Биологические знания Средневековья на арабском Востоке

Средневековая арабская наука достигла более значительных успехов, чем европейская, т.к. не была столь жестко связана с религиозными воззрениями. В VII веке обширные территории Ближнего и Среднего Востока объединились в арабский Халифат с единой, централизованной политической системой и растущей экономикой. Обмен знаниями между объединенными народами стало хорошей предпосылкой для развития науки. К IX веку на арабский язык были переведены все основные труды античных ученых, знания на Востоке ценились очень высоко. Большинство ученых арабского Востока были универсалами-энциклопедистами.

Аль-Фараби Абу Наср ибн Мухаммед (870-950) – один из крупнейших философов и ученых-энциклопедистов арабского Востока, последователь Аристотеля и Платона. Разработал учение о несотворенности мира и вечной материи. При этом он отрицал бессмертие индивидуальной души. Отстаивал познаваемость мира.

Абу Али ибн Сина (980-1037) – Авиценна, великий медик, ученый философ, музыкант, политик. Написал «Канон медицины», «Книга исцелений», которые излагали и комментировали античных авторов, а также содержали оригинальные данные и мысли в области медицины и биологии. Особенно обширны и интересны в них сведения по физиологии. Авиценна собрал воедино врачебные знания античности, индийских и среднеазиатских ученых. Многие положения «Канонов» до сих пор не утратили своего практического значения.

Ибн-Рошда (1126-1198) – Аверроэса, философ, судья и придворный врач. Интерпретировал труды Аристотеля в духе материализма и пантеизма - божественности природы, считал мир вечный. Методологически он отделял философский (научный) путь познания, от теологического, говоря, что природа независима от Аллаха, не влияющего на частности мирового процесса. Научный (логико-доказательный) путь и религиозный (чувственно-эмоциональный) объединяла «Теория двух истин».

Изучение истории биологических знаний в средние века убеждает в том, что и в этой области продвижение вперед достигалось в напряженной борьбе между рациональными и мистическими взглядами на природу. После тысячелетнего господства феодальных отношений наступил период быстрого разложения этого строя, ускорилось развитие производительных сил, а вместе с ними и развитие науки и техники; начал изменятся и сам тип мышления. Мистическое мышление и сопровождавшее его символическое восприятие мира начали вытесняться рационалистическим мировоззрением, верой в опыт как главный инструмент познания.

Вопросы для самоконтроля

1. Как можно охарактеризовать средневековой период развития человечества?

2. Когда и где появились первые университеты?

3. Какие факультеты существовали в первых университетах?

4. Какие выделились традиции познания в средневековой науке?

5. Какие существовали источники биологических сведений в период раннего средневековья.

6. Какие многотомные сочинения энциклопедического характера служили источниками сведений о биологических знаниях в средневековье?

7. Как классифицировали животных и растений в Средневековье?

8. Существовали ли отличия в накоплении и развитии биологических знаний в средневековой Европе и на Востоке?

9. Какой вклад внесли в развитие биологических знаний натурфилософы средневековой Европы?

10. Какой вклад внесли в развитие биологических знаний натурфилософы средневекового Востока?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: