Первые шаги самодеятельного театра

Город Мариинский Посад (первоначальное название – село Сундырь) расположен в живописном месте на правом берегу реки Волги на 36 км ниже Чебоксар, где в Волгу впадают две малые речки: Нижняя и Верхняя Сундырки. Как полагают некоторые историки, возникновение здесь населенного пункта связано с добровольным вхождением чувашского народа в 1551 году в состав Русского государства, а затем, после покорения Казани, и с политикой Ивана Грозного, направленной на укрепление своих позиций в этом регионе. С этой целью русское правительство стало создавать сеть военно-опорных пунктов на присоединенных территориях. Село Сундырь было основано русскими крестьянами в 1620 году на месте Сундырской пустоши. Чувашское название села – «Сӗнтӗрвӑрри», что означает «устье Сундыря».

Удобное географическое положение Сундыря способствовало развитию ремесла, разнообразных промыслов, торговли, получили развитие кузнечное и бондарное дело, изготовление деревянной посуды и тканье рогожи, первичная обработка льна, шерсти, выделка холстов и тканей. В середине XIX века Сундырь оставался одним из центров кузнечного производства, в селе имелось 18 кузниц, опережая по их количеству соседние города Цивильск, Ядрин, Чебоксары, Свияжск, Царевококшайск. Население Сундыря также занималось хлебопашеством: выращивались рожь, овес, пшеница, и другие культуры; и рыболовством, а также были развиты бортничество и охота. Существовали предприятия по переработке зерна – водяные мельницы, создававшиеся еще с XVII века.

18 июня 1856 года император Александр II подписал указ о переименовании села Сундырь в город Мариинский Посад в честь супруги Марии Александровны.

К началу XX века город Мариинский Посад был признанным торгово-промышленным и культурным центром. В городе мастеровых, купцов, хлеботорговцев и рыбаков существовало 5 водяных мельниц, свыше 60 торговых заведений, до 25 постоялых дворов, более двух десятков кузниц, 5 кирпичных мастерских; кожевенный, винокуренный, лесопильный заводы.

В числе учебных заведений, имевшихся в городе, были женское городское начальное училище, низшая лесная школа, школа по обработке дерева, высшее начальное училище. Для удовлетворения интересов грамотного населения действовала общественная библиотека. Имелась уездная земская лечебница. Украшали город своим величием, красотой три церкви, а в праздничные дни их колокольни наполняли звонкими переливами всю округу.

Несмотря на то, что уровень грамотности был низким, известно, что горожане читали сочинения И.С.Тургенева, Ф.М.Достоевского, И.А.Крылова, А.Н.Островского, Л.Н.Толстого, Ж.Верна, А.Доде, Ч.Диккенса и других известных писателей. Это, видимо, были представители интеллигенции.

После октябрьской революции 1917 года в Мариинском Посаде появились новые культурные учреждения, которые развернули широкую агитационно-пропагандистскую и культурно-просветительскую деятельность среди населения. В период гражданской войны в городе действовали Народный дом культуры и Коммунистический клуб с небольшой библиотекой при нем.

Важную роль в культурной жизни города того периода играл Народный дом. Он был торжественно открыт 25 октября 1918 года. В этот вечер на его сцене самодеятельный коллектив поставил спектакль по пьесе А.М. М.Горького «На дне». Это была блестящая постановка, порадовавшая зрителей талантливой игрой самодеятельных артистов. С этого момента отсчитывается история самодеятельного театра, который впоследствии стал называться «Мариинским». В те годы и в последующие кружок любителей драматических искусств пользовался большой популярностью среди жителей города. В работе кружка участвовали активные горожане, театралы-любители. Особой популярностью в этот период пользовались актёры: Р.А.Селин, П.П.Бондарев, С.Ф.Мочалов, сестры Исачкины, И.В.Хохлов, О.К.Ващенко и другие, вносившие в монотонную жизнь горожан разнообразие. Молодежь ставила спектакли, концерты. Газета «Клич юного коммунара», орган Казанского губернского комитета РКСМ (Росссийского коммунистического союза молодежи), 22 марта 1920 года писала: «В Мариинском Посаде недавно сценическими силами местной организации комсомола была поставлена драма «Солнечные лучи»…[1].

Знаменательно, что в настоящее время Дом культуры расположен в купеческом доме. В 1919 году, по решению общего собрания РКП от 22.11.1919 года, Мариинско-Посадский театр со всей бутафорией, имуществом и бывшим домом купца Соснина передаётся во внешкольный отдел Чебоксарского уезда: «Ввиду организации в Мариинском Посаде отделения народного театра постановили: передать Мариинско-Посадский театр со всей бутафорией, имуществом и бывшим домом Кузьмина во внешкольный отдел Чебоксарского уезда. Заведующая библиотекой Е.П. Сергеева, утвержденная на должность, с декабря 1920 года приступает к репетиции[2].

С 1918 по 1926 годы самодеятельные артисты регулярно участвовали в агитбригадах. Перед воинами-красноармейцами, жителями окрестных сел и деревень ставились спектакли «Клоп», «Баня» В.Маяковского и другие инсценировки агитационного характера. В 1920-е годы повышенный интерес у местных любителей театра вызвали премьерные спектакли «Доходное место» и «Не в свои сани не садись» А.Н.Островского.

В 1930-е годы активную деятельность проявляли культурные учреждения города. В эти же годы успешно развивалось самодеятельное искусство. Заслуженной популярностью пользовался коллектив драматического кружка, выступавший на сцене Дома социалистической культуры – так теперь стал называться театр-клуб. В этот период в его репертуаре были пьесы «Не все коту масленица», «Поздняя любовь» А.Н.Островского, «Женитьба» Н.В.Гоголя. Многие из участников драмкружка стали артистами Мариинско-Посадского колхозного театра, работавшего в городе в 1937-1941 годах.

На репетициях и творческих занятиях участники драмкружка учились не только азам актёрского мастерства, но и элементам искусства режиссуры. Непременным предметом изучения являлась история театра. Приоритет в репертуаре коллектива, несомненно, принадлежал классическим произведениям русской и зарубежной литературы таких авторов, как А.Н.Островский, Л.Н.Толстой, А.М.Горький, Ж.-Б. Мольер, Лопе де Вега и других. Как известно, эти незабываемые произведения до сих пор не потеряли своей актуальности и ставятся на многих сценах не только России, но и за рубежом.

Устойчивый интерес к творчеству А.Островского на всём протяжении существования театра был вызван не только гениальностью и актуальным во все времена содержанием произведений, но и тем, что Мариинский Посад издавна является купеческим городом.

Великолепные сценические воплощения пьес «Не всё коту масленица», «Последняя жертва», «Поздняя любовь» «русского» Мольера, как называли А.Н.Островского современники, вызывали аншлаги и искренние восторженные отклики публики. Естественно, труппа не обходила вниманием произведения и других драматургов. В доброй памяти местных поклонников Мельпомены остались постановки пьес «Васса Железнова» и «Мещане» М.Горького, «Мачеха» Оноре де Бальзака, «Одна» С.Алёшина, «Потерянный дом» С.Михайлова, «Молния в ночи» Т.Педерки. Особенно взбудоражила местное общество премьера спектакля по пьесе советского писателя А.Салунского «Барабанщица», состоявшаяся в 1967 году. Блистательная игра актёров тронула сердца зрителей и заставила сопереживать судьбе главной героини, роль которой исполнила М.М.Листенёва.

Листенева Майя Михайловна родилась 5 октября 1924 года в городе Чебоксары. Мечтала стать актрисой. Поступила в Московский театральный институт имени Луначарского, но не смогла выехать на учебу, потому что воплощению ее мечты помешала войны. В 1942 году Майя поступила в Чувашский пединститут, который в годы войны переехал в Мариинский Посад. Студентка совмещала учебу на физико-математическом факультете с работой лаборантки в институте и принимала активное участие в художественной самодеятельности. С агитбригадой выезжала по селам района с концертами, пела в хоре А.Н.Тогаева, выступала перед ранеными, лечившимися в госпитале районной больницы. В 1946 после окончания института была назначена на работу в Мариинско-Посадский детский дом воспитателем, а потом завучем в Мариинско-Посадскую семилетнюю школу. С 1951 года перешла в среднюю школу №1 г. Мариинского Посада и проработала учителем математики до пенсии. С 1985 по 1996 годы работала в этой же школе завучем по начальным классам. Вела большую общественную работу. Долгое время была членом райкома союза работников просвещения, руководила в школе кукольным и драматическим кружком, а также драмкружком при Марпосадской судоверфи. Под её руководством в школе были поставлены спектакли «Золушка», «Сказка о попе и о работнике его Балде», «Олег Кошевой», «Никита Кожемякин», «Змей Горыныч» и другие.

На средства от кассовых сборов для школы приобрели радиолу. Оказывали материальную помощь малообеспеченным детям.

В творческом содружестве с заслуженным деятелям культуры Чувашской АССР П.Н. Осиповым драмкружок осуществилпремьерную постановку пьесы «Любовь до востребования» на марпосадской сцене. На премьеру приехали главные режиссеры русского и чувашского театров В. Романов и К. Иванов, писатель А. Калган. Чебоксарские гости сделали разбор спектакля: дали положительную оценку постановке, единодушно оценили спектакль как большой успех самодеятельного коллектива и его руководителя Листенёвой М.М. Коллективом также были поставлены пьесы «Коварство и любовь» Шиллера, «Мать своих детей» А. Афиногенова, «Возвращение» А Кузьмичёва, «Сиреневый сад» и другие. За достигнутые успехи в развитии художественной самодеятельности в 1956 г драмколлектив, руководимый Майей Михайловной, был награждён Почётной грамотой Президиума Верховного Совета Чувашской АССР. Майя Михайловна, как руководитель, была делегирована на I конференцию режиссеров самодеятельных театров в Москву, организованную Всесоюзным домом народного творчества им Н.К. Крупской и Всероссийским театральным обществом.

Радовали своим талантом и живой игрой своих постоянных зрителей М.М.Листенёва, М.И.Зотина, И.И.Родионов, Н.П.Листенёв. С.Л.Елистратова, Л.С.Елистратов. Елистратов Л.С. в течение долгих 30 лет работал преподавателем нашего учебного заведения, был награждён орденом «Знак Почёта», а в свободное от работы время ходил в народный театр.[3]

И.А.Бандин, П.Г.Шипунов, Б.Ф.Евсеев, С.Е.Просвиркин, В.Н.Николаев, С.И.Ивкин, О.И.Бекренёва, А.А.Евсюкова, Е.С.Вишневская, В.И.Бондарев, Н.Н.Щепелёва, И.С.Геращенко, Н.В.Судякова, С.К.Лебедев и другие также были любимцами зрителей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: