Корректурная проба с кольцами

Обследуемому предлагается бланк с кольцами Ландольдта (рис. 11).

В таблице по 32 кольца в строке, всего 32 строки. Обследуемым предлагается зачеркивать кольца с определенным разрывом (например, на 9 ч) или же зачеркивать такие кольца, как первое в строке. На задание отводится 5 мин. Через каждую минуту дается команда провести черту. Обычно предлагаются два задания на двух бланках, второе после эмоциогенного инструктирования.

При выполнении 5-минутной пробы оценка выставляется в условных баллах по номограмме, на которой учитывается количество просмотренных колец и количество ошибок. Берется средний результат из двух проб. Особое внимание обращается на изменение продуктивности от минуты к минуте и на то, как изменяется количество ошибок.

Инструкция: «Возьмите бланк с кольцами. Положите его таким образом, чтобы верхнее левое кольцо было с разрезом влево. Напишите сверху свою фамилию. Вам надлежит вычеркивать в каждой строчке такие кольца, как первое кольцо в каждой строке. В первой строчке кольца с разрезом на 9 ч, во второй – с разрезом на 7 ч и т. д. Через каждую минуту будет подаваться команда: «Минута!». В этот момент следует поставить квадратную скобку на том месте, где вас застала команда. Затем, не задерживаясь, продолжайте работу».

Инструкция перед выполнением второго задания: «Будете выполнять точно такое же задание, но выполнить его нужно обязательно лучше, чем предшествующее. Если у вас недостаточная эмоциональная устойчивость, вы непременно увеличите количество ошибок. Постарайтесь взять себя в руки! Возьмите второй бланк, положите его так, чтобы верхнее левое крыло было с разрывом на 5 ч. Напишите сверху свою фамилию и поставьте № 2».

Тест отыскания чисел

Рекомендуется как задание для исследования распределения внимания. Используется бланк с 25 клетками (рис. 12), на котором в случайном порядке нанесены числа от 1 до 40 (15 чисел пропущено). Могут использоваться индивидуальные бланки размером 7X7 см. Применяются также бланки с числами от 1 до 70 (рис. 13) и др.

         
         
         
         
         
             
             
             
             
             
           
             

Перед обследуемым ставится задача – записывать на контрольном листе в порядке очередности числа, которых нет на бланке (пропуск отсутствующего числа считается ошибкой). Время для работы с бланком 1 – 40 1,5 мин (с бланками 1 – 70 – 4 мин).

Оценка результатов работы с бланками осуществляется по таблице 34.

Оценка в баллах                  
Количество правильных ответов (минус ошибки и исправления) из 40 знаков     12-13 10-11 8-9 6-7      
Количество правильных ответов из 70 знаков     15-16 13-14 10-12 8-9 6-7    

Инструкция (для бланка 1 – 40): «Перед вами бланк, на котором числа от 1 до 40. Всего на таблице 25 чисел, – значит, 15 (от 40) пропущено. Вам надо отыскивать по порядку числа на таблице в течение 1,5 мин. На контрольном листке перед вами ряд чисел от 1 до 40. Если вы не найдете какое-либо число на таблице – вычеркните его в контрольном листке. Исправления не допускаются».

Инструкция перед выполнением второго задания: «Будете выполнять точно такое же задание, только по другой таблице, и вам ставится задача непременно улучшить результат. Если у вас недостаточная эмоциональная устойчивость, чем больше будете стараться, тем хуже получится. Постарайтесь взять себя в руки! Приготовиться! (Повесить новый плакат.) Начали! (Включить секундомер.) Через 1,5 мин – команда «Стоп!».

§ 3. ПАМЯТЬ

В целях исследования индивидуальных особенностей, а также для выявления динамики психического состояния может проводиться оценка памяти. Рассмотрим ряд заданий для изучения различных видов памяти.

Кратковременная память

Применяются задания на запоминание и непосредственное воспроизведение слов и чисел. По методикам, апробированным в Военном институте физической культуры, обследуемым дважды предъявляется по 10 слов и по 10 чисел. 10 слов или чисел зачитываются в течение 20 с, и 40 с дается на запись (в любом порядке). Перед вторым десятком слов (и чисел) проводится эмоциогенное инструктирование. Слова подбираются односложные, мало связанные между собой из 4 – 6 букв, числа двухзначные, менее примечательные (не нужно 99, 33 и т. п.). Оценка в условных баллах проводится по таблице 35.

Таблица 35

Оценка в баллах                  
Правильно запи­санные слова (из 20)   17-18 15-16 13-14 11—12 9—10 7—8 4—6  
Правильно запи­санные числа (из 20)   16—17 14—15 12-13 10—11 8—9 6—7 4-5  

Инструкция обследуемым: «Я продиктую слова (числа). Прослушайте и постарайтесь запомнить. По команде «Пишите!» возьмите карандаш и столбиком, в любой последовательности запишите, что запомнили. Переспрашивать нельзя. На запись 40 с. По команде «Стоп!» прекратите запись и подчеркните последнее слово (число)».

Инструкция перед выполнением второго задания: «Повторим это задание с другим текстом, но теперь попытайтесь запомнить слов (чисел) непременно больше, чем в предыдущем задании. Если у вас достаточно воли, эмоциональной устойчивости, вы сумеете мобилизоваться».

Память на тексты (смысловая память)

Составляется рассказ, который содержит 13 смысловых единиц и 3 числа и который зачитывается обследуемым. Затем предлагается записать основное содержание. Задание предъявляется дважды аналогичными текстами. Второй раз – после эмоциогенного инструктирования. Пример рассказа: «Корабль вошел в бухту (1). Несмотря на сильное волнение моря (2). Ночь простояли на якоре (3). Утром подошли к пристани (4). 18 моряков отпустили на берег (5, 6). 10 человек пошли в музей (7, 8). 8 матросов решили просто погулять по городу (9, 10). К вечеру все собрались вместе, зашли в городской парк, плотно поужинали, в 11 часов вечера все вернулись на корабль (11 – 14). К этому времени оставшиеся матросы уже провели выгрузку (15). Вскоре корабль отправился в другой порт (16)».

Оценка в условных баллах проводится по таблице 36 по результатам воспроизведения двух текстов. Порядок изложения фрагментов не учитывается.

Таблица 36

Оценка в баллах                  
Количество воспроизведенных смысловых единиц и чисел (из 32)   29-30 27-29 23-26 19-22 15-18 11- 14 7-10  

Инструкция обследуемым: «Вам будет зачитан короткий рассказ, в нем имеется ряд смысловых единиц (фрагментов содержания), все они в некоторой логической связи. Прослушайте внимательно рассказ и затем в течение 3 мин запишите основное содержание (то, что запомнили). Предложения можно сокращать, не теряя их смысл. Переспрашивать во время работы нельзя».

Инструкция перед выполнением второго задания: «Выполним аналогичное задание, но постарайтесь запомнить больше, чем в предшествующем рассказе. Это делается для проверки ваших волевых качеств и эмоциональной устойчивости. Если у вас достаточно самообладания и настойчивости, вы сумеете улучшить свой результат».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: