ЦЕЛЬ: Выявление типов преобладающего поведения дошкольников в игровом общении со сверстниками (наблюдение по схеме А. С. Залужного).
Предлагаемая ниже схема наблюдений, составленная еще в 30-е гг., позволяет достаточно эффективно анализировать особенности взаимодействия детей-дошкольников в группе детского сада. Совокупность конкретных вербальных актов и невербальных действий имеет четкое соотнесение со следующими типами поведения:
1) АСОЦИАЛЬНОЕ (избегание общения, игнорирование, реакции протеста);
2) АНТИСОЦИАЛЬНОЕ (агрессия);
3) ПАССИВНО-СОЦИАЛЬНОЕ (общение без предметного взаимодействия, подражание, следование за другими);
4) АКТИВНО-СОЦИАЛЬНОЕ (руководство, сотрудничество).
Наблюдая за игровой деятельностью, исследователь регистрирует на бланке наличие отдельных реакций, суммирует число их проявлений в пределах того или иного типа поведения и сопоставляет с аналогичными характеристиками членов группы.
БЛАНК НАБЛЮДЕНИЙ
Объекты наблюдения | № | Действие | Тип пове-дения | Речь | № | Объекты Наблюдения | ||||||
а | б | в | г | г | в | б | а | |||||
Отворачивается (брезгливо) | I | Хнычет | ||||||||||
Убегает | Плачет | |||||||||||
Защищается | Кричит о помощи | |||||||||||
Разрушает | II | Угрожает | ||||||||||
Отнимает | Требует | |||||||||||
Гонится | Дразнит | |||||||||||
Бьет | Ругается | |||||||||||
Присоединяется к другим | III | Беседует | ||||||||||
Приветствует жестом | Приветствует речью | |||||||||||
Старается овладеть | Просит | |||||||||||
Преследует | IV | Инструктирует | ||||||||||
Ласкает жестом | Ласкает речью | |||||||||||
Помогает | Информирует | |||||||||||
Помогает | Советует | |||||||||||
Исправляет | Критикует | |||||||||||
Берет инициативу | Призывает к сотрудничеству |
Задания: 1) выполнив интерпретацию полученных результатов, подготовьте отчет по итогам наблюдений; 2) продумайте, в чем состоят недостатки системы категорий А. С. Залужного? Что бы Вы изменили в ней?
ЛИТЕРАТУРА
1. Андреева Г.М. Социальная психология. - М., 1997
2. Введение в психологию /Ред. А.В. Петровский. – М., 1995
3. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. – М., 1986
4. Годфруа Ж. Что такое психология: в 2 т. – М., 1996
5. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. – М., 1997
6. Дружинин Н.К. Выборочное наблюдение и эксперимент. – М., 1977
7. Ингенкамп К. Педагогическая диагностика. – М., 1991
8. Корнилова Т.В. Введение в психологический эксперимент. – М., 1997
9. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. – М., 1996
10. Линдблад Ян. Человек – ты, я и первозданный. – М., 1991
11. Методы социальной психологии /Ред. Е.С. Кузьмин, В.Е. Семёнов. – Л., 1977
12. Основы психодиагностики /Ред. А.Г. Шмелёв. – Р-н-Д., 1996
13. Практикум по социологии /Ред. И.М. Слепенков, Н.И. Дряхлов и др. – М., 1992
14. Психология: словарь /Ред. А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. – М., 1990
15. Реан А.А. Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. – СПб., 1999