Внешняя политика Ивана оставила сильный отпечаток на всей дальнейшей истории Российской империи. Когда внутренняя ситуация выходила из‑под его контроля, Иван едва ли не всегда придавал ей статус международного конфликта[109]. В нижеследующем разделе будут рассмотрены те дела московского государя, которые имели отношение к религиозной ситуации на Руси, в особенности связанные с развитием и разгромом движения субботников. Некоторые спорные вопросы, касающиеся веры субботников в догмат о Троице, нельзя разрешить, не принимая во внимание этот исторический фон.
Священная Римская Империя
Священная Римская Империя была единственной политической силой, которая могла соперничать с Русью в конце XV века. Отношения между Москвой и Священной Римской Империей, тем не менее, сводились лишь к построению больших планов, большинство из которых никогда не было осуществлено[110]. Федор Курицын, один из видных лидеров движения субботников, по сути, возглавлял переговоры со Священной Римской Империей. Проводя диалог с Римом, он смог достичь некоторых положительных результатов в пользу Руси. Приезд на Русь многих великих архитекторов, инженеров, ремесленников, артистов и ученых, которые навсегда изменили облик Москвы, был непосредственным результатом переговоров Федора Курицына со Священной Римской Империей. Среди них – Аристотель Фиоровенти Болонский и Петро Антонио Солари Миланский[111].
Священная Римская Империя в лице Римо–католической церкви, сыграла важную роль в разгроме новгородско–московского движения через подготовку так называемого «династического кризиса»[112]. Вторая жена Ивана III, Софья Палеолог (Зоя), племянница последнего императора Византии, в свое время получила образование в Риме, выстроеное под руководством папы Сикста IV и кардинала Виссариона. Брак с Иваном III был инициирован Священной Римской Империей, в особенности Святейшим престолом (папством). Софья, в конечном счете, сыграла главную роль в «династическом кризисе» и разгроме новгородско–московского движения.