Воскресенская Летопись 1492

Воскресенская Летопись (1492) является еще одним источникомпо истории новгородско–московского движения[278]. В ней содержатся исторические данные и обвинения, с которыми столкнулись субботствующие:

«Той же осенью (1492), 17 октября, по решению набожного и христолюбивого великого наследника Ивана (III) Васильевича, государя и самодержавца всей России, в суде митрополита собрались: святейший господин митрополит всея Руси Зосима, архиепископ Ростовский Тихон, епископ Суздальский Нифонт, Симеон Рязанский, Вассиан Тверской, Прохор Сарский (канцелярия, которая на то время располагалась в подмосковной Крутице), и Филофей Пермский, и архимандриты, игумены, священники, старцы, и весь святой Собор русского священства, чтобы разобраться с развратителями христианской веры: новгородским архиепископом Гаврилом, монахом Захарией, священником Денисом Архангельской церкви, священником Максимом церкви Святого Иоанна, священником Василием церкви Покровской, диаконом Макаром церкви святого Николая; пономарем Гридием церкви святых Бориса и Глеба, Васюком, зятем Дениса; Самухой, пономарем церкви святого Николая, и другими, имеющими те же мысли, настроенные на разложение истины и незапятнанной веры во Христа, нашего Бога, прославленного в Троице, и на разрушение Христова стада, православного христианства. Пока еще они этого не смогли сделать; они сами себя поразили, и их мудрость была поглощена»[279].

Документ далее объясняет, каким образом еретики разлагали истину:

«Потому что они не чтили ни человеческий образ Иисуса Христа нашего Господа, Сына Божьего, изображенного на иконах, ни образ благословенной Девы, ни образы святых, но, понося и ругая, они говорили: «Это творение рук человеческих; у них есть рот, но не говорят, и так далее; те, кто сделал их, и те, кто надеялся на них, им же и уподобятся». И божественную литургию они совершали непристойным образом: ели и пили, и плоть Христову ставили ни во что, принимая ее как простой хлеб, а кровь Христа как просто вино и воду; они сочинили много других ересей, которые невозможно описать, и противостояли поучениям святых апостолов и святых отцов; они соблазнили много простого народа своими ересями. И на соборе перед великим наследником, митрополитом, епископами и всем святым собранием они отрицали свои ереси»[280].

Еще одно обвинение в хулении «веры во Христа, нашего Бога, прославленного в Троице» коренится в иконоборчестве диссидентов. Также и их взгляд на евхаристию, будучи типичен для основных протестантских течений в Европе, спровоцировал оппонентов объявить их бесчестящими веру в Иисуса Христа.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: