Самостоятельная русская письменность

Первым русским произведением по времени, вероятно, было поучение новгородского епископа Луки Жидяты (1036-1060 гг.), который без строгого порядка излагает главные обязанности христианина.

Митрополит Иларион Киевский

Ещё будучи в сане пресвитера, он написал замечательное слово. Оно было озаглавлено; «О законе, Моисеевом даннем, и о благодати и истине, Иисус Христос бывших, и како закон отыде, благодать же и истина всю землю исполни, и вера во вся языки простреся и до нашего языка русского, и похвала кагану нашему Владимиру, от него же крещени быхом, и молитва к Богу от веся земли нашея». Особой радостью проникнуто изображение плодов крещения на Руси и похвала Владимиру. В старину похвала эта была очень известной, и летописцы часто целиком заимствовали из нее разные черты и прилагали их к другим князьям для прославления их благодеяний.

Заключительная молитва к Богу от лица новопросвещенного народа была принята для употребления в церкви. Иларион оставил ещё после себя «Исповедание веры» (образец православного изложения главных догматов), написанное им, вероятно, при возведении в сан митрополита.

Преподобный Феодосий Печерский

Известный своей образованностью не только среди своей братии, но и за пределами Печерского монастыря, он оставил несколько поучений инокам и мирянам. Поучение к инокам вскрывают недостатки монастырской жизни того времени. Преподобный Феодосий обличает иноков за леность к богослужению, несоблюдение правил воздержания, собирание имения в келье недовольство общей одеждой и пищей, ропот на игумена за то, что он на монастырские деньги содержал странников и бедных.

Два поучения преподобного обращены ко всему народу. Одно из них («О казнях Божиих») направлено на искоренение остатков языческих поверий и господствующих пороков времени: грабежей, корыстолюбия, взяточничества и пьянства; другое содержит краткие наставления о том, чтобы не петь на пирах множество тропарей и не пить за каждым тропарем особой чаши; чтобы не считать кутью яством во оставление грехов, не прикладывать к ней по языческому обычаю воды и яиц, не вносить в церковь пищи и пития в виде приношений.

Два послания к великому князю Изяславу отвечают на злободневные вопросы — одно о посте в среду и пятницу, решающее этот вопрос согласно со Студийским уставом, другое — о «вере варяжской», или латинской, где перечисляются отступления от Православия и обычаи латинян и запрещается с ними всякое общение.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: