Русское искусство XIX века

АКАДЕМИЗМ – направление, сложившееся в Императорской Академии художеств к середине XIX века. Академизм основан на догматическом следовании внешним формам классицизма, а также эклектическом сочетании стилевых приемов классицизма, романтизма, реализма. Академизм – стиль официального искусства России второй половины XIX века.

АКРОТЕРИЙ - скульптурное украшение в архитектуре классицизма и барокко. Акротерии размещаются на крышах зданий, на вершинах фронтонов. Изобразительные мотивы: пальметты, грифоны, декоративные вазы, статуи.

АМПИР – стиль в архитектуре, изобразительном и декоративно-прикладном искусстве России первой трети XIX века. Образец для ампира – искусство императорского Рима.

АНТРЕСОЛЬ – верхний полуэтаж с низким полком, встроенный в объем основного здания, характерный для особняков и усадебных зданий России первой половины XIX века; или род балкона внутри высокого помещения.

БАЛЛЮСТРАДА – ограждение лестниц, балконов. Терраса, снабженная перилами, опирающимися на ряд балясин, фигурных столбиков.

БЕЛЬВЕДЕР – возвышающаяся над кровлей часть здания в виде беседки или небольшого павильона, откуда можно обозревать окрестности.

БЕЛЬЭТАЖ – этаж, расположенный над цоколем здания и выделяющийся на его фасаде представительностью, декором, иногда размером.

БОСКЕТ – мотив садово-парковой архитектуры: ряд близко посаженных деревьев и кустарников, ровно подстриженных и образующих непрерывную зеленую стену декоративного ограждения.

РУССКО-ВИЗАНТИЙСКИЙ СТИЛЬ – вариант русского стиля, принятый в России в 30-50-ых годах для соборов, дворцов, общественных зданий, ориентированный на композиционную и декоративную систему Древнерусского зодчества.

ГРОТ – вид паркового сооружения, напоминающий пещеру. Кладка грота выполняется из «дикого» необработанного камня, а отделка – из ракушек. Увлечение гротами в садово-парковой архитектуре связано с романтической символикой, размышлениями о бренности сущего.

КЛАССИЦИЗМ - художественный стиль в русской архитектуре, изобразительном и декоративно-прикладном искусстве России второй половины XVIII – первой половине XIX века, ориентированный на подражание формам античной архитектуры и искусства как идеальному эстетическому эталону.

КУРТИНА – цветочная грядка, клумба; группа однородных деревьев или кустов в парке; часть крепостного вала между бастионами.

МЕЦЕНАТ – лицо, обладающее властью и богатством, оказывающее материальную поддержку художникам. В настоящее время более употребителен термин «спонсор».

МЕЗОНИН – надстройка над средней частью небольшого жилого дома. Верхний полуэтаж мезонина часто имеет балкон или террасу над входом.

МЕМОРИАЛЬНОЕ СООРУЖЕНИЕ – произведение архитектуры или скульптуры, создаваемое в память значительных событий (монумент, пирамида, мавзолей, надгробие, триумфальная арка, обелиск).

«МИР ИСКУССТВА» - художественное объединение на рубеже XIX-XX веков. Эстетические установки: утверждение идеалов «свободного искусства», «чистого искусства», «искусства для искусства». «Мир искусства» отвергал как академизм, так и творчество передвижников и обращался к стилистике модерна, в образном строе искусства широко использовал поэтику символизма и романтизма.

МОДЕРН – франц. «новейший, современный». Стиль в русском искусстве рубежа XIX-XX веков. Модерн утверждал единство стилеобразующих принципов всего окружения человека от архитектуры до деталей костюма. Ведущая роль принадлежит архитектуре как основе искомого в модерне синтеза искусств. Принципиально новым в архитектуре модерна был отказ от ордерной системы или эклектически заимствованной из других исторических стилей системы декора.

НЕОБАРОККО, НЕОГРЕК, НЕОКЛАССИЦИЗМ, НЕОРОКОКО, НЕОРЕНЕССАНС – эклектические стили в русской архитектуре конца XIX – начала XX века, ориентированные на воскрешение конструктивных и декоративных приемов крупных исторических стилей.

ПЕЙЗАЖНЫЙ ПАРК – другие названия: «английский парк», «натуральный сад», парк с живописной планировочной композицией, созданной как подражание естественной природе. Особенности пейзажного парка – извилистые аллеи и дорожки, свободные формы прудов, каналы, лужайки и пр.

ПЕРЕДВИЖНИКИ – русские художники-реалисты, участники Товарищества передвижных художественных выставок, объединения, созданного в 1870 году. «Золотой век» передвижничества – 70-80-ые годы XIX века.

РОМАНТИЗМ – идейное и художественное направление в русском искусстве первой трети XIX века. Романтизм как особый вид мировоззрения и как художественное направление одно из наиболее сложных и внутренне противоречивых явлений в истории искусства. Для романтиков характерен глубокий интерес к человеческой личности, неповторимости ее вешних и внутренних характеристик, в первую очередь, к миру эмоций. Утверждение свободы творчества, торжества индивидуального вкуса, интерес к человеческой истории, особенно к средневековью, антимещанство, антибуржуазность – характерные черты романтизма.

СИМВОЛИЗМ – направление в русской художественной культуре конца ХIX – начала XХ века. Эстетические принципы символизма во многом восходят к идеям романтизма. Живой реальности символизм противопоставляет мир видений и грез. Универсальным инструментом постижения тайн бытия и индивидуального сознания считается символ, порожденный поэтическим прозрением художника и выражающий потусторонний, скрытый от обыденного сознания смысл явлений. Художник-символист – посредник между реальным и сверхчувственным, везде находящий «знаки» мировой гармонии.

ЭКЛЕКТИКА – неорганическое сочетание в одном произведении разнородных, разностилевых художественных элементов. Обычно имеет место в периоды упадка искусства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: