Назначение метода: организация взаимодействия, самоидентификации с различными социальными ролями, развитие мышления, эмоционально-чувственной сферы.
Требования к реализации метода:
1. Основными участниками игры являются 8-10 человек, все остальные – наблюдатели, которые по условиям игры не имеют права общаться с основными участниками игры.
2. Необходимое оборудование: аудитория; 8-10 стульев; этикетки из самоклеящейся бумаги с обозначением (можно написать маркером) социальных ролей; скотч.
3. Время реализации метода – 15-20 минут.
Порядок реализации метода:
1. Педагог (руководитель игры) объясняет название игры и приглашает основных участников игры (8-10 человек).
2. Основные участники игры садятся на стулья в тесный круг, все остальные учащиеся становятся наблюдателями и располагаются вокруг основных участников на расстоянии 1-1,5 м от круга.
3. Педагог знакомит участников с условиями игры, которая состоит из двух этапов:
! Этап 1 – каждому из основных игроков на лоб прикрепляется этикетка с обозначением социальной роли (предварительно педагогу следует извиниться за то, что этикетки будут прикреплены на лоб, но таковы условия игры); задача всех участников – через организацию взаимодействия между собой, задавая косвенные вопросы (прямые вопросы-подсказки запрещены, за этим должен следить педагог), помочь каждому участнику как можно скорее определить свою социальную роль;
|
|
! Этап 2 – после того, как определены все социальные роли, участникам необходимо расселиться в гостинице, в их распоряжении два 3-местных номера и один 2-местный (8 основных участников; поселиться все должны при общем согласии, насильно кого-то с кем-то селить нельзя.
4. Педагог прикрепляет на лоб каждому основному игроку с помощью скотча этикетки с обозначением социальных ролей.
Социальные роли могут быть самые разные, например: учитель, директор школы, модель, мэр города, завхоз, бандит, бомж, рэкетир, челнок, депутат, студент, больной СПИДом и т. д. (при проведении игры с различными возрастными группами детей следует осторожно и продуманно подходить к выбору социальных ролей).
5. Участники игры организуют коммуникацию, взаимодействие между собой с целью определения своих социальных ролей, задавая разнообразные косвенные вопросы (порядок организации взаимодействия определяют сами участники).
Педагог корректирует ход взаимодействия, следя за тем, чтобы не задавались прямые вопросы-подсказки.
Социальная роль считается раскрытой, когда сам участник – носитель роли – назовет ее.
6. После того как все социальные роли определены, участники обсуждают варианты расселения в отведенные для них номера гостиницы.
|
|
Педагог напоминает участникам, что расселение необходимо провести при общем согласии всех.
7. Участники называют вариант расселения в номера гостиницы, к которому они пришли в результате обсуждения, и комментируют его.
8. Проводится рефлексия результатов и хода игры (сначала организуется рефлексия основных участников игры, затем – наблюдателей) по следующему алгоритму:
! Зафиксируйте свое эмоциональное состояние по ходу игры и причины этого состояния.
! О чем Вас заставила задуматься игра?
! Чему посвящена, чему способствует игра?
! Дайте оценку своего участия в игре.