Речевые приемы, которые использует учитель для достижения интенций

  1. Прием установления контакта
    1. Использование речевых клише (грамматических форм), направленных на вовлечение слушателя в повествование. Учитель делает учеников равноправными участниками беседы: «Давайте откроем», «Посмотрим», «Мы все вместе сейчас возьмем и сделаем».
    2. Демонстрация зависимости от слушателя. Демонстрация уважения в школьной аудитории. «Если вы поняли, то можно продолжить»
    3. Употребление риторических вопросов. Таким образом учитель актуализирует информацию. «…И что же мы получаем?...»
    4. Использование контакт устанавливающих вопросов. «Да, Ваня?»
    5. Реальные вопросы, которые предполагают собственный ответ. Цель – выяснить реальные знания учеников.
    6. Невербальные средства. Темп речи, тон, громкость… жесты, позиция.
  2. Направленные на ясное донесение информации
    1. Повторение значимого. Особенно важно для устного выступления. Не менее трех раз (совет методистов).
    2. Учитель помогает ученикам ориентироваться в материале, вычленять лавное и второстепенное. Клишированные выражения: «А сейчас обратите внимание именно на то, что…»
    3. Идентификация. Говорить дважды об одном и том же, но по-разному. «Давайте рассмотрим пути, возможные модели,…» - побольше синонимов.
    4. Напоминание об основной идее. Помогает напомнить о теме обсуждения, удержать ее в центре внимания.
    5. Сегментация речи. Дробление новой информации на определенные сегменты. Кусок теории, упражнение, кусок теории, упражнение…
    6. Смысловой круг (театральная режиссура). В начале постулат, потом спорное обсуждение, в итоге возврат к постулату. «Итак, мы убедились…»
    7. Соотнесение с ранее сказанным. Уяснить связь с изученным.
    8. Интонацией демонстрировать, что нужно и важно запомнить.
  3. Чтобы было легче следить за развитием речи. Это речевые сигналы – отдельные слова, выражения, фразы, которые являются своеобразными сигналами для учащихся, они подсказывают общее содержание, компоненты речи, помогают предугадать какую-то информацию.
    1. Сигналы, которые отграничивают новое от предшествующего. «Прежде всего», «дальше», «и помимо этого».
    2. Свидетельствующие о том, что далее последует обобщение и вывод. «Итак»
    3. Сигналы перехода от общего к частному, иллюстративному материалу, примерам. «А вспомните-ка примеры из вашей жизни»
    4. Прием обнаженной стратегии. Когда учитель объявляет тему, он раскрывает полностью, о чем будет читать. Пан можно написать на доске, нарисовать ромашку, можно постепенно стирать или отрывать компоненты темы.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: