Стандартизация в эргономике

Национальные и международные организации по стандартизации, предприятия и фирмы, профессиональные эргономические общества и другие научно-технические общественные организации проводят большую работу в этом направлении. Стандартизация содействует развитию эргономики для всех и каждого. Эргономика находит в стандартизации организационную форму адаптации к быстрым темпам научно-технического прогресса и эффективного продвижения в практику результатов исследований и разработок. Эргономические стандарты — это тщательно отобранные, проверенные, предельно сконцентрированные данные и требования эргономики, представленные в наиболее приемлемой для практического использования форме. Многие положения эргономических стандартов не могут быть представлены в количественной форме, поэтому выражение их смысла словами приобретает особое значение, имея в виду проблему их самотождественности и точности.

Стандартизация сегодня не может полноценно развиваться вне связи с эргономикой и в определенном отношении не изменяясь под ее воздействием. Последнее вызвано тем, что стандартизация, традиционно связанная с техническими объектами, все больше вынуждена поворачиваться в сторону человека, его возможностей и особенностей при взаимодействии с указанными объектами и средой, т. е. сталкивается с объектом в принципе не стандартизуемым — человеком. Поэтому каждый раз возникает сложная научно-методическая проблема определения объекта стандартизации в области эргономики, решение которой требует высокого профессионализма, социальной ответственности и принятия решений в соответствии с принципом "не навреди".

Подготовленная опытом нормирования требований безопасности труда, гигиены и физиологии труда, а также данных антропометрических измерений стандартизация в области эргономики — закономерный результат ее развития как комплексной научно-технической дисциплины в современном мире. Международная организация по стандартизации в "Положении о стратегии деятельности технического комитета 159 «Эргономика»" определила цели и задачи стандартизации в области эргономики, которая призвана содействовать "адаптации условий жизни и труда к анатомическим, физиологическим и психологическим характеристикам человека в тесной связи с физической, социокультурной и технологической средой, имея целью обеспечение его безопасности, здоровья и благополучия". Важной задачей стандартизации является определенная регламентация и унификация условий, процедур и методов эргономических исследований. Неупорядоченность в этой сфере приводит к несопоставимости результатов эргономических исследований и к затруднениям в их интерпретации. Принципы и методы эргономического проектирования также становятся объектом стандартизации.

Первоначально стандартизация в эргономике выполняла в основном функции защиты работающих людей от воздействия неблагоприятных факторов на их здоровье, работоспособность и деятельность. В стандартах фиксировались преимущественно предельно допустимые уровни показателей указанных факторов. Такой характер стандартизации в эргономике во многом определялся тем, что она возникла под сильным воздействием законодательно признанной стандартизации в сфере безопасности труда и охраны здоровья работающих людей, развитие которой в современных условиях потребовало привлечения принципов, методов и данных эргономики. Однако и при такой направленности стандартизации названные задачи все чаще решались путем подготовки перспективных стандартов, в которых отражалось внутренне присущее эргономике профилактическое начало. Содержание эргономических стандартов находится в пространстве между предельно допустимым диапазоном и оптимальным диапазоном показателей, нередко указываются и те и другие.

Подготовка эргономических стандартов для решения задач профилактики неблагоприятных и опасных факторов не может ограничиться только включением в них соответствующих принципов, требований и данных, а предполагает нахождение способов задания на их основе в нормативно-технических документах концептуальной схемы эргономического проектирования деятельности человека или группы людей и оптимальных условий ее осуществления. Имеются в виду деятельность и условия, которые при осуществлении и воплощении на прктике содействуют благополучию, сохранению здоровья, развитию личности и одновременно повышают эффективность, надежность, производительность, безопасность рабочих систем. Таким вектором развития отличается международная стандартизация в эргономике.

В международной организации по стандартизации разрабатываются два типа эргономических стандартов, различающихся функционально. Первый — это стандарты-директивы, содержащие руководящие указания о том, что и как делать и какие принципы при этом должны быть соблюдены. Они не содержат специальных или предметных детализаций, относящихся к определенным областям эргономики. К данному типу относится международный стандарт "Эргономические принципы проектирования рабочих систем". Второй тип — стандарты-спецификации, содержание которых соотносится с определенными областями эргономики (эргономическая антропология, эргономика аппаратных и программных средств вычислительной техники и др.). К разновидности таких стандартов относятся те из них, в которых содержатся эргономические данные.

В Европейской комиссии по стандартизации разрабатываются три типа эргономических стандартов, различающихся по сферам и границам их приложения. Первый - общие, базовые стандарты типа "A", которые применимы ко всем сферам приложения. Второй тип "B" — стандарты для определенных сфер приложения, число их — наибольшее в европейской стандартизации. И, наконец, третий тип "C" — стандарты для определенных видов машин.

Эргономические стандарты разрабатывают многие другие международные организации (Международная электротехническая комиссия, Европейский институт стандартизации в телекоммуникации, Европейская ассоциация производителей компьютеров, Консультативный комитет международной организации телефонии и телеграфии и др.). Первые эргономические стандарты появились в конце 50-х и в 60-е годы. Примером может служить британский стандарт по проектированию шкал и указателей приборов BS 3693, часть I, разработанный в 1964 г. К. Марреллом. Стандарт основан на результатах психофизиологических исследований читаемости шкал, позволивших определить наилучшие их варианты, которые обеспечивали бы быстрое и безошибочное считывание показаний. Кроме своего прямого назначения, стандарт этот стал образцом того, как следует разрабатывать нормативные документы по эргономике и формулировать их положения. К основным достоинствам стандарта относят то, что он не создает помех для профессиональных поисков проектировщиков и конструкторов. Приведенные в нем рекомендации, говорится в его преамбуле, не следует понимать так, что все шкалы должны или могут быть универсально стандартизованы. Разнообразные задачи, решаемые с использованием приборов, могут быть не совместимы с таким единообразием и чаще всего допускают не одно, а больше решений.

Первый международный симпозиум "Эргономика и стандарты" был проведен в 1973 г. в Англии по инициативе Международной ассоциации по эргономике и при содействии Британского института стандартов [109]. В работе симпозиума приняли участие 33 эргономиста и стандартизатора из 11 стран. Доклад от СССР был представлен на симпозиуме, но ученый нашей страны не смог принять участие в его работе. Симпозиум продемонстрировал, что в промышленно развитых странах эргономика становится неотъемлемой частью стандартизации. Вместе с тем стандартизация в области эргономики обнажила целый ряд сложных и нерешенных ее проблем.

В рекомендациях симпозиума отмечалось, что одной из важнейших задач дальнейшего развития стандартизации в эргономике является создание соответствующих комитетов или подобных им подразделений в национальных организациях по стандартизации. Рекомендация основывалась на изучении опыта работы технических комитетов по эргономике в национальных организациях по стандартизации Австралии, Англии, Федеративной Республики Германии и других стран, который убеждал в эффективности такой организационной формы развития стандартизации в эргономике. Комитет по эргономике немецкого Института стандартов, созданный в 1970 г., имел в своем составе рабочие группы по следующим направлениям:

1) эргономические принципы (основной стандарт);

2) терминология и определения;

3) анализ работы;

4) психологический стресс;

5) размеры тела;

6) физические усилия;

7) шкалы;

8) органы управления;

9) измерение и оценка воздействия на человеческий организм микроклиматических условий и радиации;

10) оптические и акустические факторы;

11) конструирование машин и организация рабочих мест с учетом возрастных особенностей работающих.

Иной принцип был положен в основу организационной структуры английского консультативного комитета по эргономике и антропометрии Британского института стандартов, в котором образованы были четыре подкомитета:

1) антропометрия для конструирования оборудования;

2) эргономика потребительских изделий;

3) эргономика зданий, оборудования и мебели;

4) эргономика машин и оборудования.

Развитие стандартизации в области эргономики и возросшая потребность в международных эргономических стандартах обусловили создание в 1975 г. по предложению Международной эргономической ассоциации в Международной организации по стандартизации специального технического комитета по эргономике (ТК-159 "Эргономика"), в который вошли представители 23 стран. В 1996 г. в работе комитета принимали участие специалисты уже 45 стран и разрабатывалось 80 стандартов.

Сфера деятельности технического комитета — стандартизация в эргономике, включая ее терминологию, методологию и данные. В задачу технического комитета входят координация деятельности других комитетов Международной организации по стандартизации и кооперация работ с другими организациями в сфере эргономики. Комитет разрабатывает следующие виды стандартов:

1) базовые, имеющие отношение к основным характеристикам человека (антропологические, биомеханические, психофизиологические и др.);

2) функциональные, связанные с человеческими факторами в оборудовании, процессах, изделиях или системах;

3) окружающей среды, относящиеся к воздействию факторов физической среды на человека;

4) содержащие показатели и характеристики условий, процедур и методов эргономических исследований.

В 1996 г. в составе ТК-159 "Эргономика" действовали четыре подкомитета: "Принципы эргономики", "Антропометрия и биомеханика", "Эргономика взаимодействия человека и системы", "Эргономика физической среды". В подкомитетах функционировали 14 рабочих групп по различным направлениям стандартизации. За один только этот год проведено 14 рабочих совещаний подкомитетов и рабочих групп в разных регионах земного шара. В 1996 г. ТК-159 "Эргономика" взаимодействовал с 22 техническими комитетами Международной организации по стандартизации. Качественно новый этап развития международной стандартизации в эргономике открыла кооперация деятельности ТК-159 Международной организации по стандартизации и созданного в 1987 г. технического комитета № 122 "Эргономика" Европейской комиссии по стандартизации, которая включает и определенное разделение труда между ними.

За 20 лет работы ТК-159 "Эргономика" подготовил 16 международных стандартов, а также 34 стандарта совместно с Европейской комиссией по стандартизации и другими организациями. Проведена большая работа по включению требований эргономики в стандарты, разработанные другими техническими комитетами Международной организации по стандартизации.

Первый международный стандарт "Эргономические принципы проектирования рабочих систем" был опубликован в 1981 г. В 1993 г. подготовлена его новая редакция. В 1991 г. вышел международный стандарт "Эргономические принципы применительно в умственной рабочей нагрузке. Основные термины и определения", а в 1995-м одобрен стандарт "Эргономические принципы применительно к умственной рабочей нагрузке. Часть II. Принципы проектирования". Подготовлен стандарт "Эргономические принципы применительно к умственной рабочей нагрузке. Часть III. Измерение и оценка умственной рабочей нагрузки". Изданы базовые стандарты в области антропологии и биомеханики, подготовлены стандарты "Оценка рабочих поз", содержащий рекомендации для различных рабочих задач, и "Человеческая физическая сила: пределы ручного поднятия грузов и усилий", действие которого распространяется на условия труда и быта.

Одними из первых подготовлены были стандарты по методам отображения информации, а также проектированию средств отображения информации и органов управления. Разработаны стандарты "Эргономические требования к работе с дисплеями в учреждениях", состоящий из 17 частей, и "Эргономическое проектирование центров управления (операторских пунктов)", включающий 8 частей. Технический комитет "Эргономика физической среды" разработал и опубликовал 9 стандартов. В 1995 г. им велась разработка еще 14 стандартов.

Совместно с Европейским комитетом по стандартизации и немецким Институтом стандартов подготовлен международный стандарт "Основные принципы эргономической оценки промышленных изделий и их проектирования". Предусматриваются три процедуры оценки: эксперимент, наблюдение и опрос.

Развитие во многих странах стандартизации в области эргономики явилось стимулом для нового витка развертывания соответствующих работ в международном масштабе. Специалисты Финляндии, Швеции, Норвегии, Нидерландов и некоторых других стран убеждены в том, что основной путь стандартизации в этой области для малых стран — это международная стандартизация. Сегодня данная форма стандартизации во многом определяет работы в этом направлении в большинстве стран мира. Примером тому является деятельность комиссии по эргономике Французской ассоциации по стандартизации, издающей с 1983 г. сборники стандартов, которые она разрабатывает в тесном сотрудничестве с техническим комитетом 159 "Эргономика", его подкомитетами и рабочими группами.

Работы по стандартизации в эргономике органично связаны с эргономической оценкой и испытаниями систем, оборудования и технических средств. Наиболее полно требования к эргономической оценке систем "человек — машина" определены американским стандартом (MIL-H-46855B). Раздел 3.2.3 этого документа ("Эргономика — испытание и оценка") состоит из трех подразделов: планирование, проведение и анализ отказов. При планировании необходимо:

1) обеспечить выполнение требований;

2) продемонстрировать соответствие конструкции системы, оборудования и устройств проектным эргономическим требованиям;

3) подтвердить соответствие эксплуатационным требованиям;

4) предоставить количественные параметры функционирования системы, являющиеся производной взаимодействия "человек — машина";

5) определить, не введены ли в систему нежелательные конструктивные или процедурные характеристики.

В подразделе "Проведение" указывается, что оценка человеческих факторов в технике должна включать, где это возможно: моделирование или действительное выполнение задач; проверку задач, в решении которых участие человека является критическим относительно таких факторов, как скорость, точность, надежность или стоимость; представительную выборку предусмотренных или не предусмотренных задач по обслуживанию и ремонту оборудования; предполагаемые вспомогательные технические средства, оборудование для тренировок и т. п.; идентификацию несоответствий между требуемыми и полученными данными о задаче, а также критерии приемлемости выполнения задачи. Подраздел "Анализ отказов" содержит требование анализа отказов системы, которые обусловлены ошибками человека.

В стандарте подчеркивается, что эргономические испытания и оценка систем должны проводиться на ранних этапах их создания с тем, чтобы результаты могли оказать необходимое влияние на конструкцию.

Стандартизация в области эргономики имела дело главным образом с наиболее приемлемыми для нормирования данными антропометрических измерений, биомеханики, физиологии. Развитие эргономики программного обеспечения ЭВМ побудило заняться определением объекта стандартизации в сфере познавательной (когнитивной) деятельности человека с вычислительной техникой. Аварии на американской АЭС "Остров трех милей", химическом комбинате в индийском г. Бхопале и Чернобыльской АЭС, причиной которых явились ошибки операторов, обусловленные конструктивными недостатками оборудования и систем, вынудили инженеров и стандартизаторов заняться поиском ответов на вопросы: что такое человеческая ошибка? каким образом измеряется человеческая надежность? какие факторы влияют на человеческую надежность и как можно их интегрировать в функциональные процессы и проектирование изделий и систем? когда наиболее своевременно (и кем) должен рассматриваться вклад человеческой надежности в надежность процессов и систем в целом? какую роль могут играть эргономисты в улучшении человеческой деятельности? Ответам на эти вопросы, которые связаны с познавательной деятельностью человека, посвящен проект международного стандарта "Руководство по прикладным аспектам человеческой надежности", который подготовлен одним из технических комитетов Международной электротехнической комиссии.

Содержание проекта стандарта изложено на 99 страницах и включает шесть глав:

1. "Введение в человеческую надежность".

2. "Человеческая надежность в системном проектировании".

3. "Принципы человеческой деятельности".

4. "Оценка человеческой надежности".

5. "Прикладные аспекты человеческой надежности".

6. "Данные о человеческой надежности".

В приложении к проекту стандарта содержатся определения 124 используемых терминов, имеющих отношение к человеческой надежности. При таком обилии терминов невольно закрадывается подозрение, что инженеры в массе своей таких слов не знают, да они и не могли войти в их лексикон, так как до трех крупнейших аварий конца XX века методы и подходы, использовавшиеся для прогнозирования человеческой надежности в системах, были, как правило, аналогичны тем, которые применялись при оценке надежности техники.

Рассматриваемый проект стандарта — еще одно убедительное свидетельство того, как труден и долог путь эргономики к профессиональному мышлению инженеров, которые в массе своей все еще по-настоящему не осознали ее важности для решения технических задач. Примечательно, что почти все положения проекта стандарта, а отдельные формулировки дословно, были прописаны в руководствах для инженеров и других книгах по эргономике и инженерной психологии, издававшихся в СССР еще в 60-е — начале 70-х годов. И только трагические последствия деяний инженеров заставили задуматься над проблемами человеческой надежности и усомниться в правильности анализа ее аналогично тому, как оценивается надежность техники. В этом отношении показательны материалы заседания Комиссии по науке и технике палаты представителей Конгресса США, изданные в 1985 г., в которых констатируется: "Авария на «Три Майл Айленд» (американская АЭС "Остров трех милей". — В. М., В. З.) научила нас не игнорировать роль человеческих факторов в технике обеспечения безопасности АЭС...".

Проект стандарта "Руководство по прикладным аспектам человеческой надежности" популярно разъясняет, что представляет собой феномен человеческой надежности и что невозможно понять его природу, используя понятийный аппарат и инструментарий оценки надежности техники. Ориентируя в психологических и эргономических методах и подходах к анализу человеческой надежности, проект стандарта одновременно демонстрирует всю сложность стандартизации в этой области.

Возможности стандартизации в эргономике ограничены и опасно их преувеличивать. Дальнейшее развитие работ в этом направлении возможно лишь при углубленной разработке теоретических, методических и проектных проблем эргономики, которые, в свою очередь, исследуются в тесной связи с достижениями наук о человеке и его деятельности. Практика показывает, что эргономические стандарты в руках умных и думающих проектировщиков позволяют добиваться существенных результатов. Стандартизация упрощает их работу, если эргономический образ мышления стал также их профессиональным мышлением при принятии проектных решений.

6.7. Подготовка кадров
в области эргономики

Развитие эргономики для всех и каждого во многом определяется уровнем подготовки специалистов в этой области и повышением эргономической квалификации инженеров, дизайнеров, архитекторов и других специалистов. Высшие учебные заведения ряда стран — Великобритании, Германии, Канады, Нидерландов, Франции, США, Японии и др. имеют сложившиеся традиции подготовки эргономистов. Так, в конце 40-х годов в США в государственном университете в г. Огайо и Иллинойском университете были введены первые специальные программы для получения ученой степени в области изучения человеческих факторов в технике. В 1970 г. подготовку кадров в этой области в США на уровне бакалавра, магистра и доктора наук уже осуществляли соответственно 20, 43 и 42 университета. В 1994 г. эргономистов готовили 60 американских университетов.

В 1960 г. был организован факультет эргономики и кибернетики в английском политехническом университете в г. Лавбро, который первоначально готовил эргономистов из числа дипломированных специалистов. Этот факультет, переименованный в факультет наук о человеке, — ведущее высшее учебное заведение Великобритании по подготовке специалистов в области эргономики. Несколько позже эргономистов стал выпускать факультет организации производства Бирмингемского университета, а также некоторые другие высшие учебные заведения. В 1994 г. девять английских университетов имели программы подготовки эргономистов.

Сложность в организации систематической подготовки специалистов в области эргономики представляется типичной для новых областей научного знания. Для такой организации необходим определенный уровень развития эргономики (устоявшееся ее состояние как научной и проектировочной дисциплины, а также профессиональное признание в науке и проектировании ее специалистов). В свою очередь, достижение такого положения предполагает систематическую подготовку кадров в нужном количестве и требуемой квалификации. Устоявшееся состояние эргономики необходимо и для наиболее точного определения профиля соответствующих специалистов, а подготовка кадров такого профиля — необходимое условие формирования эргономики как вполне определенной сферы научной и практической деятельности.

Междисциплинарный характер эргономики привносит дополнительные трудности, связанные с разработкой учебных программ. Причем проблема эта не является чисто академической, она имеет и определенный практический смысл. "С одной стороны, для промышленных и правительственных работодателей, — отмечают американские ученые, — было бы экономично и удобно получить единого «системного проектировщика», обладающего всеми необходимыми для успешного проектирования системы познаниями как в области машинной, так и человеческой составляющих, равно как и их взаимодействия. С другой стороны, работодатель может собрать десятки или даже сотни весьма узких специалистов, деятельность которых будет координироваться «системным менеджером», и каждый специалист сможет сам браться за конкретные аспекты системы по своей специальности. Ни один из этих крайних подходов, конечно, не предлагается серьезно в качестве единственного решения, они лишь иллюстрируют одну из важнейших проблем подготовки специалистов рассматриваемой области, а именно проблему компромисса между широтой охвата и глубиной компетентности".

Проблема нахождения компромисса между широтой междисциплинарного видения проблем и профессиональной компетентностью — одна из важных при создании программ подготовки эргономистов.

"Перефразируя старую поговорку, можно сказать, — подчеркивает Т. Фрезер, — что в эргономике нужно быть мастером на все руки, но по-настоящему мастером одного дела. Специалистом в какой именно области — это не имеет особого значения, важно только, чтобы это была область, смежная с эргономикой. Можно быть психологом, физиологом, антропологом, медиком или иметь еще какую-нибудь специальность, но необходимо владеть одной из этих базовых дисциплин, на основе которой можно уже воздвигать собственно эргономическое образование. В то же время, если концепции и методологию эргономики удастся включить в образовательный курс по базовым наукам, — тем лучше. Особенно это относится к тем случаям, когда специальностью является инженерия. Изучающие ее извлекут для себя пользу даже в том случае, если они не собираются сделать эргономику своей специальностью".

Американские специалисты обсуждали два возможных подхода к обучению специалистов в области человеческих факторов в технике. Один из них состоял в том, чтобы готовить первоклассных психологов-экспериментаторов, стремящихся направить свои усилия на улучшение систем "человек — машина". Вместо того, чтобы быть квази-инженером, который усвоил поверхностный жаргон из области психологии и системотехники и знает названия нескольких руководств по исследованию человеческих факторов в технике, современный специалист в области эргономики должен быть подготовлен как специалист-экспериментатор и иметь солидную основу знаний в области фундаментальных процессов поведения. Такой специалист будет отличаться от традиционного экспериментатора и оправдывать свое название специалиста в области человеческих факторов в технике, в особенности по части целей. Подобно инженеру он будет стремиться увидеть плоды своих усилий в виде улучшенных систем. А если его цели несовместимы с техническими целями, то тогда он не есть специалист в области человеческих факторов в технике.

Суть другого подхода состояла в том, чтобы готовить инженеров-ученых, или системных инженеров. "Что нам нужно больше всего, — считают сторонники этого подхода, — иметь инженеров, которые усвоили все, что известно о работе человека (а также машины) и являются знатоками использования научных методов. Нам нужны настоящие ученые — инженеры или системные инженеры, овладевшие основами технических знаний и владеющие методами наук о поведении и биологии, а также физических наук".

Типовые учебные программы широко используются университетами и колледжами многих стран, готовящими эргономистов, и берутся на вооружение в тех странах, где эргономика только еще вводится в программы высших учебных заведений или где осуществляется совершенствование действующих программ.

В целом ряде стран сформировались системы подготовки кадров и повышения квалификации в области эргономики. В Великобритании, которая в какой-то мере является законодательницей в этой области, существуют три уровня обучения эргономике. Первый уровень — подготовка на степень магистра по эргономике, которая, например, осуществляется на факультете наук о человеке в политехническом университете г. Лавбро. Второй уровень — включение основ эргономики в программы подготовки по другим специальностям, например по авиационной медицине, информатике, конструированию, дизайну, организации производства, планированию и управлению на транспорте, архитектуре. Наконец, третий уровень — это краткие курсы по эргономике для персонала фирм и корпораций, как это имеет место, например, в гражданской авиации Великобритании. Под эгидой английского Эргономического общества осуществляется обучение на 12 курсах по эргономике. Окончившие эти курсы имеют право на членство в Обществе. Разработаны программы и ведется преподавание основ эргономики в школах страны.

Интеллект и профессионализм — необходимые, но недостаточные условия деятельности на поприще эргономики. Профессиональные этика и ответственность также неотъемлемые части профессии эргономиста. Высшие учебные заведения, готовящие эргономистов, не могут осуществлять их профессиональное обучение безотносительно к этическим проблемам, создавая у студентов впечатление, что моральная и социальная ответственности — лишь отвлеченные понятия, уводящие далеко в сторону и не имеющие отношение к будущей их деятельности.

Литература

1. Справочник по прикладной эргономике: Пер. с англ. М., 1980.

2. Щедровицкий Г. П. Система педагогических исследований. Методологический анализ // Педагогика и логика. М., 1993.

3. Леонтьев А. Н., Панов Д. Ю. Психология человека и технический прогресс // Материалы к совещанию по философским вопросам физиологии высшей нервной деятельности и психологии. М., 1962.

4. Тоффлер О. Раса, власть и культура // Новая технократическая волна на Западе. М., 1986.

5. Перепелкин Л. С. Этнопсихология современного производства // Человек, 1990. № 6.

6. Мунипов В. Эргономика и техническая эстетика // Техническая эстетика, 1969. № 7.

7. Венда В. Ф., Зинченко В. П., Мунипов В. М. Проективная эргономика // Техническая эстетика, 1970. № 7.

8. Ломов Б. Ф. Человек и техника. Очерки инженерной психологии. Л., 1963.

9. Зефельд В. В., Мунипов В. М., Чернышева О. Н. Предпроектное эргономическое моделирование. М., 1980.

10. Зинченко В. П., Мунипов В. М. Система "человек — машина" // Т. 21. Большая советская энциклопедия. 3-е изд. М., 1975.

11. Гуд Г. Х., Макол Р. Э. Системотехника. Введение в проектирование больших систем: Пер. с англ. М., 1962.

12. Мейстер Д. Эргономические основы разработки сложных систем: Пер. с англ. М., 1979.

13. Политехнический словарь. Изд. 3-е. М., 1989.

14. Пископпель А. А., Вучетич Г. Г., Сергиенко С. К., Щедровицкий Л. П. Инженерная психология. М., 1994.

15. Зинченко В. П., Мунипов В. М. Основы эргономики. М., 1979.

16. Мамардашвили М. К. Классический и неклассический идеалы рациональности. Тбилиси, 1984.

17. Мунипов В. М., Алексеев Н. Г., Семенов И. Н. Становление эргономики как научной дисциплины // Эргономика. Труды ВНИИТЭ. М., 1979. Вып. 17.

18. Франк С. Л. О задачах обобщающей социальной науки // Социологическиеисследования, 1990, № 9.

19. Эргономика: принципы и рекомендации. Методическое руководство. Изд. 2-е. М., 1983.

20. Позняков В. В. Управление проектами: сущность, актуальность и особенности применения в России // Мир управления проектами: Пер. с англ. М., 1993.

21. Улих Э. Психология труда в изменяющемся индустриальном мире // Иностранная психология, 1994. Т. 2. № 1 (3).

22. Хендрик Х. Проектирование организационных структур // Человеческий фактор: Пер. с англ. М., 1991. Т. 4.

23. Горохов В., Зинченко В., Мунипов В. Методологические проблемы эргономики. Системные исследования. Ежегодник, 1982.

24. Вейценбоум Дж. Возможности вычислительных машин и человеческий разум. От суждений к вычислениям: Пер. с англ. М., 1982.

25. Фойоль А., Эмерсон Г., Тейлор Ф., Форд Г. Управление — это наука и искусство. М., 1992.

26. Форд Г. Моя жизнь, мои достижения. М., 1989.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: