Уставы русских князей

Первый опыт приложения Номоканона к русской жизни сделал в своём «Церковном уставе» святой Владимир. Этот устав касался главным образом судебных прав Русской Церкви, в ведение которой были отнесены:

1) дела против веры и Церкви — еретичество, волшебство, совершение языческих обрядов, святотатство, повреждение могил, церковных стен, неуважение к храмам;

2) дела семейные — умыкание девиц, вступление в брак родственных лиц, споры между супругами об имении, блуд и прелюбодеяние, развод, побои родителей детьми, оскорбление семейной чести, наследственные вопросы и прочее.

В Греческом законодательстве некоторые из этих дел (об оскорблении родителей, споры супругов об имении и детей о наследстве) подлежали гражданскому суду. У нас же все семейные дела были переданы в ведомство Церкви, чтобы она успешнее могла содействовать нравственному перерождению общества. Также расширено было, сравнительно с греческим законодательством, и ведомство Церкви относительно подсудных ему лиц. Кроме духовных лиц, суду Церкви подчинялись: просвирня, паломник и разные люди, которые были связаны с Церковью через гостиницы, богадельни и больницы.

Великий князь Ярослав издал аналогичный «Церковный устав», содержавший в себе подтверждение и раскрытие устава святого Владимира. В нём есть и новые определения. Так, к церковному суду, вместо не приятных у славян телесных наказаний и жестоких казней, какие были определены в Номоканоне, применена славянская система вир, или денежных штрафов за преступления, и указаны случаи участия в суде князя. Совместному судопроизводству Церкви и князя подлежали:

а) оскорбления, насилия и побои девиц и чужих жен, поджоги, позорное острижение головы и бороды;

б) кража и убийство в семье.

Впоследствии князья применяли эти первые общерусское уставы Владимира и Ярослава в своих уделах.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: