вом напряжении. Сила и правильность произнесения гласного звука мною контролируются через ватку и приставленный шпатель, что не обязывает к очень громкому проговариванию гласных звуков в упражнении и позволяет вести занятия с ринолаликами на более естественном голосе, как и в работе с косноязычными вообще.
Это положение считаю очень важным, так как среди ри-нолаликов много физически ослабленных детей, которым трудно заниматься на громком голосе (доходящем иногда до крика) длительное время. Такие занятия позволяют рино-лалику сразу вводить полученные речевые навыки в обиходную речь так же, как мы это делаем в работе с косноязычными при исправлении звуков.
Когда у ринолалика получены звуки ф и в, то, соответственно изменив артикуляцию, получаем звуки сиз (холодная струя воздуха здесь уже имеется).
Звуки я и б я ставлю тоже, исходя из звуков фив.Я предлагаю произнесение звука ф несколько взрывчато, отрывисто — ф, ф, ф, а затем заменяю артикуляцию звука ф смычкой губ и получаю звук я, а от звука в получаю звук б.
|
|
Несколько отодвинутое назад положение языка обязывает вести постановку переднеязычных звуков (т, д, а впоследствии и я) от межзубного положения. Звук m ставлю от звука я с просунутым и зажатым между губами кончиком языка. При произнесении в таком положении звука п кончик языка приучается к переднему выдвинутому положению, затем раздвигаю губы и получаю звук m в межзубном положении.
Перевожу полученный звук в зазубное положение и, озвончив его, получаю звук д. <...>
Для автоматизации поставленного звука использую таблицы. Для выработки более точных условно-рефлекторных связей включаю упражнения на дифференциацию звуков, с одной стороны, для воспитания фонематического слуха, а с другой стороны, для выработки более тонких дифференцированных движений речевого аппарата. Эти упражнения провожу на гласных звуках с йотованными (а — я, о — ё, у — ю, э — е) и на парных согласных звуках (п. — б, в — ф,т — д и т. п.). В начале провожу работу по дифференциации гласных звуков изолированно (а — я, у — ю и т. д.), a
18 А. Г. Ипполитова
затем в слоговых сочетаниях с согласными (фа — ва, са — за и т. д.).
Каждый появившийся звук у маленького ринолалика я стараюсь превратить в живой образ, запечатлевая этот звук в виде картинки в его тетради заданий. Например, звук о отображаю картинкой с изображением встречи мальчика с отцом (из букваря для глухонемых), звук э — изображением какого-нибудь большого предмета, звук у — картинкой паровоза, с — изображением летящего комара и т. п.
Полученные слоги также, по возможности, перевожу в значащие лепетные слова (фу!, ав — ав и т. п.), а затем составляю возможные слова и постепенно ввожу их в речевое общение.
|
|
Занятия с ринолаликами требуют исключительного напряжения от логопеда. При недостаточно внимательном отношении к работе отдельные детали могут ускользнуть, и речевое воспитание останется незаконченным.
Весь приобретаемый в устной речи материал я по возможности обрабатываю с детьми и в письменной речи, уделяя особое внимание звуковому составу слов. Если на логопедические занятия ребенок приходит в дошкольном возрасте, то с шести лет приступаю к обучению грамоте, чтобы вполне приготовить ринолалика к школе.
Каждому ребенку необходимо заниматься не только у логопеда, но и систематически тренироваться дома. Для этого все упражнения записываются в тетрадь заданий (слоговые упражнения, слова и фразы для автоматизации звука, придуманные слова и предложения на пройденный материал, составленные рассказы, заучиваемые стихотворения или прозаические отрывки). Для дошкольников все эти записи делаю сама, со школьниками периодически провожу диктанты: предупредительные, зрительные, слуховые, письмо выученного текста наизусть, запись рассказа по серии картинок и т. п. Такой работой предупреждаю нарушение письменной речи у ринолалика.
Считаю нужным еще раз подчеркнуть необходимость тесной связи логопеда с родителями и школой.