах – Коран);

8) правовая доктрина (решения по конституционным вопросам, основанные не только на правовых актах, но и на трудах выдающихся юристов, специалистов по конституционному праву);

9) международно-правовые акты.

На локальном уровне действуют свои источники конституционного права (конституции штатов в США, Конституция Занзибара в Танзании). В городах – свои городские уставы, хартии городов, регулирующие местное самоуправление.

5 основные тенденции развития конституционного права на современном этапе

Развитие конституционного права на современном этапе связано с осуществлением следующих основных задач:

• 1.Укрепление государства в лице всех институтов и всех уровней власти;

• 2. Обеспечение единства конституционно-правового законодательства путем устранения имеющегося несоответствия положений конституции, уставов и законов субъектов РФ федеральным конституции и законам;

• 3. Совершенствование федеративного устройства России, принципов разграничения полномочий между органами государственной власти Федерации и её субъектов;

• 4. Расширение гарантий, реального обеспечения конституционных прав и свобод человека и гражданина;

• 5. Совершенствование структуры, принципов и методов деятельности государственного аппарата, сокращение имеющихся излишних звеньев, обеспечение должной координации территориальных органов федеральных исполнительных органов государственной власти, действующих в субъектах Федерации;

• 6. Развитие процессов формирования гражданского общества, становление подлинной многопартийной системы;

• 7. Развитие законодательства, способствующего практическому утверждению местного самоуправления;

• 8. Завершение процесса разработки и принятия всех предусмотренных в Конституции федеральных конституционных законов и федеральных законов;

• 9. Повышение действенности конституционно-правового регулирования, механизма реализации конституционно-правовых норм; усиление различных форм ответственности за нарушение последних.

6 Конституция: понятие, сущность, юридическая природа

Конституция – это основной закон государства, обладающий высшей юридической силой, закрепляющий и регулирующий базовые общественные отношения в сфере правового статуса личности, институтов гражданского общества, организации государства и функционирования публичной власти.

Именно с понятием конституции связана ее сущность – основной закон государства призван служить главным ограничителем для власти в отношениях с человеком и обществом.

Сущность конституции, в свою очередь, проявляется через ее основные юридические свойства (то есть характерные признаки, определяющие качественное своеобразие этого документа), к которым относятся:

выступление в качестве основного закона государства;

юридическое верховенство;

выполнение роли основы всей правовой системы страны;

стабильность.

Конституцию отличают и особые юридические свойства. Она выражается:

в верховенстве конституции;

в её высшей юридической силе;

в её роли как ядра правовой системы;

в особой охране конституции;

в особом порядке принятия и пересмотра конституции, внесения в неё поправок.

В ней впервые получил конституционное закрепление принцип верховенства Конституции РФ. Ни в одной из прежних конституций России такого положения не было. В этом отражается утверждение в нашей стране конституционного строя, стремление к созданию правового государства. Верховенство конституции означает, что её принципами, нормами, заложенными в ней концепциями, должна сообразовываться деятельность всех государственных, общественных структур, граждан во всех сферах жизни.

Конституция РФ имеет высшую юридическую силу и прямое действие и применяется на всей территории России (ст. 15). Высшая юридическая сила означает, что законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ, и что органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.

7 классификация конституции в зарубежных странах

Конституции классифицируются:

1. По сроку действия: временные и постоянные. Временные имеют ограниченный срок действия. В основном законе прямо указывается период действия конституции (например, Конституция Индонезии 1950 г.). Постоянными являются конституции, принимаемые на неопределенный срок (их подавляющее большинство).

2. В зависимости от формы или структуры, в которых они выражены: писаные и неписаные. Писаные конституции представляют собой единый правовой акт или несколько таких актов. Писаные конституции подразделяются на кодифицированные и некодифицированные. Первые представляют собой единый, структурированный, имеющий внутреннюю логику документ. Вторые — совокупность нескольких важнейших законов, регулирующих вопросы конституционного характера (Конституция Швеции, например).

Неписаные конституции — это конституции, состоящие из необозримого числа источников как писаного (акты парламента, судебные прецеденты), так и неписа ного характера (конституционные обычаи или соглашения). К ним относится Конституция Великобритании, Конституция Новой Зеландии.

3. Конституции могут быть юридическими и фактически ми. Юридическая конституция — сам нормативно-правовой акт. Фактическая - реально сложившийся в обществе порядок. Понятиям юридическая и фактическая конституции близко понятие реальной и фиктивной конституции. Реальная конституция адекватно отражает общественные отношения, ко торые сложились фактически, и соответствует им. Фиктивная конституция расходится с реальностью и зачастую не отражает реальную ситуацию.

4. По способу принятия конституции подразделяются на:

— принятые путем народного голосования (референдумом);

— законодательным органом (парламентом);

— учредительным органом (учредительное собрание, конституционная ассамблея и др.);

— октроированные (дарованные сувереном своему на роду).

5. По способу внесения изменений: гибкие и жесткие. Гибкие конституции изменяются в том же порядке, что и обычные законы (конституции Великобритании и Новой Зеландии).

Жесткие конституции изменяются в особом, усложненном порядке, с соблюдением ряда требований.

8 формы и структура конституции зарубежных стран

Форма конституции – это способ организации конституционных норм

По форме конституция может состоять из одного или нескольких НПА. В большинстве государства конституции представляют собой единый документ – Италия, Германия, Россия (кодифицированные). Но в ряде стран конституции представлены совокупностью НПА (некодифицированные), в равной мере обладающих высшей юридической силой. Например, Швеция, Конституция которой состоит из трех нормативных актов: Форма правления 1974, Акт о престолонаследии 1810, Акт о свободе печати 1974

Эти конституции относят к числу писаных

Наряду с писаными встречаются неписаные конституции. Например, Конституция Великобритании, состоящую их парламентских законов, судебных прецедентов и обычаев

Классификация по конституционному строю: демократические, авторитарые и тоталитарные.

По способу принятия конституции:

—октоированные (дарованные сверху, чаще всего главой государства-монархом – Саудовская Аравия, Иордания, Кувейт, Катар, Лихтенштейн),

—народные (принятые на референдуме или представительным органом власти)

По времени принятия – старые (до 20 века или даже до его середины – США, Бельгия, Швейцария, Норвегия, Австрия, Австралия) и новые (Италии, Японии, ФРГ, Индии, РФ)

По порядку их изменения на гибкие и жесткие. Первые изменяются и дополняются в том же порядке, что и обычное законодательство (Конституция Великобритании); а вторые — в более жестком, сложном порядке (например, голосованием квалифицированным большинством или через референдум). Подавляющее большинство конституция – жесткие (РФ, США, ФРГ, Япония, Греция). Бывают и «смешанные» в этом отношении конституции, одни статьи которых вообще не подлежат изменению, другие — изменяются в жестком порядке, а третьи — в обычном порядке

По времени своего действия различают конституции постоянные и временные. Постоянные — это те, которые имеют формально неограниченный срок своего действия, а временные — те, которые принимаются на определенный срок. Постоянство нельзя истолковывать как их неизменность. Опыт показывает, что постоянные конституции могут неоднократно меняться (особенно в странах Латинской Америки), а временные (Ирак, ОАЭ) — действовать более четверти века. Временные конституции особенно распространены в переходные периоды после государственных переворотов.

9 способы принятия конституции зарубежных стран

Три способа принятия конституций:

а) Октраирование конституции (дарование) – односторонний акт главы государства (1814 г. Франция, Людовик XVII)

Октроированная конституция

так называется конституция, дарованная монархом, в силу его законодательной власти без предварительного обсуждения в учредительном собрании и без народного голосования. Фактически конституции октроируются под давлением необходимости, и в этом отношении они не отличаются от конституций, выработанных народным собранием и только принятых монархом; но юридически они покоятся на ином основании..

б) Договорная конституция – результат договора между парламентом и главой государства (Греция, Болгария).

в) Народная конституция – принимается в результате референдума или избирательным корпусом.

Порядок изменения конституций:

а) Гибкая конституция – принятие обычного (текущего) парламентского закона.

б) Жесткая конституция – значительно более сложная процедура, например в США: квалифицированное большинство в парламенте и одобрение 3/4 штатов.

Два способа внесения поправок:

а) Замена старых положений новыми.

б) Прибавление новых положений без формального изменения прежних (США – 27 поправок).

10 способы изменения конституции в зарубежных странах

Поправки в конституции вносятся по решению парламента или на основании итогов референдума, однако принятие таких решений связано со специальными требованиями:

1. Проект об изменении конституции вносится только главой государства, правительством, определенной группой депутатов, субъектами федерации.

2. Поправка должна быть принята не простым, а квалифицированным большинством в каждой палате парламента или на совместном заседании палат. Часто необходимо, чтобы оно было принято парламентом дважды с определенным интервалом. В некоторых странах второй вотум (голосование) должен иметь место только после избрания нового состава парламента.

3. После того как парламент принял поправку к конституции, в некоторых федерациях его решение должно быть утверждено (ратифицировано) определенным большинством субъектов федерации.

Конституционные поправки не подлежат вето главы государства и должны быть опубликованы.

При военных переворотах нередко используется чрезвычайный порядок изменения и отмены конституции: военные советы отменяют или приостанавливают ее некоторые главы или статьи, а порой и весь текст.

По способу изменения конституции делятся на гибкие и жесткие. Гибкие конституции могут быть изменены в том же порядке, что и обычный закон. Ими являются прежде всего неписаные конституции, а также конституции государств с монархической формой правления (Княжество Монако, Саудовская Аравия).

Жесткие конституции – конституции, для внесения изменений и дополнений в которые предусмотрен особый усложненный порядок. Жесткость конституций может обеспечиваться по-разному: требованием голосования квалифицированным большинством голосов в парламенте (Италия, Япония); принятием поправок на референдуме (Франция); повторным принятием поправок парламентом следующего созыва (Греция); утверждением поправок субъектами Федерации (Германия, США).

11 конституционный строй как институт конституционного права зарубежных стран

Конституционный строй - система правовых отношений, закрепляющая способ организации государства, при котором признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина, а государство подчинено праву и, прежде всего, демократической Конституции.

Понятие конституционного строя обладает двумя основными признаками:

1) это способ организации государства - совокупность признаков, по которым одно государство можно отличить от другого (форма государственного устройства, форма правления, политический режим и др.);

2) это такой способ организации государства, который ставит его (государство) в подчинение интересам человека, его естественным правам и свободам через регламентирование деятельности государства правовыми ограничениями, рамками, за пределы которых государство выходить не должно. Важнейшую роль в таком ограничении играет Конституция.

Конституционный строй закрепляется всей системой правовых норм, различными отраслями российского права. Конституционное право регламентирует основы конституционного строя - основополагающие принципы устройства государства и его соотношения с человеком и обществом, его (государства) существенных характеристик, которые в совокупности составляют упорядоченную и относительно завершенную систему и которые проецируются на все остальные нормативные установления права. При этом вся дальнейшая регламентация общественных отношений является отражением, конкретизацией и развитием этих основополагающих принципов. Эти главные принципы настолько важны, что они содержатся в основном законе государства - Конституции. В российской Конституции основам конституционного строя посвящена первая глава, имеющая одноименное название.

Положения Конституции, определяющие основы конституционного строя, обладают наивысшей юридической силой среди всех норм российской правовой системы. Статья 16 Конституции РФ устанавливает, что никакие другие положения Конституции РФ (а следовательно, и других актов) не могут противоречить основам конституционного строя. Основы конституционного строя призваны быть ядром правового регулирования и поэтому должны обладать повышенной стабильностью своего содержания. На это направлен установленный в Конституции РФ порядок изменения норм первой главы. Эти нормы не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием, а только Конституционным Собранием, которое созывается по решению 3/5 от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы. При этом невозможно внесение отдельных изменений в основы конституционного строя. Конституционное Собрание либо подтверждает неизменность Конституции РФ, либо разрабатывает проект новой Конституции РФ, который принимается двумя третями от общего числа членов Конституционного Собрания либо выносится на общероссийский референдум.

12 Формы правления в зарубежных странах. классификация форм правления.

Форма правления представляет собой тот элемент формы государства, который раскрывает организацию верховной государ­ственной власти, правовой статус высших органов государства (прежде всего его главы), принципы взаимоотношений между ними, участие граждан в избрании этих органов.

Различают две основные формы правления зарубежных госу­дарств — монархия и республика, притом каждая из этих форм имеет разновидности.

Монархия — это такая форма правления, где глава государ­ства — монарх (именуемый в каждой стране по-разному — император, король, султан и т. п.) обладает особым юридическим ста­тусом: его полномочия носят первичный, непроизводный от ка­кой-либо другой власти в государстве характер, он приобретает свой пост, как правило, по наследству и занимает его пожизненно.

Республика — это такая форма правления, где высшие орга­ны государства (президент, парламент, правительство) являют­ся выборными и сменяемыми, причем только парламент во всех без исключения республиках избирается непосредственно насе­лением.

Та или иная форма правления складывается исторически под влиянием комплекса факторов экономического, социального, по­литического, национально-этнического, культурного и религиоз­ного характера. Оказывают свое влияние и природно-географи-ческие условия. Следует также иметь в виду, что той или иной эпохе развития общества соответствует та или иная форма прав­ления. Так, в эпоху феодализма преобладающей была монархи­ческая форма правления, новому времени более соответствует республика. Необходимо, однако, учитывать, что если раньше различия между монархией и республикой отражали различия в степени демократизации общества, его политического строя, то сегодня сохранение в ряде стран монархии отнюдь не свидетель­ствует об их меньшей демократичности по сравнению с республи­ками. Это всего лишь свидетельство устойчивости политических традиций тех государств, в которых монархия уже давно рас­сматривается как элемент, объединяющий и консолидирующий нацию

13 Монархия;понятие и виды.

Мона́рхия — форма правления, при которой верховная государственная власть частично или полностью принадлежит одному лицу — монарху (королю, царю, императору, князю, герцогу, эрцгерцогу, султану, эмиру, хану, фараону и т. д.) и, как правило, передаётся по наследству.

Конституцио́нная мона́рхия — монархия, при которой власть монарха ограничена так, что в сфере государственной власти он не обладает верховными полномочиями. Правовые ограничения на власть монарха могут быть закреплены в высших законах, таких, как конституция или статуты, либо в прецедентных решениях, вынесенных верховными судебными инстанциями.

Абсолютная монархия (от лат. absolutus — безусловный) — разновидность монархической формы правления, близкой к диктатуре, при которой вся полнота государственной (законодательной, исполнительной, судебной, военной), а иногда и духовной (религиозной) власти находится в руках монарха.

Парламентарная монархия — конституционная монархия, в которой монарх не обладает значительными властными полномочиями по сравнению с правительством и играет преимущественно представительскую или церемониальную роль. При парламентарной монархии правительство ответственно перед парламентом, которому принадлежит формальное верховенство среди других органов государства.

Дуалистическая монархия — конституционная монархия, в которой власть монарха ограничена конституцией, но монарх формально и фактически сохраняет обширные властные полномочия.

Феодальная монархия — разновидность монархии и форма правления, при которой в экономике преобладает сельскохозяйственное производство, господствует натуральное хозяйство, существуют две основные социальные группы: феодалы и крестьяне.

Раннефеодальная монархия — форма правления, хронологически первая из форм феодальной монархии. Развивается при переходе к феодализму в зависимости от климатических особенностей региона либо от рабовладельческого строя, либо непосредственно от первобытнообщинного строя.

14 Республиканская форма правления в современных зарубежных странах.

Как самая старая из существующих в одной из этих трех стран форм правления рассматривается монархия.

Монархия представляет собой такую форму правления, при которой верховная государственная власть юридически принадлежит одному лицу, занимающему свою должность в установленном порядке престолонаследия. Историческим предшественником современной буржуазной монархии является монархия абсолютная. Для абсолютной монархии характерно сосредоточение всей полноты государственной власти в руках монарха, отсутствие каких-либо представительных учреждений.

В современных странах абсолютная монархия эволюционировала в конституционную, которая, в свою очередь, подразделяется еще на два вида - парламентарную и дуалистическую монархию.

В Японии формой правления является парламентарная монархия, введение которой вместо дуалистической было оформлено конституцией 1947 г. По сравнению с конституцией 1889 г. новый основной закон Японии явился значительным продвижением вперед на пути демократизации политической системы страны. Это нашло свое применение в том, что полномочия императора были не только резко сокращены, но и фактически низведены до чисто номинального уровня: “Император осуществляет только такие действия, относящиеся к делам государства, которые предусмотрены настоящей Конституцией, и не наделен полномочиями, связанными с осуществлением государственной власти.”

Как в сфере законодательной, так и исполнительной император лишен самостоятельных полномочий и ни при каких обстоятельствах не может действовать без санкции кабинета: “Все действия Императора, относящиеся к делам государства, могут быть предприняты не иначе как с совета и одобрения Кабинета, и Кабинет несет за них ответственность.”

Японская конституция, таким образом, сохранив монархическую форму правления, превратила императора в чисто символическую фигуру, наделенную лишь церемониальными полномочиями, которые жестко ограничены самим основным законом. Он лишен каких-либо “спящих” прерогатив или подразумеваемых полномочий.

“Парламент является высшим органом государственной власти и единственным законодательным органом государства” “Парламент состоит из двух палат: Палаты представителей и Палаты советников”

Высший орган исполнительной власти в стране - правительство Японии, Кабинет министров. “Исполнительная власть осуществляется Кабинетом.” Полномочия правительства довольно обширны. Оно проводит в жизнь законы, осуществляет руководство государственными делами, внешней политикой. Кабинет несет коллективную ответственность перед парламентом.

15 президентская республика; понятие, основные признаки.

Республика (лат. respublica – общественное дело) – форма правления, при которой глава государства (например, президент) избирается населением или специальной избирательной коллегией. Законодательная власть принадлежит выборному представительному органу (парламенту). Большинство современных государств являются республиками.

Признаки республики:

– выборность власти;

– срочность;

– зависимость от воли избирателей.

В зависимости от того, кто формирует правительство, кому оно подотчетно и подконтрольно, республики подразделяются:

– на президентские;

– парламентские;

– смешанные.

В президентских республиках (США, Бразилия, Аргентина, Венесуэла, Боливия, Сирия, Алжир, Египет, Конго, Камерун, Перу, Сальвадор и др.) именно президент выполняет эту роль, в парламентских (Германия, Италия, Индия, Турция, Израиль и др.) – парламент, в смешанных (Франция, Финляндия, Польша, Болгария, Австрия и др.) – совместно президент и парламент.

Президентская республика – разновидность демократического государства, форма правления, при которой президент страны совмещает функции главы государства и главы правительства.

В президентских республиках и парламент, и президент избираются всенародно путем прямых всеобщих выборов. Поэтому президент непосредственной политической ответственности перед парламентом не несет.

Отношения между президентом и парламентом строятся на основе системы сдержек и противовесов.

В президентской республике президент избирается независимо от парламента либо коллегией выборщиков, либо непосредственно народом и одновременно является главой государства и правительства. Он сам назначает правительство и руководит его деятельностью. Парламент в данной республике не может вынести вотум недоверия правительству, а президент – распустить парламент. Однако парламент имеет возможность ограничивать действия президента и правительства с помощью принимаемых законов и через учреждение бюджета, а в ряде случаев может отстранить от должности президента (если он нарушил конституцию, совершил преступление). Президент, в свою очередь, наделяется правом отлагательного вето (от латинского – запрет) на решения законодательного органа.

16 парламентская республика: понятия, основные признаки

Парламентская республика (например, Германия, Италия) характеризуется тем, что президент, избираемый, как правило, парламентом, а не населением, является только главой государства и не обладает большими властными полномочиями. Правительство возглавляется другим должностным лицом – премьер-министром и формируется парламентом из представителей тех партий, которые на выборах получили большинство голосов избирателей и, следовательно, большинство мест в парламенте. Ответственность правительство несет перед парламентом, имеющим право выразить ему вотум недоверия, что влечет за собой уход правительства в отставку. В парламентской республике президент может досрочно распустить парламент и назначить новые выборы.

Встречаются также смешанные республиканские формы правления, сочетающие в себе черты и президентской, и парламентской республики. К таким относится, например, Франция. Конституция Российской Федерации 1993 г. также устанавливает смешанную президентско-парламентскую форму правления в России.

Признаки республики:

• 1. Существование единоличного и коллегиального главы государства;

• 2. Выборность главы государства и других верховных органов на определенный срок;

• 3. Осуществление государственной власти по поручению народа;

• 4. Юридическая ответственность главы государства в случаях, предусмотренных законом;

• 5. Обязательность решений верховной государственной власти для всех других государственных органов;

• 6. Защита интересов граждан, взаимная ответственность личности и государства.

17 Полупрезиденсткая (смешанного типа) республика.

Республика смешанного типа (полупрезидентская республика) - разновидность республиканской формы правления (см.Республика), при которой элементы президентской республики сочетаются с элементами парламентарной республики. Президент (глава государства) избирается, как правило, на всеобщих выборах и наделен - юридически и реально - большими полномочиями. Однако правительство формируется парламентским путем и ответственно не только перед президентом, но и перед парламентом. Президент осуществляет общее руководство правительством, которое возглавляет премьер-министр, имеет право роспуска парламента (обычно при выражении вотума недоверия правительству). Для Республики смешанного типа характерен дуализм исполнительной власти. Классическим образцом Республика смешанного типа является Франция по Конституции 1958 г. К Республике смешанного типа отечественная наука конституционного права также относит Португалию, Финляндию, Ирландию. Особенно широкое распространение Республика смешанного типа получила в бывших социалистических странах (Польша, Румыния, Болгария, Украина, Литва, Молдова). По ряду формально-юридических признаков к ней можно отнести и РФ.

18 формы государственного устройства в зарубежных странах.

Форма государственного устройства - национально-территориальная организация государства, а также взаимоотношения центральных и региональных органов.

В отличие от формы правления, форма государственного устройства рассматривается с точки зрения распределения государственной власти и государственного суверенитета в центре и на местах, их разделения между составными частями государства.

Формы государственного устройства зарубежных стран разнообразны и сугубо индивидуальны. Тем не менее можно выделить две основные формы - унитарную и федеративную.

Унитарное государство - это единое, цельное государственное образование.

Основные признаки

• единая конституция, нормы которой применяются на всей территории страны без каких-либо изъятий или ограничений

• единая система высших органов государственной власти;

• единое гражданство;

• единая система права;

• единая судебная система;

• территория унитарного государства подразделяется на административно-территориальные единицы, которые не могут обладать какой-либо политической самостоятельностью.

Эта форма является преобладающей (Великобритания, Франция, Италия)

Федерация - сложное (союзное) государство, состоящее из государственных образований, обладающих юридической и определенной политической самостоятельностью.

Эта форма, в отличие от унитарной сложна и в каждом конкретном случае обладает уникальными специфическими особенностями.

Характерные признаки:

• территория федеративного государства в политико-административном отношении не представляет собой единого целого, она состоит из территорий субъектов федерации;

• субъект федерации, как правило, наделяется учредительной властью, т.е. ему предоставляется право принятия собственной конституции;

• субъекты федерации наделяются в пределах установленной для них компетенции правом издания законодательных актов;

• субъект федерации может иметь свою собственную правовую и судебную систему;

наличие двойного гражданства;

Конфедерация - союз государств, при конфедеративных связях части конфедерации продолжают быть суверенными государствами, но между ними существует тесное единство.

Конфедерация - это непрочное образование, которое создается, как правило, либо с целью дальнейшей интеграции и трансформации в федерацию, либо с целью "мягкого" развода составных частей федерации.

Примером конфедерации были:

• Швейцария до 1848 г., затем преобразовалась в федерацию;

ОАР - Объединенная Арабская Республика - конфедерация Сирии и Египта, созданная в 1958 г. по инициативе Г.А. Нассера, распалась через 3 года, в 1961 г

19 автономия: понятие и виды

Автономия - это предоставление части государства, отличающейся какими-либо географическими, национальными (этническими) или иными особенностями определенной формы самостоятельности. Автономии могут существовать как в унитарном, так и в федеративном государстве.

Автономии в основном построены по национальному признаку. Различаются два основных вида национальной автономии - национально-территориальная и национально-культурная. Национально - территориальная автономия образуется в случае компактного проживания национальных меньшинств на определенной территории.

Национально-культурная автономия сознается в случае, когда национальные меньшинства не занимают какой-то ограниченной территории, а расположены в пределах государства. Национально-культурные автономии создаются в виде национальных организаций. Согласно ст. 1 Федерального закона от 17 июня 1996 г. «О национально-культурной автономии» национально-культурная автономия - это форма национально-культурного самоопределения, представляющая собой общественное объединение граждан Российской федерации, относящих себя к определенным этническим общностям, на основе их добровольной самоорганизации в целях самостоятельного решения вопросов сохранения самобытности, развития языка, образования, национальной культуры.

Национально-территориальные автономии разделяются на политические и административные. Политическая автономия предполагает возможность издания собственных законов (иногда - конституции), наличие собственных законодательных и исполнительных органов, обладающих более широкими полномочиями, чем органы просто административно-территориальных единиц. Административная автономия не обладает элементами государственности, однако учитываются национальные особенности.

20 политические режимы в зарубежных странах.

Политический режим - это система методов, способов и средств осуществления политической (государственной) власти.

В зависимости от особенностей набора методов и средств государственного властвования различают два полярных режима: демократический и антидемократический (фашистский, тоталитарный, авторитарный).

Демократический режим. Понятие "демократия" означает, как известно, народовластие, власть народа. Однако ситуация, при которой весь народ осуществлял бы политическое властвование, пока нигде не реализована.

Основные характеристики демократического режима:

o принятие решений большинством с учетом интересов меньшинства;

o существование правового государства и гражданского общества;

o выборность и сменяемость центральных и местных органов государственной власти, их подотчетность избирателям;

o осуществление гражданского контроля над "силовыми" структурами (вооруженными силами, полицией, органами безопасности и т.п.);

o широкое использование методов убеждения, компромисса;

Демократия может осуществляться посредством двух форм: прямой (непосредственной) и представительной.

Прямая демократия позволяет осуществлять власть самим народом без политических посредников.

К сильным сторонам прямой демократии можно отнести то, что она:

- дает больше возможностей (по сравнению с представительными институтами) для выражения интересов граждан и их участия в общественно-политической жизни;

- в большей мере обеспечивает легитимизацию власти;

- позволяет в определенной степени контролировать политическую элиту.

К ее недостаткам часто относят:

- отсутствие стойкого желания у большинства населения заниматься данной управленческой деятельностью;

- сложность и дороговизну проводимых государственно-общественных мероприятий;

Представительная демократия позволяет осуществлять власть представителям народа - депутатам, выборным органам государственной власти, которые призваны выражать интересы различных классов, социальных групп, слоев, политических партий и общественных организаций.

К достоинствам представительной демократии обычно относят то, что она:

- дает больше возможностей для принятия эффективных решений, поскольку в этом процессе участвуют, как правило, профессионалы, компетентные лица, специально занимающиеся данной деятельностью или конкретной проблемой;

- более рационально организует политическую систему, позволяя каждому заниматься своим делом и т.п.

21 институты гражданского общества в зарубежных странах

22 партийные системы в зарубежных странах

Партийная система - это система взаимоотношений политических партий между собой, с государством, с другими элементами политической системы и гражданами. Специфика партийных систем во многом определяется количеством партий, которые существуют и реально влияют на функционирование институтов государственной власти.

Одной из первых появилась традиционная буржуазно-демократическая партийная система, сформировавшаяся в Западной Европе и Северной Америке в XIX в. Деятельность ее подчинена следующим правилам:

- в обществе идет легальная борьба за власть;

- власть осуществляет партия или группа партий, которые обеспечивают себе поддержку парламентского большинства;

- постоянно существует легальная оппозиция, в том числе в парламенте;

- между политическими объединениями внутри партийной системы существует согласие (некий консенсус, от лат. consensus - согласие, единодушие) относительно соблюдения ранее установленных "правил игры".

В XX веке в результате кризиса демократических и авторитарных систем управления возникла социалистическая партийная система, характеризующаяся следующими параметрами:

- действует, как правило, одна легальная правящая партия (в редких случаях могут сосуществовать несколько других политических организаций - "демократических", "союзнических" при безусловной гегемонии правящей коммунистической партии);

- правящая партия руководит государством на всех уровнях управленческого аппарата и находится в привилегированном положении.

23 принципы разделения властей - основа построения системы органов государственной власти зарубежных странах

24 основы правового положения статуса личности в зарубежных странах

Между обществом и государством, с одной стороны, и личностью – с другой, складываются определенные правовые отношения и связи. Совокупность этих правовых отношений и связей, охватываемых всеми отраслями правовой системы государства, и есть правовое положение личности, фундаментом которого, в свою очередь, являются основы правового положения личности, регулируемые не всеми отраслями права, а только – одной отраслью права – конституционным правом.

Основы правового положения личности закрепляются, прежде всего, в конституциях зарубежных стран, а также и иных конституционно-правовых актах

Основы правового положения личности включают в себя следующие элементы:

1) основные принципы правового положения личности, как фундаментальные, руководящие начала, лежащие в основе правового статуса человека и гражданина (гуманизм, равноправие граждан; гарантированность прав и свобод

2) гражданство, как конституционно-правовой институт, закрепляющий взаимоотношения между государством с одной стороны и личностью – с другой посредством их правовой связи. В зависимости от характера правовой связи государства и личности выделяют три особых конституционно-правового статуса личности (гражданин; иностранец; лицо без гражданства (апатрид);

3) конституционно-правовой институт прав, свобод и обязанностей человека и гражданина;

4) гарантии прав и свобод личности.

25 способы конституционного формулирования прав и свобод в зарубежных странах

Конституционные гарантии прав личности действительны тогда, когда они закреплены не только в тексте Основного закона, сколько в развернутой системе устоявшихся процедурных правил, которые на практике реализуют жизненность этих прав, свобод и обязанностей.

Конституционное обеспечение прав человека складывается из самой Конституции, системы конституционно-применительных нормативных актов, а также решений суда. Для оценки реальности обеспечения прав и свобод правовая практика важнее конституционной теории. Великобритания (страна не писанной К) обеспечила своих подданных высшими стандартами свободы и благосостояния; также высоки гарантии закрепленные в К Швейцарии, Нидерландов и Швеции; Франция – в К 1958 г. не сказано ничего о правах личности, но подтверждена Декларация прав человека и гражданина 1789 г. и преамбула предыдущей К, что не хуже любой К где эти права подробно прописаны. Аналогично в США.

В подавляющем большинстве стран К и иные ИКП закрепляют, что гражданин может делать в сфере политической и экономической, какими личными правами он обладает. Это позитивный (разрешительный) способ определения объема правосубъектности гражданина и личности. Второй способ определения правосубъектности гражданина – негативный – носит диаметрально противоположный характер: нормы КП устанавливает, чего гражданин делать не должен. Наиболее четко этот способ нашел свое выражение в Великобритании, где права и свободы не имеют позитивного выражения.

26 гражданские права и свободы человека и гражданина

ГРАЖДАНСКИЕ (ЛИЧНЫЕ) ПРАВА И СВОБОДЫ — неотчуждаемые, естественные права человека, отражающие ценность жизни человека, его достоинство и неприкосновенность. К числу г.п. и с. Конституция РФ относит: право на жизнь (ст. 20); на охрану достоинства личности государством (ст. 21); на свободу и личную неприкосновенность (ст. 22); на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту чести и доброго имени (ст. 23); на свободное определение и указание своей национальности (ст. 26); право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства (ст. 27); свободу совести, вероисповедания (ст. 28); свободу мысли и слова (ст. 29); на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии (ст. 42) и др. Г.п. и с. охватывают такие права и свободы, которые являются необходимыми для защиты основополагающих ценностей человека: его жизни, индивидуальной свободы, достоинства, частной жизни. По своей природе они являются: 1) правами человека, т.е. принадлежат каждому и не связаны с принадлежностью к гражданству государства, не вытекают из него; 2) неотчуждаемыми и принадлежат каждому от рождения; 3) абсолютными, т.е. не подлежат ограничению. С этим связаны повышенные гарантии их охраны, закрепленные в нормах Конституции. Они характеризуются особым характером (способами) реализации. Реализация Г.п. и с. требует не столько индивидуальных усилий их обладателей, сколько соответствующих природе этих прав обеспечительных, охранительных и иных действий государственных органов, должностных лиц и граждан.

27 политические права и свободы граждан

Политические права и свободы - это права и свободы, служащие в качестве гарантий реализации возможность на воздействие на государство со стороны граждан и гражданского общества в целом.

Виды политических прав и свобод:

- Право на свободные средства массовой информации и отсутствие цензуры (часть 5 статья 29 Конституции РФ).

- Право на объединения, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов (часть 1 статьи 30 Конституции РФ).

- Право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования (статья 31 Конституции РФ).

- Право на участие в управлении делами государства (часть 1 статьи 32 Конституции РФ).

- Право избирать и быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления (часть 2 статьи 32 Конституции РФ).

- Право на участие в референдуме (часть 2 статьи 32 Конституции РФ).

- Право обращаться лично, направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления. (статья 33 Конституции РФ).

- Право на участие в отправлении правосудия (часть 5 статьи 32 Конституции РФ).

28 социально экономические права и свободы человека и гражданина

Социально-экономические права и свободы – это права призванные гарантировать человеку возможность удовлетворения его жизненных потребностей и получать от государства защиту своей экономической свободы и социальных льгот. Международный пакт связывает эти права с идеалом свободной человеческой личности, свободной от страха и нужды.

Право частной собственности относится к числу основных прав человека и гражданина, одна из основ свободы личности. Большинство КЗС закрепляют это право и гарантируют защиту собственности, а также право ею распоряжаться и пользоваться. Частная собственность – необходимое условие рыночной экономики и свободного гражданского общества. С ней тесно связано право (свобода) предпринимательской деятельности и с другой стороны гарантии государства на содействие и помощь частному бизнесу.

Право на свободный труд, отдых, равную оплату за равный труд относится к индивидуальным трудовым правам человека. Как правило, эти права закрепляются в КЗС, детализируются в трудовых кодексах, коллективных договорах, судебных решениях. Эти права базируются на принципе свободы труда, т.е праве вступать в трудовые отношения не по принуждению, а по собственному желанию.

Право на коллективные действия в защиту своих интересов подразумевает право на объединение в профсоюзы, право на забастовку, заключение коллективных договоров, участие в управлении предприятием. Частью это и политические права.

Право на охрану здоровья и медицинское обслуживание: оно далеко не всегда означает соответствующего субъективного права граждан. За исключением небольшого круга стран, КЗС не вводят права на бесплатное лечение в случае болезни, без чего это право остается декларативным в условиях дорого медицинского обслуживания.

Право на образование – это одно из основных социальных прав, его реализация непосредственно обеспечивает экономический, социальный и духовный прогресс общества, одновременно создавая предпосылки развития личности, ее культуры и благополучия.

Право на благоприятную окружающую среду. Культурные права – свободный доступ к культурным ценностям, свобода творчества и научных исследований.

29 способы конституционного формулирования прав и свобод человека в зарубежных странах

Существуют два основных способа конституционного формулирования прав и свобод – позитивный и негативный.

При позитивном способе конституция устанавливает или констатирует, что субъект обладает определенным правом. Вместо выражения «имеет право» или равноценного ему «вправе» в некоторых конституциях употребляется выражение «может”.

В принципе позитивный способ может использоваться и без прямого указания субъекта, когда речь идет о правах человека. В качестве примера можно привести норму, содержащуюся в ч. 1 ст. 24 Конституции Румынии 1991 года: «Право на защиту гарантируется». Из данной формулы ясно, что гарантируется это право каждому человеку, который и является субъектом указанного права.

Негативный способ представляет собой конституционное запрещение любому субъекту нарушать или ограничивать определенное право или определенную свободу. Характерный пример негативного способа дает Конституция США, точнее, поправки к ней. Так, согласно поправке IV «право народа на охрану личности, жилища, бумаг и имущества от необоснованных обысков или арестов не должно нарушаться, и ордера на обыск или арест не будут выдаваться без достаточных оснований, засвидетельствованных присягой или торжественным подтверждением» (предложение первое);

Во многих конституциях сочетаются оба способа для формулирования прав и свобод, однако негативный способ более характерен для стран с англосаксонской системой права, тогда как позитивный– для правовых систем стран континентальной Европы.

30 Конституционное обязанности человека и гражданина в зарубежных странах.

Правовой статус личности – это совокупность прав и обязанностей, человека и гражданина, закрепленных в обязательных для исполнения актах государственной власти и гарантированных государством. Предметом изучения конституционного права являются основы конституционного статуса личности, установленные Конституцией.

Элементы основ правового статуса личности:

1) регулирование отношений по поводу гражданства.

Гражданство – устойчивая правовая связь лица с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей.

Основания приобретения гражданства:

– по рождению, при этом действуют два принципа: принцип крови и принцип почвы;

– в результате приема в гражданство (натурализация);

– в результате восстановления в гражданстве.

2) закрепление основных принципов правового статуса личности.

Принципы правового статуса личности – это признаваемые и охраняемые государством основополагающие начала, на основе которых строится система прав, свобод и обязанностей человека и гражданина. К ним относятся: равноправие (в трех аспектах: равенство всех перед законом и судом, равенство прав и свобод человека и гражданина, равноправие мужчин и женщин.); гарантированность прав и свобод человека и гражданина; неотъемлемость прав и свобод личности, запрет ограничения прав и свобод, кроме случаев, установленных законом; включение в правовой статус личности не только прав и свобод, но и обязанностей. При этом осуществление прав и свобод одной личности невозможно без выполнения обязанностей другим человеком.

3) установление основных, неотъемлемых прав, свобод, обязанностей человека и гражданина.

Конституционные права и свободы – это закрепленные в Конституции неотъемлемые права и свободы человека и гражданина, составляющие основу его правового статуса, принадлежащие ему от рождения и защищаемые государством. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения, при этом осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Виды прав и свобод:

а) Личные. Особенности личных прав и свобод: они неотчуждаемы и принадлежат человеку от рождения; они связаны с личной жизнью человека; не зависят от наличия гражданства. К личным правам и свободам относятся: право на жизнь; право на охрану государством достоинства личности; права на неприкосновенность личности, жилища, частной жизни; право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества; право свободно передвигаться, выбирать место пребывания; свобода совести; свобода вероисповедания; свобода мысли и слова.

б) Политические: право на объединение; право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование; право участвовать в управлении делами государства.

в) Социально-экономические: право каждого на свободное использование своих способностей и имущества; право частной собственности; право наследования; право свободно распоряжаться своими способностями к труду.

Основные обязанности человека и гражданина:

– соблюдать Конституцию и законы;

– платить законно установленные налоги и сборы;

– сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам;

– защищать Отечество.

4) установление гарантий прав и свобод.

31 конституционно-правовые гарантии прав и свобод граждан в зарубежных странах

Виды гарантий прав и свобод в зарубежных странах.

Права и свободы обеспечиваются конституционными и судебными гарантиями.

Конституционная гарантия может стать реальной лишь в том случае, если содержащиеся в ней положения будут конкретизированы и детализированы в соответствующем законе, устанавливающем механизм применения данной гарантии.

Судебные гарантии прав и свобод, первоначально возникшие в англосаксонских странах, в настоящее время получили весьма широкое распространение. В принципе содержание судебных гарантий сводится к двум основным положениям. Во-первых, гражданину предоставляется право прибегать к судебной защите всякий раз, когда его права и свободы подвергаются посягательству как со стороны государственных органов, так и отдельных лиц. Во-вторых, гражданин наделяется правом обращения к суду с требованием принудительного обеспечения установленных законом прав и свобод, т.е. в данном случае речь идет об осуществлении субъективного права.

Для осуществления подобных полномочий суду предоставляется право издания актов, принуждающих к осуществлению соответствующих норм права или обеспечивающих их защиту от посягательства. Так, если какому-либо лицу отказано министерством иностранных дел или другим компетентным органом в выдаче заграничного паспорта, то это лицо может обратиться в надлежащий суд с требованием издать приказ, обязывающий указанный орган выдать ему заграничный паспорт. В этом же порядке можно оспорить запрещение на проведение митинга, арест газеты, незаконное увольнение с работы и т.д.

Судебные гарантии, если они должным образом применяются, являются действенным средством защиты и обеспечения прав и свобод. Р

ядом зарубежных стран внесен большой позитивный вклад в развитие политической демократии и достижение правовой и социальной защищенности человека. Судебные гарантии и последовательное соблюдение принципа презумпции невиновности следует отметить здесь в первую очередь.

32 представительная и непредставительная демократия:формы реализации.

Представительная демократия — политический режим, при котором основным источником власти признается народ, но управление государством делегируется различным представительным органам, члены которых избираются гражданами. Представительная (репрезентативная) демократия является ведущей формой политического участия в современных государствах. Её суть заключается в опосредованном участии граждан в принятии решений, в выборе ими в органы власти своих представителей, призванных выражать их интересы, принимать законы и отдавать распоряжения.

Представительная демократия необходима особенно тогда, когда из-за больших территорий или вследствие других причин затруднено регулярное непосредственное участие граждан в голосованиях, а также когда принимаются сложные решения, труднодоступные для понимания неспециалистов.

Проявлениями представительной демократии являются:

1) принятие законов, бюджета, установление налогов и сборов, ратификация и денонсация международных договоров парламентом; В данный момент в большинстве государств (в том числе и в Российской Федерации) законы и бюджет принимаются парламентом и утверждаются президентом или монархом с правом последнего отправлять проект закона или бюджета на повторное рассмотрение парламентом. Кроме того в ряде государств круг вопросов по которым принимаются законы может быть ограничен (в Российской Федерации такого ограничения нет).

2) формирование правительства парламентом. В данный момент в большинстве государств (в том числе и в Российской Федерации) парламент утверждает кандидатуры членов правительства или кандидатуру председателя правительства предложенную президентом или монархом;

3) право законодательной инициативы - в большинстве государств принадлежит только группам из нескольких депутатов при этом право законодательной инициативы принадлежит также и президенту или монарху, в ряде государств (в том числе и Российской Федерации) законодательная инициатива принадлежит и отдельным депутатам.

4) парламентский контроль над правительством: включает в себя утверждение парламентом программы правительства, обязанность правительства и министра давать регулярный отчёт перед парламентом и право парламента требовать от правительства и его членов внеочередной отчёт и право парламента объявлять недоверие правительству или министру влекущее отставку правительства или министра. В данный момент в большинстве государств (в том числе и в Российской Федерации) правительство и министры смещаются указом президента или монарха на основании недоверия со стороны парламента.

33 референдум в зарубежных странах

Референдум (от лат. referendum - буквально: то, что должно быть сообщено) - это голосование избирателей, посредством которого принимается государственное или самоуправленческое решение. Его родиной считается Швейцария, где такая форма волеизъявления народа практикуется с XV в.

Политическое значение института референдума состоит в том, что с его помощью граждане приобретают возможность эффективного воздействия на формирование политики государственных и иных органов власти, а последние, в свою очередь, - возможность сверять свои решения с мнением народа или отдельной его части.

Общим правилом является то, что формула референдума не должна включать вопросы:

- чрезвычайного и безотлагательного характера (принятия экстраординарных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения);

- требующие специальных знаний (принятия и изменения бюджета, исполнения или изменения внутренних финансовых обязательств государства);

- ответ на которые известен заранее (повышение заработной платы, снижение налогов). Не выносятся на суд избирателей вопросы о формировании состава орг


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: