Тема 3.4. Особенности система обучения в старообрядческой певческой школе

В русской музыкальной медиевистике издавна укоренилось представление о том, что древнерусская церковная музыка – чистоархеологический предмет исследования, материал которого сохранился только в певческих рукописях. Действительно, знаменное пение, в отличие от народной песни, передавалось с большой тщательностью в письменных памятниках, рукописях, начиная с XI века. Однако большая их часть до сих пор не может быть прочитана. Лишь рукописи второй половины XVII века, снабженные киноварными пометами, поддаются расшифровке, которая, тем не менее, представляет известную трудность даже для специалистов. Рукописи, безоговорочно прочитанные, относятся ближе к концу XVII века: это двознаменники, дающие первые расшифровки древнерусских песнопений, перевод с крюкового письма на пятилинейную киевскую нотацию (в них песнопения записаны обоими типами нотаций).

Древнерусская профессиональная музыка сохранилась не только в письменных рукописных памятниках, но и в звучащем виде. Подобно фольклору, она составляет одну из важнейших сторон живого наследия русской музыкальной культуры. Носители ее – старообрядцы, бережно хранившие свои традиции и особенности древнерусской музыки. Они отличались последовательной и принципиальной приверженностью к старине, сохранению в своей среде древних церковных напевов, обрядов и старинных народных песен. До сих пор у них сохранилась старинная система крюковой нотации. Это дает возможность современной музыкальной медиевистике изучать средневековую профессиональную музыку не только по певческим рукописям, но и в звучащих образцах, записанных от живых исполнителей.

Со времени раскола на протяжении нескольких веков старообрядцы из поколения в поколение передавали знаменное пение с его нотацией. Эта живая певческая традиция старообрядцев является выдающимся звучащим памятником, не менее важным, чем рукописное наследие – служебные певческие рукописи и теоретические руководства. Отсюда следует, что ни одна даже очень развитая нотация не может быть адекватна живому исполнению. Особенно это касается крюковой нотации, обобщенной и в значительной мере условной, поскольку многое в ней передавалось устным путем от учителя к ученику. Живая певческая практика раскрывает характер исполнения знаменного пения, его ладовые и ритмические особенности, а также жанры, принадлежащие к исключительно устной традиции, не зафиксированной в рукописях, например, чтение нараспев. Пение старообрядцев является единственным источником, сохранившим этот древнейший тип распева.

Старообрядцы не утеряли главнейшие подробности теории знаменного пения и сохранили оттенки его исполнения: у них живы еще по певческим преданиям и многие исписанные в книгах подробности, например, о произношении текста, о высоте тона, об общей скорости исполнения и т. д. Действительно, фонограммы дают много важных сведений об особенностях ритма, темпа, фразировки, артикуляции, нюансировки, произношения звуков. Они помогают изучить также различные фольклоризированные манеры исполнения церковных песнопений, несущих на себе печать непосредственного воздействия народной песни, и многие другие вопросы, связанные с живой певческой практикой.

У старообрядцев на Севере древние распевы сохранились в том виде, какой они имели несколько веков назад. Однако древнее пение сохранилось не только у староверов Севера Смоленский). Оно осталось и в других старообрядческих поселениях, где были крепки древние традиции. За несколько столетий старообрядцы расселились в разные районы Алтая, Сибири, Тувы, Казахстана, Северного Кавказа на гребнях реки Терека, некоторые уехали за пределы России: в Турцию, Румынию, Польшу, Германию и во многие другие страны. Уже вскоре после раскола, с конца XVII века, не имея главного центра, старообрядчество распалось на различные течения, которые, в свою очередь, дробились на мелкие согласия.

Все старообрядчество в целом характеризует стремление сохранить «древнее благочестие». Как следствие этого, его важнейшей чертой стал принципиальный консерватизм, благодаря которому старообрядцы в течение нескольких веков смогли удержать многие ценности культурного наследия Древней Руси. У них сохранилось не только знаменное пение с системой крюковой нотации, но и особое старинное церковнославянское чтение и произношение. Старообрядцы также не утратили древних иконописных традиций, искусства медной пластики и т. д. Они продолжили древнерусские традиции рукописных книг. Не имея своих типографий, потребность в книгах старообрядцы восполняли путем их переписки.

Основные течения внутри старообрядчества представлены двумя толками: беспоповцами – старообрядцами, не приемлющими священства, и поповцами – имеющими священнослужителей. Это различие касается главным образом ритуальной стороны. У беспоповцев из-за отсутствия иерархии нет литургии, что сыграло свою роль в общей направленности их традиций. Литургическая практика беспоповцев сконцентрирована на службах вечерни и утрени, где пение занимает видное место. Поэтому они более тщательно сохраняют тонкие особенности древнерусской певческой культуры, лингвистические нюансы и особенности произношения.

Старообрядцы-беспоповцы представляют особый интерес, так как сохраняют хомонию, традиции раздельноречного пения. Рукописи, которыми пользуются беспоповцы, продолжают традиции певческих книг XV-XVI веков периода раздельноречия. Их тексты имеют певческую специфику, в них оглашаются твердые и мягкие знаки как в середине, так и в конце слов (это явление иногда также именуется хомонией).

Изучение процесса обучения в старообрядческих певческих школах могло бы послужить специальной и очень важной темой. Оно во многом проливает свет па практику обучения пению в Древней Руси, что, в конечном счете, отражалось и на исполнительской стороне средневекового певческого искусства. Певец на Руси с детства знакомился с мелодиями церковных песнопений: регулярное посещение службы, слушание песнопений, которые периодически повторялись. Так подготавливали слух певцов, и когда мальчик становился на клирос, он уже имел в памяти большой запас мелодий и текстов. Практически этим запасом обладал и каждый слушатель.

Система обучения в певческих школах охватывала полный цикл песнопений годичного круга – как наиболее сложные знаменный, демественный распевы, так и простейшие. Однако ученик многое знал уже до знакомства с певческими азбуками. Азбуки не играли той решающей роли в образовании певцов (и, в частности, в старообрядческих школах), которую им обычно приписывают. Их значение – в своеобразном обобщении накопленных знаний и изучении наиболее сложных элементов нотации. Азбуки с наибольшей полнотой отразили характер музыкально-теоретического мышления певцов и теоретиков Древней Руси. Они служили скорее средством для напоминания, чем основным методом руководства к изучению древнерусского пения.

Характерно само содержание азбук. Человек, не владевший к началу обучения определенными певческими навыками, вряд ли смог бы научиться по ним петь. Азбуки состояли из нескольких разделов, дифференцирующих различные степени сложности знаков. Самые сложные из них – фиты, зашифрованные различными сочетаниями крюковых знаков, – помещали в конце. Они содержали в себе довольно развернутые музыкальные построения. Фиты называли знаками «тайнозамыкающими» (то есть замыкающими в себе тайну), которые в азбуках «разводили» (расшифровывали) более простыми знаками, содержащими от одного до трех звуков. Специфика азбук заключалась в том, что во всех их разделах как простые знаки, так и сложные (лица, фиты) одинаково были изложены безлинейной нотацией. Работа с такими азбуками предполагала предварительные знания. Пока ученик не располагал достаточными знаниями и навыками простейшего осмогласия, он не мог приступать к изучению знамен.

Таким образом, обучение знаменному пению у старообрядцев начинается не с азбук, а с практического освоения простейшего осмогласия.

Певческая практика старообрядцев открывает некоторые новые стороны церковной музыки, до сих пор никогда не изучавшиеся, например жанр распевного чтения (литургический речитатив), являющийся исключительно устной традицией в древнерусской музыкальной системе.

Вопросы для самоконтроля

1. В чем проявилась самоценность старообрядческой певческой музыкальной культуры?

2. Система обучения в певческих школах.

3. Специфика азбук.

4. Дайте общую характеристику содержанию и методам обучения в старообрядческой певческой школе, и их историческому значению для развития отечественной музыкальной культуры.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: