Речевые приемы, которые использует учитель для достижения интенций
- Прием установления контакта
- Использование речевых клише (грамматических форм), направленных на вовлечение слушателя в повествование. Учитель делает учеников равноправными участниками беседы: «Давайте откроем», «Посмотрим», «Мы все вместе сейчас возьмем и сделаем».
- Демонстрация зависимости от слушателя. Демонстрация уважения в школьной аудитории. «Если вы поняли, то можно продолжить»
- Употребление риторических вопросов. Таким образом учитель актуализирует информацию. «…И что же мы получаем?...»
- Использование контакт устанавливающих вопросов. «Да, Ваня?»
- Реальные вопросы, которые предполагают собственный ответ. Цель – выяснить реальные знания учеников.
- Невербальные средства. Темп речи, тон, громкость… жесты, позиция.
- Направленные на ясное донесение информации
- Повторение значимого. Особенно важно для устного выступления. Не менее трех раз (совет методистов).
- Учитель помогает ученикам ориентироваться в материале, вычленять лавное и второстепенное. Клишированные выражения: «А сейчас обратите внимание именно на то, что…»
- Идентификация. Говорить дважды об одном и том же, но по-разному. «Давайте рассмотрим пути, возможные модели,…» - побольше синонимов.
- Напоминание об основной идее. Помогает напомнить о теме обсуждения, удержать ее в центре внимания.
- Сегментация речи. Дробление новой информации на определенные сегменты. Кусок теории, упражнение, кусок теории, упражнение…
- Смысловой круг (театральная режиссура). В начале постулат, потом спорное обсуждение, в итоге возврат к постулату. «Итак, мы убедились…»
- Соотнесение с ранее сказанным. Уяснить связь с изученным.
- Интонацией демонстрировать, что нужно и важно запомнить.
- Чтобы было легче следить за развитием речи. Это речевые сигналы – отдельные слова, выражения, фразы, которые являются своеобразными сигналами для учащихся, они подсказывают общее содержание, компоненты речи, помогают предугадать какую-то информацию.
- Сигналы, которые отграничивают новое от предшествующего. «Прежде всего», «дальше», «и помимо этого».
- Свидетельствующие о том, что далее последует обобщение и вывод. «Итак»
- Сигналы перехода от общего к частному, иллюстративному материалу, примерам. «А вспомните-ка примеры из вашей жизни»
- Прием обнаженной стратегии. Когда учитель объявляет тему, он раскрывает полностью, о чем будет читать. Пан можно написать на доске, нарисовать ромашку, можно постепенно стирать или отрывать компоненты темы.