Приемы логопедической работы 17

вом напряжении. Сила и правильность произнесения гласного звука мною контролируются через ватку и приставленный шпатель, что не обязывает к очень громкому проговариванию гласных звуков в упражнении и позволяет вести занятия с ри­нолаликами на более естественном голосе, как и в работе с кос­ноязычными вообще.

Это положение считаю очень важным, так как среди ри-нолаликов много физически ослабленных детей, которым трудно заниматься на громком голосе (доходящем иногда до крика) длительное время. Такие занятия позволяют рино-лалику сразу вводить полученные речевые навыки в обиход­ную речь так же, как мы это делаем в работе с косноязычны­ми при исправлении звуков.

Когда у ринолалика получены звуки ф и в, то, соответ­ственно изменив артикуляцию, получаем звуки сиз (холод­ная струя воздуха здесь уже имеется).

Звуки я и б я ставлю тоже, исходя из звуков фив.Я пред­лагаю произнесение звука ф несколько взрывчато, отрывис­то — ф, ф, ф, а затем заменяю артикуляцию звука ф смычкой губ и получаю звук я, а от звука в получаю звук б.

Несколько отодвинутое назад положение языка обязыва­ет вести постановку переднеязычных звуков (т, д, а впослед­ствии и я) от межзубного положения. Звук m ставлю от зву­ка я с просунутым и зажатым между губами кончиком языка. При произнесении в таком положении звука п кон­чик языка приучается к переднему выдвинутому положе­нию, затем раздвигаю губы и получаю звук m в межзубном положении.

Перевожу полученный звук в зазубное положение и, оз­вончив его, получаю звук д. <...>

Для автоматизации поставленного звука использую таб­лицы. Для выработки более точных условно-рефлекторных связей включаю упражнения на дифференциацию звуков, с одной стороны, для воспитания фонематического слуха, а с другой стороны, для выработки более тонких дифферен­цированных движений речевого аппарата. Эти упражнения провожу на гласных звуках с йотованными (а — я, оё, ую, эе) и на парных согласных звуках (п. — б, вф,тд и т. п.). В начале провожу работу по дифференци­ации гласных звуков изолированно (а — я, ую и т. д.), a


18 А. Г. Ипполитова

затем в слоговых сочетаниях с согласными (фава, саза и т. д.).

Каждый появившийся звук у маленького ринолалика я стараюсь превратить в живой образ, запечатлевая этот звук в виде картинки в его тетради заданий. Например, звук о отображаю картинкой с изображением встречи мальчика с отцом (из букваря для глухонемых), звук э — изображением какого-нибудь большого предмета, звук у — картинкой паровоза, с — изображением летящего кома­ра и т. п.

Полученные слоги также, по возможности, перевожу в значащие лепетные слова (фу!, авав и т. п.), а затем со­ставляю возможные слова и постепенно ввожу их в речевое общение.

Занятия с ринолаликами требуют исключительного на­пряжения от логопеда. При недостаточно внимательном от­ношении к работе отдельные детали могут ускользнуть, и речевое воспитание останется незаконченным.

Весь приобретаемый в устной речи материал я по возмож­ности обрабатываю с детьми и в письменной речи, уделяя осо­бое внимание звуковому составу слов. Если на логопедичес­кие занятия ребенок приходит в дошкольном возрасте, то с шести лет приступаю к обучению грамоте, чтобы вполне приготовить ринолалика к школе.

Каждому ребенку необходимо заниматься не только у ло­гопеда, но и систематически тренироваться дома. Для этого все упражнения записываются в тетрадь заданий (слоговые упражнения, слова и фразы для автоматизации звука, при­думанные слова и предложения на пройденный материал, составленные рассказы, заучиваемые стихотворения или про­заические отрывки). Для дошкольников все эти записи делаю сама, со школьниками периодически провожу диктанты: пре­дупредительные, зрительные, слуховые, письмо выученного текста наизусть, запись рассказа по серии картинок и т. п. Такой работой предупреждаю нарушение письменной речи у ринолалика.

Считаю нужным еще раз подчеркнуть необходимость тес­ной связи логопеда с родителями и школой.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: