«Следует нести трансцендентное любовное служение Верховному Господу Кришне благосклонно, и без желания материальной выгоды или обретения чего-либо посреством кармичской деятельности или философских размышлений. Это называется чистым преданным служением». Следует просто удовлетворять Кришну, не поддаваясь влиянию знания или деятельности ради плодов.
Гопала-тапани Упанишад говорит, что слово бхакти означает «заниматься преданным служением Верховной Личности Бога и никому больше». Эта Упанишад описывает, что бхакти – это несение преданного служения Верховной Личности Бога. Чтобы совершать преданное служение, следует освободиться от телесной концепции жизни и стремлений обрести счастье, поднявшись на высшие планетные системы. Другими словами работать просто ради удовлетворения Верховного Господа, без желания материальной выгоды, – это называется бхакти. Бхакти также называют нишкармой, или свободой от результатов кармической деятельности. Бхакти и нишкарма находятся на одном уровне, хотя преданное служение и деятельность ради ее плодов выглядят почти одинаково.
|
|
Исполнение всех девяти различных методов, провозглашенных Прахладой Махараджем, узнавшего их от Нарады Муни, может и не требоваться. Если преданный совершает лишь один из них без отклонения, он может достичь милости Верхвной Личности Бога. Иногда можно заметить, что когда мы совершаем один из этих процессов, к нему примешиваются и другие. Здесь нет ничего страшного для преданного. Исполнение преданным любого одного из этих девяти процессов (нава-лакшана) является достаточным, остальные восемь включаются в него. Теперь давайте обсудим эти девять различных методов.
1) Шраванам.
Слушание святого имени Господа (шраванам) – это начало преданного служения. Хотя любой из девяти методов достаточен, в хронологическом порядке, слушание святого имени Господа является началом. И действительно, оно существенно. Как провозгласил Господь Шри Чаитанйа Махапрабху, чета-дарпана-марджанам: благодаря воспеванию святого имени Господа мы очищаемся от материальной концепции жизни, которая происходит из-за грязных гун материальной природы. Когда грязь из глубины нашего сердца вычищается, мы можем осознать трансцендентные качества Господа, а когда мы сможем понять Его трансцендентные качества, Мы сможем понять спутников Господа. Таким образом преданный все дальше и дальше продвигается к полному пониманию Господа, пробуждаясь к осознанию святого имени, трансцендентной формы и качеств Господа, Его окружения и всего связанного с Ним. Поэтому хронологический процесс – это шраванам киртанам вишнох. Тот же процесс хронологичесчкого понимания справедлив в случае воспевания и помятования. Когда мы слышим воспевание святого имени, формы, качеств и окружения Господа из уст чистого преданного, это приносит большое удовольствие. Шрила Санатана Госвами запретил нам слушать воспевание искуственного преданного или же непреданного.
|
|
Слушание Шримад Бхагаватам считается самым важным процессом слушания. Шримад Бхагаватам полна трансцендентного воспевания святого имени, и поэтому воспевание и слушание Шримад Бхагаватам трансцендентным образом исполнены нектара. Преданный может воспевать и слушать то трансцендентное святое имя Господа, которое его привлекает. Можно воспевать святое имя Господа Кришны, или мождно воспевать святое имя Господа Рамы или Нрисимхадевы (рамади-муртишу кала-нийамена тиштхан). У Господа есть бесчисленные формы и имена, и преданные могут медитировать на ту форму и воспевать то имя, которые его привлекают. Лучше всего слушать святое имя, форму и т.д. от чистого преданного тех же склонностей, что и мы. Другими словами, тому, кто привязан к Кришне, следует воспевать и слушать других чистых преданных, которые также привязаны к Господу Кришне. Тот же принцип приненяется к преданным, которых привлекает Господь Рама, Господь Нрисимха и другие формы Господа Поскольку Кришна является окончательной формой Господа (кришнас ту бхагаван свайам), лучше всего слушать об имени, форме и играх Господа Кришны от реализованного преданного, которого в особенности привлекает форма Господа Кришны. В Шримад Бхагаватам великие преданные, такие как Шукадева Госвами, в деталях описали святое имя, форму и качества Господа Кришны. Не слушая о святом имени, форме и качествах Господа, невозможно ясно понять остальные процессы преданного служения. Поэтому Шри Чаитанйа Махапрабху рекомендует воспевать святое имя Кришны. Парам виджайате шри-кришна-санкитранам. Если нам выпадет удача слушать из уст реализованных преданных, мы легко добьемся успеха на пути преданного служения. Поэтому слушание святого имени, формы и качеств Господа существенны.
В Шримад Бхагаватам (1.5.11) есть следующий стих:
«Стихи, описывающие имя, форму и качества Анантадевы, бесконечного Верховного Господа, способны уничтожить все греховные реакции всего мира. Поэтому, даже если такие стихи нескладно написаны, преданные слушают их, повторяют, и принимают их как абсолютные и авторитетные». В этой связи Шридхара Свами замечает, что чистый преданный пользуется возможностью общаться с другим чистым преданным, стараясь слушать от него о святом имени, форме и качествах Господа. Если такой возможности нет, он воспевает и слушает святое имя Господа в одиночку.