К практическому занятию поработать с новым заветом и историей евсевия

3.11.2012.

Тема: историческая обстановка в вост ср-морье к моменту возникновения христианства.

Палестина. Там возникает христианство.

Иудея – узкая полоска земли м/у ср-морем и

За эту территорию

В 11 днэ иуд гос зарожд, к 10-му оформляется.

Ранняя история плохо восстанавливается по источникам.

Земля обетованная, земля, где был дан обет.

12 колен израилевых.

Объединение племён происходит царем саулом. Его сверг давид.

Гос-во оформилось. Центр иерусалим, центр колена Иуды. Ещё одно название – израиль. Это самоназвание евреев.

До 586 г просуществовало иудейское гос-во. В этот год Навуходоноссор 2 разрушил иерусалимский храм и пр. сам народ департировал.

Уникальность иудеев – в их монотеизме раннем. Если один бог, то один храм. Разрушение это храма воспринималось как катастрофа.

Считали покровительство бог оказывает в их земле. Стоит её покинуть – благословение бога покинет.

Депортирорвали иудеев в вавилонию. Период ва 586 -537 вавилонского пленения. В 537 г вавилонское царство само рухнуло под Киром, господство ахеменидов. На бл.востоке. кир позволил иудеям вернуться и отсроить храм. В библии представлен кир положительно. Иудеие вернулись, но Теперь у них государственности нет. Особое значение за время пленения особ роль стали играть жрецы. В годы пленения собираются тексты, редактируются, возникает кодекс жреческий. Жрецы берут власть под ненавязчивым надзором сатрапов.

Община формируется вокруг храма. Гражданско-храмовая община формируется. Потом ахеменид позволяют даже отсроить городские стены. Период 2 храма.

Достаточно благополучная эпоха.

В 334 г. начинается новая эпоха. Приходит александр македонский. Иудея вовлечена в империю АМ. 10 лет. Когда АМ умер была небольш борьба, возниколо неск государств.

Егип царство птолемеев и царство селевка.

Иудея в царстве птолемеев. Они не вмешивались в жизнь иудеев.

198 г. иудея попала в руки селевкидов

167 24 минута.

Религиозный террор. Запрет культа яхве, библии, репрессии жречеству, и вождям, осквернение храма – принесение в жертву свиньи, поставили статую зевса.

Восстание. Зачинщики – жрецы. 166 г. пик восстания. Лидер восстания жрец Аттафи. Партизанскими методами сражались.убивали тех, кто сотрудничает с птолемеями. Вскоре собрали армию. Главный там – иуда, сын Аттафи (Иуда мортел).

Восстание победило. Иудея снова стала независимым государством. До похода помпея.

Власть – монархия, династия Хасманеев (потомки Аттафи). Власть не очень крепка, не было у неё особой легитимности. Приходилось доказывать, т.к. уже сложились представления, что д.б. царь их династии давидидов, откуда придёт мессия.

След период римское господство. В 63-61 гг. иудея оказ под господством рима. Рим особо старался не вмешиваться, но играл на противоречиях, привели к власти Ирода, из племени идумеев, недавно иудизированного.

В 40 г. рим сделал ирода правителем региона, в 37 он провозгласил себя царём. Чувствовал, что его власть не крепка. Строит крепости, строит порт и город рядом (Кесарий). Начинает реконструкцию храма. Строится грандиозный храмовый комплекс. Всё происходит во дворе. Храм пуст. Псоле смерти ирода в 4 г днэ.у власти оказываются его потомки. Ими римские власти манипулируют. Играют их титулами. Тетрарх, этнарх,кесарь.

Иудея делится на части. Иудея, самария…

Ирод антипа один из ярких персонажей. Тот, который отрубил голову иоану крестителю.

События связанные с ИХ присходят во времена Ирода антипа.

Римляне начинают назначать к иудеям префектов. Власть перфектов || власти тетрархов. Отвечали за военное управление, за связь с римом, за уголовное право. Понтий пилат был не прокуратором, а префектом. Дол-ть покуратора появ позднее.

Оконч иудея теряет автономию после 70 г. когда сопротивление римск властям досто=игло пика, иудея восстала.

Римляне с трудом подавили. К 74г.

Теперь не могло быть речи о своих обычаях и пр.

Храм осквернён снова. Стал храмом Юпитера. Жители иеруслима разогнаны. Иудеям запрещено появлять ся в иерусалиме. И город переименовали 48 мин.

В нач 30-х гг восстание барковба. Война, подавление, ограничения, депортации. С этого времени начаинается динь иудейского народа без своей земли.

Почему евреи не ассимилируются

1. Не женятся на чужих. После возвращения из вавилонского племена.

2. Не забывабт свои язык, потому что у них есть библия.

Со времён иудейской войны привыкли жить без храма.

В античности ремесло и торговля занятия 2 и 3 сорта, а в средние века появляется ростовщичество. Которое христианство считает грехом.

Культура региона.

Эпоха эллинизма. Во времена птолемея нач эпоха элинизации евреев.

Глобалистический процесс. Элинизация касается прежде всего городских жителей и среди знати. Это вызвает противодействие со стороны консерваторов. Основные партии, секты, к=е сформировались м/у восстанием маковея и временами христа.

Самые консерват – хасувеи 1:11. Ортодоксы. Ничего чужеземного, ничего ичужородного, они были уцентром маковейского восстания. К ним часто называют сектой.

Суддукеи – течение религиозно-политическо-социальное. Консерваторы, опираются на библию, на строго е исполнение библ предписаний, но лояльно относятся к эллин культуре. Потому что суддукеи – жто жречество, знать. Не верили в новые идеи – восркесение, посмертное воздаяание. Человек получает от бога наказа

Фарисеи. И представители занти и хажит слоев город населения, ремеслиники. Учитель – раббей. Фарисеи благочестивые, выросли скорее всего их хадиссеев. 1:17. Деятельны, активны, из их числа больше всего книжники и учителя. Книжники- знатоки библии. До 3 века днэ были пророки, то потом пророческое движение сходит на нет и главным двигателем становятся книжники, учителя. Вокруг учителей формируются общины учитель- большльшой авторитет. В отсл от саддукеев фарисеи верили во всеобщее воскресение. И все пойдут на суд. А значит в посмертное воздаяние. Этого не было в архаическом иудаизме. Вера в вечную жизнь - мощный стимул. Для фарисеев ещё один центр. Идея –вера в мессию. Преобладание внешней показной религиозности.

Баптисты. Омовение проповедь скоро прихода мессии. Проповедь аскетичности. Ессеи были аскетами. Носили белые одежды. Главное – чистые. Носили, пока не изностится.

Кода ессей отправлялся в поход он брал с собой только лопатку.

Кумраниты жили общинами. У кусранитов монашеские общины.

Чтобы вступить, нужно сдать всё имущество и дать обет безбрачия. Там только мужчины. Их день строго расписан.

8 спят, 8 работают, 8 читают библию. Никакой частной жизни.

Кумранская община исчезнет в 1 в н.э.

Христ монашество было поначалу индивидуальным.

Время кумр общины похоже на христ-во. В одно время. Аскетичность. Вера в скорый конец света. Отрицание государства.

В евенгелиях христос не говорит о ессеях.

Христиане не были иоаннитами. У христа была своя община, у иоана была своя.

Иисуса называбт назарей. Но города такого нет. В ветхом завете есть явление как назарейство. Это обет аскетичного образа жизни.

Есть пророчество что мессия назареем наречётся.

Христос вёл аскетичный образ жизни и проповедовал его. Он не призывает всех всё бросить.

Религиозно полит группки

Зиллоты и секари

Зелоты – антиримская партия. Патриатическая, консервативная. Почвеническаыя. За иудейское. Против западного. Во времена римского господства зилоты занимали антиримск позицию. Скорее всего они были в центре антиримского восстанияв конце 70-хгг.

Секари – террорист организация. С такой же идеологией как у зеллитов. Допускали личный террор. Секари – канжальники. Носили под плащами кинжалы. Жертвы их – евреи, которые ходили в римские театры, симпатизировали римскому.

И на такой живой развивающейся почве развивается христианство.

Восстание баркохба. Он провозглашал себя мессией.

Культура эллинистического и уже романизирующегося мира.

Христ распр и набирает мощь в м.азии, александрии 5 минут.

Христ идеи возникали в контексте или в пику римскоим идеям, либо являлись их следствием.

Особое внимание взаимосвязи христ и римск идеологий уделяется в к 19 – нач 20 вв.

Когда нач возникать мифологическая школа. 7 минут.

Древсы.

Фадей франс античные соперники христианства.

Христиантсто распр в течение 2 сотен лет во 2 веке только рим узнаёт о сущ христианства. Во 2 – 3 начинает легализовываться. Как восточная религия распространилась в риме? Римское общество дБ поглотовленным. Религия рима ВТО время представляла нагромождение всего, еклектику.

Для этнических римлян культ отцов представлял важный фактор. Это обыкн набор языческих культов. Римская религия – полисная религия. Религия небольш сообщества. Большое значение имеет религия предков. В домах есть небольшие уголки, где статуэтки. Пенаты. Гении предков. Это центр дома, центр семейного культа. Микросообщество со своим микрохрамом, микрокультом.

Вместе с тем, римск традиц религия была открыта для разных религий. Есть боги наши, а есть боги не наши. Их не отрицают, не критикует.

Появляется даже мода. Мода на Изиду. Она попул среди римских женщин. Теряет египр идентичность.
еще попул культ Кибеллы.

В 1-3 в нэ больш распросто получает культ персидский митры. Дуализм. Человек делает постоянный выбор на чью сторону встать.

Митра – герой, бог, полу-бог. Символизирует солнце. Митра – спаситель. Придет и все наладится. Оптимизм, вера в спасителя. В заростирзме есть идея конца света. Есть идея о спасителе. Который родится чудесным образом. Дева искупается в озере, в котором сохранилось семя Заратуштры.

Когда родился христос – неизвестно. Праздник возник постепенно. В день солнцестояния. В праздник солярных богов.

Еще сторонники мифол теории делали упор на культ рождающих и умирабщих богов. Иссида и осирис, одонис.

Фрейз уч ный. Сделал револ в антропологии, мифологии. кн. Золотая ветвь.

Есть повторяющиеся сюжеты, типичные заходы.

Юнг: есть архитипы несознательного, которые закладвыаются в человека при рождении и в дальнейшем проявляются в виде образов.

У мифа нет автора. Он складывается, выкристаллизовывается. Природа мифа – общественная.

Христиане верили в Иисуса. Он пришел и был убит. И иудеи и христиане ждут мессию. Идея воскресения иисуса связана с реалиями жизни иисуса. Она возникает автономно и независимо. Христос дб воскреснуть чтобы потом его потом ждали. Идея иудаизма была разломлена иисусом и его учениками.

Еще скептицизм. Не все жители римской империи были религиозными.

На рубеже эр скептицизм нарастает. Осн масса людей была религиозной.

Некот скептики покушаются даже на римских богов. Что некорректно. Это говорит о религиозном кризисе. Теряется традиция. Духовный кризис общества. Готовит почву чтобы принять свежую новую религ концепуию.

Философия. Еще одна предпосылка принятия христианства.

Ко 2 веку в стане христиан появляются филосовы. Тартулиан.

Что в ант философии было пригодно для христиантсва? Платоновская философия, неоплатонизм. Представление о едином, универсальном боге. мир идей,Мир мертв материи,

В мире идей 42 минута.

Концепция платона – идея монотеизма.

Идея монотеизма не противоречила современной культуре.

Также способствовала появлению христианства идея Логоса. Логос некая живт=ит сила, никий инструмент, с пом котор соверш творение.

Одним из первых идею логоса выск Гераклит. Есть пылающий мир. Есть огонь – причина мира.

Идею логоса разрабатывал Филон александрейский. Он был иудеем, жил в Алксандрии, писал по гречески. Нач комментировать ветхий завет. Происходит накладываение на ветхий завет греческой философии. Логос получается самостоятельной субстанцией. Это и бог и его атрибут и инструмент.

Киники, стоики. Тоже подготовили почву для христианства. Киники искали человека. Центр этой филисофии антропология.

Стоики. Пожалуй единственное римское направление философии. Стоическая философия интересна своей этикой. Как и киники заботилисяь о том,как найти и сохранить человеческое лицо. Распр в 51 минута.

Марк аврелий – император стоик.

Конфликт сенеки и нерона.

Зарождение христиантсва

1. Реконструкция первоннача истор хрст

2. Первонач христ учение

1. реконструкция первых этапов представ больш проблему. Скудны источники.

Всё что мы знаем о христе и его учениках мы знаем из собственно христ источников. Один нехрист источник - иосиф флавий. Но он сообщ скудные сведения. «было то и то» был иисус и были ученики. Никаких подробностей и деталей. Книги созд в 60-х, а события в 30-х гг.

Какого рода источники м использоват?

1 – евангелие. Нарратив о зхристе и учениках.

2 – деяния. Они написаны лукой в основном. Это ещ больший нарратив чем евангелие.

3 – древнейшие слои аппокалипсиа и послания относящ к раз времени. Самый древний источник – послание павла и апокалипсис. Из писем павла мы можем себе представить зристианство времен павла. Но это эпоха 60-хгг.

Апокалипсис. Там есть упоминания христ церквей. К концу 60-х гг были крупные христ общины и находились они в основном в малой азии.

Самый древний период 30-е гг освещён в евангелии и они созд в 90-е гг.

Сведения по истории ран христ малодостоверны, в них есть неточности и путаницы, противоречия. Евангелисты не достаточно осведомлены.

Евангелие писалось не для того чтобы описать жизнь иисуса, а донести учение.

В еванг от луки приводится родословная иисуса. Это возм попытка возвести его к давиду.

Рождение иисуса. Всё о об этом мы знаем только из евангелия. Мы не знаем даты. Общепринятая дата появляется в 5 веке. Дионисий малый. В то времчя годы считали по эре диоклетиана и от основания города. Эра диоклетиана.

Христиане пасху рассчитывают заранее.

Дионисий рассчитал, что христос родился в 753 году от создания города.

Но у нас нет оснований так считать. Не хватает данных.

Он был распят в 15 год правления имп Тиберия. Это может быть как 28, так и 29 год. Если считать еще период, когда он был соправителем. +1,5 года.

Христос начал проповедовать лет 30-ть. По ев от иоанна 3 раза ходил в иерусалим праздновать пасху. По другим евангелиям получается 1. Но это сомнительные детали.

Ему нет ещё и 50-ти.

О его рождении сказано

1. что оно произошло во времна ирода,

2. упомниается перепись

1. Тогда не позже 4 года днэ.

2. ближайшая перепись в 7 г днэ.

Это было где-то в 28-29 году.

Дата 25 декабра была назначена в 4 веке. Рождение иоанна предтечи отстоит на полгода.

Что касается даты смерти, то она мб установлена. Тк. Связано с пасхой. В ночь на 14 нисана. Пейсах – празднование дня исхода из египта. Но у евреев лунный календарь. соотнести трудно

Воскресение христа правздн в 2 вида\х:

1. в воскресенье

2. и весной. Первые христиане по-разному высчитавали. Первое воскресение после первого новолуния после весеннего равновесия. Если совподает с песахом, то переносится на след воскресение на след новолуния.

В юл календаре 365 ¼ дней. На самом деле чуть меньше.

К 16 веку накопилось 10 дней. А надо рассчитывать пасху.

Магелана чуть не отрекли от церкви. Они куда-то дели 1 день. Копернику поручили подготовить проект

В 1583г прошла реформа.

Папа Григорий 13 буллой провёл календарную реформу. Выкинул 16 дней. Была введена новая формула расчёта високосных лет.

Россия не перешла на григор календарь. Чтобы традицию не нарушать.

В 1918 г россия переходит на григор календарь.

Единственное что можно установить что где-ть в 28-29 веках состоялась казни Иисуса. Сначал аобщина ноходилась в иудее. Нос коро посланники направляются в разные концы РИ.

Схождение святого духа. Говорение на разных языках.

Христ общины нач появл в м азии, в греции, афинах, фессолониках, коринфе, неск позднее в риме и александрии.очень долго эти города будут центрами христиантсва. На западе христ общин будет мало.

Как христ распр в испании и галлии инфы мало.

Осн центр тяжести – маязия /\

Мифологическая школа - результат гиперкритицизма. Они не сомневались только в существовании Павла. Версия – христианство – детище павла.

Молчание века. Нет внешних источников, кроме церковных. А их в расчет не берем.

Сообщения иосифа флавия и тацита отвергаются теорией интерполяции.

Иосиф флавий жил в годы иудейской войны. (70-е годы) не старше апостола Павла. Но павел так не мог сказать.ибо фарисей. Это христианский переписчик добавил. Фалавия не считаем.

В середин 20 века изменилось прочтение иосифа влавия. В оборот введен еще 1 перевод ИФ с арабского, который сделан с ирейского.сообщение было, интерполяции не было. Был иисус, был ученики. Иисуса убили, ученики верили, что он воскрес.

Христианстов 1 – 2 веков

1 учение первоначального христ

2 организация христ общины. Ранняя церковь, культ.

1. Учение первоначального христианства. Первые хр-не себя еще не считали себя христианами. Название появ к к 1 в. они были евреями. Жили по библии. Верили в то что воглавуется с библией. в иисуса верили как в мессию. «Христос» - греч помазанник. Мессия=мешах=христос.

Верили что иисус проповедовал, страдал, умер и воскрес.

Воскресение иисуса имеет. вскресение иссуса – возможность воскресения для каждого. Кажый верующий в иисуса христа тоже воскреснет.

Вмесете с тем остается идея страшного суда. Только во втрое пришествие.конец света бедет, крайний предел мира, всеобщий суд, всеобщее воскресение для всеобщего суда.

У первых христиан еще не сложилось целостного учения.

Кто такой Христос? Тутс есть определенная сложность. Ран христ тексты понимают христа по разному. Иуде-христ евангелия понимали христа в традиц смысле. Во первых – христос – человек, который помазан богом быть мессией.(в виде сходящего голубя, во время обрада омовения). В синоптических евангелиях христос тоже не называется богом. Для синоптиков (матфея и луки) это человек, которого они называют «Сын человеческий». Вообще каждый из нас – сын божий.

Понятие «сын человеческий», подчеркивает что это человек. В книге данииила, эноха разрабатывается концеп сына человеческого идущего с облаками. Небесная сущность. КАК БЫ человек. Еловек пришедший с небес.

В новом завете переклички с даниилом и с энохом.

Небесного происхождения человек, котороый подошел к богу, получил от не го власть. Образ мистифицированный, даже более мистиы чем

Концепт, существующий в культуре.

Еванг от иоана. Сдесь христос – именно бог. Кнофликт монотеизма разра=ешается фиолософией гераклита и др. христос – это логос. Слово было в начале и оно было у бога и оно было богом.

Этот логос вополотился в христе. Тут иоан употр сын божий, имея ввиду то что иисус – бог. Отец и сын божий – одно. Христос предвечен – не сотворен, сущестововал всегда, а как иисус он воплотился, родился тсрадал и умер, и воскрес. Это понимание христа становится переобладающим в христианстве. Матфей уже употребляет понятие сын божий как иоанн.

В христиантстве никогда не было единого четко оформленного течения. Разные общины по-разному толковали верование. Одни считали его богом, другие мессие, другие не понимали, как он мог воплотиться.

Сотереология – учение о спасении. Для христианина самое главное – обрести бессмертия. Христианство – религия бессмертия. По тем временам – это новшество.

Со временим в иудейской религии появилась идея воскресения всеобщего. Для христиан идея воскресения и вечной жизни становится центральной. У ран христ не было четкого образа вечной жизни. Обновленная земля, возвращенного рая (эдема). Земной рай ран христ не чужд. Но и возникает идея рая небесного. – царство боже или царство небесное. Трансцеденталный мир. Пакибытийный.

Спасение будет уготовано праведникам верующим в иисуса христа. У ран христ не было разработанного культа. Главным фактором спасения является честная добрая жизнь и вера в иисуса христа. Должно жить так как будто уже сегодня придется отвечать за свои поступки. Втрое пришествие в любой момент.

Что будет с теми кто не спасется. Тех ожидает ад. То что мы сегодня о нем знаем – более поздная мифологема. Тогда не был прорисован образ. Ад называется адом. Греческое слово. Неокое подземное царство мертвых. Чаще всего имеется ввиду царство всех мертвых. Ад употреблается и как синоним смерти.

Есть еще геена огненная. Древнееврейское.

Есть образ озера огня.

Тима кромешная. Тьмиа лежащая за краем. Там только скрежет зубовный.

В откровении иоана. Там ад – царство мертвых, но в конце будет уничтожен. Грешщников ожидает смерть окончательная, небытие. «и это будет смерть вторая».

Для одних христиан – ад – уничтожение, для других – преисподняя, вечные муки.

Образы размыты. Есть просто пнятия жизни и смерти.

Эсхатология – учение о последних днях. Христ ЭС развилась из иудейской ЭС. Скоро будет конец это мира. Сроки по-разному обозначаются. То одному богу известно. В откровении иоана расписано красочно. Этот мир будет уничтожен огнем водойф, саранчей смертиью болезнями и будет еще космическая битва темных сил с богом. У евреев сатана проскакивает безобидно.

И тольк в христианстве идея персонифиц зла развавается. Льявол называется зверме, сатаной. Этот дьявол должен родит антихриста. Он придет на землю в последние дни выдаст себя за христа и многие ему поверят. Потом дьявола в антихристом бросят в ад на 1000 лет.а на земле в 1000 летнее царство христово.

В апокалипсисе иоана намек что уже дьявол уже правит миром и римская империя – зло.

Были христиане более индифферентно настроенные. Это проскальзывает в евангелиях. Мы живем в этом мире нужно подчинаяться. Кесарю – кесарево, богу – боже. Нужно быть лояльным но не забывать о душе.

События последних дней связаны со 2 пришествием. В его образе уже не будет человеческих черт.

Христианаская этика. Нетривиальна.

Призыв быть хорошим и добрым довобится до некого абсолюта. Здесь изречения иисуса. «возлюби врага своего, подставь левую» и т.д. тенденция к пацифизму. Полный отказ от насилия, проповедь любви ко всем. Это асоциальное общество.

Среди баптистов были пацифисты.

Квакеры – пацифистская секта. Бог в каждом, насилие против человека – насилие против бога.

Римские власти кране не любили христиан за распространение пацифизма. Ососбенно за распространение пацифизма в армии.

Постепенно даже заповедь не убий трактуется иначе.

Этот жлемент зрист этики быстро сея изживает.

Когда христ общество перестает себя противопоставлять римскому обществу, этика его невилируется. Но зарядл любви к людям остается всегда. Бог е сть любовь.

Категорический моральные императив христа – как хотите чтобы с вами поступали люди – так поступайте сами.

Человек дБ простым как ребенок. – главный идеал христианина.

Естественно человеку не гоже заботиться о богатстве. 2 тенденции: легче верблюду пройти сквозь игольное ушко чем богатому в рай и нельзя служить 2 богам богу и мамоне.

Люди в христиантве признаются равными. Социальный статус никак не скажется на спасении души.

В иудаизме есть четкая грань – есть избранный народ и только он спасется.

Христианство религия открытая и распростр среди разных народов и социальных слоев.

Этическая теплота христианства, надежда на спасение, на вечную жизнь привлекает разных людей.

Христ- иуд полемика. Самые первые христиане были иулеями этнически. Само понятие христиане появилось не сразу. Через время христ община выделяет себя из иудейской среды.

Не менее поколения.

Не раньше чем при Павле апостоле (второе поколение христиан) 2 п 1 века.

Прежде всего недовольны иудеи. Конфронтация происходит с их стороны. Для иудеев христиане – еретики.

Самое главное что раздражает, что те верят, что христос – мессия, т.к. он не похож.

С т.з. римского права иисус не был ни в чем виноват.

Понтий пилат не находит вины иисуса.

Всё на уровне догадок. Для иудеского жречества иисус крайне опасен. Он нес крамолу.

Поэтому возникают попытки очернить христиан. Вталмуле говорится что иисус был распят, а ученики выкрали его тело и объявили что он воскрес.

В самих христ источников описаны гонения со стороны иудеев.

Христиане начинают себя противопоставлять иудеям и возн проблема.

Внутри христ были люди которые не хотели выделять себя из религии своих предков и всё соблюдали. Оставили лит наследие. Еванг евреев, еванг бионитов. Есть послание евреям, христ общине которая не выделяет себя из иудейства. Апостол павел часто поднимает эту тему. Он пытается превратит христианаство в религию наднациональную для бога нет эеллина иудея, раба и нет свободного.

Для иудеев их религия только для них, только для их племени.

Христиане с самого начала ломают границы, что нет различий. Притча о светильнике под горшком.

В христанство начинают плпадать неиудеи. Попадают люди не знающие культуры евреев, ветхого завета. Для них нападки состороны евреев были не так важны.

Разворачивается в христ среде полемика надо ли им соблюдать Тору? Ведь они признают священное писание.

Павел натстаивате на том сто не обязательно соблюдать все обычаи, в т.ч. субботу.

Христиане начинают почитать воскресенье.

Так пути начинают расходиться.

Иудейская вонйа 79

И восстание баркоббы

После иуд войн иудеи превра\щаются в врагов.

После восстания баркохбы окончательно отдалились (антиримское восстание 2 века)

Для римскизх власте не понятно было где кончается иудаизм и начинается христианство.

После 68 г после пожара, происходит первое гонение на христиан описанное в источниках. Естт мнение что это было гонение не VS христиан а против иуедеев.

В чём противоречия? Христ-во не может принят то что иудейская религия не может принять христа как мессию. Ктому же христиан не иудейского происхождения разхдражают мелочная обрядновая сторона иудейской религии.

Во 2 веке иуд = христ полемика превращается в полемику разных религий.

Есть источник. Юстин (один из первых отцов церкви) вымышл диалог с иудеем.

Перв христ общины. Церковная организация. Церковь первратилась в организацию в которой четко выдел 2 уровня: мир и клир(наделен полномочиями, в т.ч. мистическими) разделение нач в 3 веке и оформл в 4.

У первых христиан не было организованного культа, священников. Были маленьк группы единомышленников во главе с лидером.

Сам перв общ б в иудее.

Пр сразу эти перв лидеры нач путешеств по римск империи и проповедовать христианство.

Первые апостолы были очень талантливыми и обладали определённой харизмой.

Апостолы обеспечивали связь между общинами. 3 дня м пользоваться гостеприемстовм. Лично перемещ м/у общинами и писали письма.

Кроме апостолов особ роль играли учителя и пророки.

Уи П – иудейскаятрадиция. Пророки скоро отмерли.

Как такая община б организована.? В деяниях апостолов описана пост община, инстиурованная. Сдают всё имущество, и живут обоществленной общиной.

По мере того как христ распр за пределы иудеи в мал аз, алексвандрию балканы, рим. Уже не сдают свое имущество. Тяжело организовать, иногда тайно были христианами. Рподдепживали отношения, релуг собирались для чтения, встереч в апосталами.

Одним из первых совмест действий было агаппе – совместная трапеза. Периодически трапезы вскладчину. Естественно в каждой общине был лидер. Пресвитеры – старейшины. Возглавляли общины. У них не было особых полномочий в общине. Статус неопределённый.

По мере того как эти общины обзаводились неким имуществом за ним приглядивать нужно, нужно кассу наблюдать (для этого были епископы «надзиратели»). В больщих общинах были еще и диаконы. Выполняли вспомогательные поручения. Из этих категорий первых христан общинникив постеп сформируется клир. У первых зхристиан ни те ни другие ни третьи не были наделены особой =благодатью они были просто братьми. Такая община называлось эклиссия (собрание).

В те времен церковь это сам коллектив.

К 4 веку церковь выработает организационную структуру.

К началу 4 века в христ церкви уже складывается разделение на клир и мир. Клирики наделяются особой блягодатью, люди избранные для служения. Этот клир к 4 веку делится на

дияконов,

пресвитеров,

епископов.

Дианконы выполн вспом ф-ции. Прислухивают священнику.

Пресвитеры выполн священнические ф-ии (иереи) имеют право служить литургию. М совершать 6 из 7 таинств. в 4 веке этих правил ещё не было

епископы коорлдинируют жизнь неск общин на опред территории. Египетский, александрийский.

Как в эпоху вселенских соборов

Церковь - это союз всех христина делятся на мир и клир, клир имеет 3 степени священства. Постепенно складывается деление в клире на б и ч духовенство.

Только в 11 веке епископы окончательно стали давать целебат для всех священников

Белое духовенство Черное духо
________________________ Протоиерей возгл крупный приход Иерей(священник)соверш литургию, 6 таинств.являются лидерами местных общин, которые форм О храма, на нем пасторские ф-ии ____________________ Выше протодиакон Низжший чин диакон Патриарх (Папа) Митрополит (есть админ церк власть под их началом неск епископов, Архиепископ Епископ(может говорить от имени церкви __________________ Архимандрит (настоятель монастыря, Иеромонах _____________________ Схииродиакон (принял более строгий монашеский обет – схиму) Иеродиакон

На первые соборы приезжали епископы.

Епископ имеет духов власт над всеми жителямидиацез (архее)

отцы церкви латиноязычные Тертулиан, иреней лионский, августин.

С 11 века монашеское движение.

Клюнийское дмонашеское движение за реформирование церкви.

Гильдебрант. Он ввел правило избирать папу только клиром. Запретил продавать должность церковные, ввёл целебат обязательный для всех.

Раннехристанский культ. В первые 4 века христ. Культ только оформлялся. В эпоху первых вселенских соборов.

Культ был минималитсткий. Т.к. иудиейский культ терял актуальность, т.к. были христиане далекие от иудейства или пытались отмежеваться от иудейства.

Осн элементы культа ран христиан. Культ вершат сами участники собраний. Раз в семь дней зрист собирались на эклисси (собрания) читали псалмы, евангелия, священ писание. Постепенно из этих собраний выросла литургия (месса).

Была у христиан традиция молитв. Молитва в христианстве не просто произнесение магических слов. В ран христ была даже более развита. Это некое единение, общение с богом. Молитва спонтанна. Хорошо видно отношение христиан к молитве в деяниях апостолов. Не так важны текстовые формулы. Были. Магизм очень силен. который христиане называют суеверием (пустой верой). Отвергают всё языческое. Из монотеизма берут только учение.

Из всех ритуалов в ходу тольк 2 крещение и причатстие.

Крещение прошло из иудаизма. Омовение совершается в память о том омовении, которое совершил оианн креститель над иисусом.

Сначало оно повторялось неоднократно. Потом превратилось в иницаиацию.

Причастие(эухаристия) обряд хлебопреломления. В память о последней трапезе с христом.

Постепенно хлеюопрреломление начинает наполняться мистическим смыслом. Начинают верить что хлеб и вино мистоическим образом превращается плоть и кровь.

Еще один элемент религ практики – агапе (рег совмест трапезы)

Традиция совмест трапец перейдёт в традиций монашеского общежития.

Востчое монаш имел 2 традиции: монашество анахорецкое и монашество общежитийное. Первонач оно было отшельническим, посте оно стало общежитийным.

Христ правздники. Изначально у христиан было 2 праздника. Ежегодный праздник воскресения христа и еженедельный. Пасха обретает другой смысл. Не исход из пленения, а воскресения христа.

Рождество более языческий праздник.

Первончально христиане правздновали пасху по-разному.

На вселенском соборе была принята формула празднования пасхи.

Еженедельный день воскресения. На этот день относится воскресение христа. Постепенно христ культ обрастает всякими традициями, усложнятеся литургия, появляется 7 таинств вместо 2.

Таинство брака. Первые христиане жили ГБ. Не церковный. регистрировались по римским законам, не освящали его в церкви. Смысл – божественная воля свершилась. 2 человеч души предопределенные богом соединились. Цель брака рождение и воспитание детей.

Таинство мирропомазания. Таинство приобщения к общине. Священник всех по очереди мажет маслом.

Таинство покаяния. Исповедь. Отдельное мистическое действие. Человек кается в грехах священнику. Священник прощает, но снимает этот грех только бог. Моральный и терапевтический эффект. Катарсис.

Таинство исцеления. Его происхождение непонятно. Есть что-то языческое, что-то древнехристианское.

Таинство священства. Может совершать тольк епископ. Рукоположение в священники. На человека сходит благодать. Он дб пастырем, наставником, учителем, совершать таинства, отпускать грехи.

Этим 7 ритуалам придаётся статус священства.

Тема: Превращение хр-ва в гос религ РИ.

Хр превр в религ РИ при Импе Феодосии в 2 п 4 века. В начале 4 века хр становится легал религией, поощеряемой императором – константином. Свят равноапостольным.

Уходит 3 века чтобы христианство преврат в мощ религ движение охват сам насел часть РИ из мелкой общины.

Как христ распр по РИ.

Очаг возникновения – иудея. К 60-70 м г 1 века христ общ по=явл в Мал азии, в балкан греции, греч городах.

К концу века общины появ в александрии и риме.

Т.о. самый охваченный христ –вом регион – восток РИ. На зхападе их мало. Осн христ центры- италия и карфаген, африка.

Первонач христ распр среди городских низов. В деревни христ попало поздно. Поганый – деревенский. Это религия горожан.

Были разные исследования по соц структуре христ. Есть мнение что христ – религия рабства. Перед богом все равны.

Так или иначе ко 2 веку христ распр и в среде аристократии. Возможно через женщин. Жены патерфамилиас социально активны. Они симпатизировали христианству. Христианство среди римлян, имеющими хорошее образование. Эти люди стали христианским мыслителями. Тертулиан, иреней, августин. Христ –во начаинает находить почву в разных кругах рим общества.

Проблема гонений. В христ традиции много внимания уделяется гонениям. Но не понятен их характер и масштаб.

Самое первое гонение – гонение Нерона 68 года. Пожар в риме.

Проблема: неясно, было ли это гонениея на христиан направлено именно на христиан. Тацит: эти люди возбудлаемы ХрЕстом. Он не в курсе кто они такие. Возможно и первые гонители возможно тоже были не в курсе кто такие христиане. Попали под раздачу. Просто спровоцир недоверие. Неизвестно на сколько масштабно было гонение.

В теч 2-3 вв случались еще войны гонений. И становится понятнее почему. переписка плиния младшего(префекта) с грояном: что мне делать с доносами. Не понимает опасны ли они.арестовываяю. – не в духе нашего века верить анонимным доносам. Римские власти не имеют чёткой позиции по отношению в христианам. Наказание следует за преступлением же и д.б. доказано.

Гонение диоклетиана. К. 3 в. оно вписывается в логику правления Диоклетиана. Он положил конец полит кризису в РИ. Правовой полит статус неопределён. Нет закона прописывающего кто такой имп, его полномочия, порядок передачи. По наследству – нет. Республика же а не монархия. И выборов нет. Сенатом, народом и армией власти передаётся. Полит неопределенность эпохи принципата привела к тому что имп власть ослабела.

Диоклетиану удалось преломить это. С его именем связано понятие доминус.

Потребовал от всех присяги. Все римские граждане. А гражданство распр на всех, должны принести присягу. Поклонение статуе, изобр гений императора. Христиане стали уклоняться от этой процедуры. Акт лояльности совершить необходимо. Не все конечно. Некоторые делали что от них требовалось. Кесареву отдавали кесарю.

Упертые епископы противились. => волна конфискаций имущества христ общин. Личное преследование вплоть до казни. В египте греции, малой азии. В галлии не было гонений. Власти спускали на тормозах решение вышестоящих. Но это было самое массовое гонение, самле задокументированное, самое объяснимое. Хотя христиане уже лояльнее относились к власти.

Сразу после Диоклетияна принимаются акты о веротерпимости. Акт константина или Циния. В РИ устанавливается равноправия религий. Это легализует христиан.

В ходе напряж б-бы после диоклетиана приходит константин. Начинает проводить прохрист политику. Возвращ общинам имуществ. Дает им статус политических лиц. Понимает что поддержка христ ему не помешает. Помогает одним христ общинам против других.

Нач активно вмешиваться в религ жизнь христиан. Христ общины в 6 веке разрозненные и самостоятельные. В разных общинах читают разные книги и по-разному их интерпретируют.

В 325 г собирается 1 вселенский собор по инициативе константина. Все круп церк иерархи общин. Чтобы выработать единую позицию по ключевым? веры.

Этот собор собрался в городе никея. Никейский собор.

Повод к сбору- спор с порследователями епископа Ария. Он полагал, что иисус христос будучи сотворенным богом не может быть предвечным, обладать с творцом единой сущностью. Ариане считали что христос это человек, но не бог. «Подобосущность»- хомойусиос.

Подобен но не равен.

Противники, сторонники ортодоксального учения считали, что христос имеет 1 сущность. Еденосущный. Хомоусиос. Отличие на йоту.

Нб опровергнуть учение ария и осудить его. Признать учение ария ересью. Тогда это понятие и возникло.

Константин против ариан.

Достижение 1 вселенского собора – выработка списка догм. дОгмут.

Это словесная формула котороая формулирует религ истину. Это истина сама по себе, имеющая формулирроку чёткую, не позволяющую разночтений.

Символ веры – credo, 7. Христиане все должны согласиться с этим символом веры, разделять то что написано в символе веры. СВ превращ в молитву. Каждая фраза – догматическая нор

Верим во единого бога отца, он не сотворен, этот бог является творцом всего сущного, верю в иисуса христа, котроый является сыном христа, но он не рожден и не сотворен, он превечен.этот христос был воплощен, прожил земную жизнь, умер на кресте и воскрес на 3 день. Верю в святого духа, котрый исходит от отца имеет с отцом 1 сущность.

Отец

Свд сын

Это три ипостаси бога. Неразделенных но несоединенных.

Первый раскол церкви связан с арианами же. Ариане не согласились с решениями ник собора. Среди ортодокс христиан зрело недовольство политикой императора. Сильно вмешивается в религ дела. Христианство уходит в оппозицию имп власти. А ариане наоборот поддерживают. Арианство начинает распространияться. Превращаеится в иассовое жвижение. Арианские миссионеры отпр в зап европу христианизировать варваров.

Возникает интересная ситуация: православное христ оказалось в стороне. Самую непримиримую антиарианск позицию занимают римские епископы. Римские императоры сидят в константинополе.

На востоке много епископов, а на западе 1. И он принимает решение, что императоры не могут вмешиваться в церк дела.

Перед тем как константин умер принял христианство по арианскому образцу.

После смерти константина б-ба будет продолжаться и православие победит.

2 собор – константинопольский. СВ дописан, дополнен. Никео-цареградский СВ.

Еще обин крупный спор – спор о природе христа.

Монофизитство. Они настаивали на том что христос бог и природа его божественна. Его жизнь была не человеческой.

Монофизитство распр в египте, сирии. Монофизитами были все гностики и близкие им докеты. Докетизм(докео – казаться)

Разрабатывается дифизитство.

На 4 халкидонском соборе 4 века побеждают дифизиты. Спор о лице (природе) христа.

Еще одна догма – христос – богочеловек. На 100% человек и на 100% бог. Несоединены и неразделены.

К к. 4 вкека к 4 халкидонскому собору оформ основная догматика христианства.

На первых вселенских соборах принимаэтся решения, регулирующие церковную жизнь.

Семена раскола в 4 веке.

Причины религ-фил характера и полит

Христ мир неоднороден. Основная масса христиан живет на востоке. 4 центра. А на западе только римский епископ. С 4 века РИ разделена на запад и восток. К к.4 века при феодосии оконч разделение РИ.

Восток развивается, а запад загнивает, рим приходит в упадок, разрушаются экон связи. Возникают огромные, но мало эффективные хозяйства. С к.4 века нач вторгаться варвары. С 374 г первое вторжение. Вестготы, вандалы, остготы. Зап рим империя не контр

После 476 в ЗРИ нет императора. Формально существует она только. в отпадающей западной части один епископ, там латынь, а на востоке греческий. На востоке в 6 веке будет расцвет. А на западе самый темный век. При юстиниане процветала РИ на востоке.

Еще одна причина в том что епископы В и З занимали разную позицию по отношению к императору. Вост епископу проявл лояльность. На западе постеп возн убеждение что власть бога выше земной власти – церковь выше государства. Уже в 5 веке об этом говорит августин. император светит отраженным светом от папы. Западная церковь всегда будет отстаивать эту тз.

На востоке импрератор – помазанник божий. Противопоставлять церк власть и императоруски=ую не андо. К к5 века появ концепция симфонии имп и церк влвасти. Император выск свое мнение о назначении патриарха, а тот освящает восхождение императора на престол. На востоке государство выше церкви. Но ей это выгодно.

Запад продолжал созывать вселенские соборы а восточные епископы туда не приежали. И признавали решения только первых 7.

Спор о filioque (и сына)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: