Глава V

Определения, итог, выводы и рекомендации

Необходимость критически проанализировать и оценить традиционный взгляд на новгородско–московских диссидентов как на «жидовствующих» была выражена некоторыми учеными девятнадцатого столетия. Они предложили, что традиционная интерпретация движения субботников как строго иудейского, включающего отрицание характерных христианских доктрин, должна быть открыта для дальнейших дискуссий.

Заключительная глава исследования представляет собой попытку критически оценить документы, изученные в предыдущих главах. Структура главы построена по образцу предыдущих и служит тому, чтобы суммировать открытия, сделанные в основной части работы, и ответить на вопросы, возникающие при анализе источников. Дополнительный исторический материал по необходимости будет прилагаться.

Происхождение движения субботников

Необходимость критической оценки традиционного взгляда на происхождение движения субботников диктуется уже самим фактом, что и архиепископ Геннадий, и Иосиф Волоцкий демонстрируют серьезные признаки предубеждения. Иосиф признается, что в борьбе с жидовствующими он не колебался в том, чтобы применять «богопремудростное коварство»[466]. Александр Зимин, известный русский историк, отмечает, что сочинения Иосифа «содержат часть самой искаженной информации о еретиках и их учении… [и были] написаны весьма непреклонным врагом, использующим всякий вид дикой фантазии»[467]. Клибанов предупреждает нас по поводу сочинений Геннадия и Иосифа Волоцкого: «Свидетельство этих двух явных агентов воинствующей церкви должно быть проверено со всех возможных сторон»[468]. Последующие анализ и оценка данных дополняют факты, представленные в предыдущих главах.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: