Общие положения о контрольной работе

Методические рекомендации

к выполнению домашней контрольной работы

По дисциплине ОДБ.01 Русский язык

для обучающихся, осваивающих ОПОП СПО

100401 Туризм, 101101 Гостиничный сервис

форма обучения заочная

г. Ростов-на-Дону

2013 г.

Содержание

Введение. 2

Рабочая учебная программа учебной дисциплины.. 5

и вопросы для самоконтроля. 5

Задания для контрольных работ. 12

Литература. 43


Введение

Основной целью изучения дисциплины «Русский язык» является обеспечение знаний о системе языка и умение пользоваться ими для достижения орфографической, пунктуационной, речевой грамотности.

Учебная дисциплина «Русский язык» связана с другими дисциплинами, изучаемыми студентами, такими как «Литература», «Русский язык и культура речи».

Программа дисциплины «Русский язык» содержит теоретические сведения о языке и практическую отработку правил по орфографии и пунктуации.

В результате изучения дисциплины студент должен

Иметь представление

-о взаимосвязи дисциплины «Русский язык» с другими общепрофессиональными и профессиональными дисциплинами;

Знать

общие сведения о русском языке; о русском языке как государственном языке Российской Федерации и языке межнационального общения, месте и роли его в современном обществе; орфоэпические нормы русского языка, роль интонации в процессе общения; стилистическую дифференциацию лексики и фразеологии русского языка; стилистические возможности русского словообразования; синонимию морфологических форм; синонимию синтаксических конструкций;

Уметь

определять интонацию текста и передавать ее; ставить логическое ударение, интонировать текст; определять стилистическую характеристику слова, фразеологизма; подбирать синонимичные нейтральные, стилистические и эмоционально окрашенные слова, фразеологизмы; употреблять стилистически и эмоционально окрашенные слова и фразеологизмы; употреблять в речи слова с учетом экспрессивно- стилистической окраски морфем; определять род несклоняемых существительных; употреблять в речи синонимичные падежные формы; пользоваться синонимичными конструкциями с прилагательными и существительными в косвенных падежах; употреблять одни глагольные формы в значении других; согласовывать сказуемое с подлежащим; заменять придаточные предложения причастными и деепричастными оборотами и наоборот; употреблять синонимичные синтаксические конструкции; различать тексты разных функциональных стилей по языковым характеристикам; анализировать текст: определять тип, стиль, жанр; отбирать языковые средства; строить высказывания логически последовательно; составлять план, тезисы, писать рефераты с использованием различных источников; писать деловые бумаги; находить в слове орфограммы, а в предложении- пунктограммы; писать правильно слова с изученными орфограммами; пунктуационно правильно оформлять предложение и текст.

Курс «Русский язык» важной составной частью гуманитарного образования. Он изучается в течение двух семестров студентами-заочниками и завершается экзаменом.

Общие положения о контрольной работе.

Выполнение контрольной работы в соответствии с требованиями настоящих методических указаний является обязательным условием для допуска к экзамену по дисциплине «Русский язык».

Настоящие методические указания содержат 10 вариантов контрольных работ. Студент выбирает вариант контрольной работы по последней цифре зачетной книжки.

Оконченная контрольная работа подписывается автором с указанием даты ее окончания и представляется методисту заочного отделения.

Контрольная работа должна быть написана грамотно, четко разборчиво (предпочтительно набрана на компьютере и отпечатана, шрифт 14, Times New Roman, полуторный интервал, с выделением абзацев, страницы – пронумерованы. Слева оставляются поля. Текст работы пишется и нумеруется только на одной стороне листа. В конце работы нужно указать список литературы, использованной студентом для написания контрольной, включая электронные издания. Список источников должен быть оформлен в алфавитном порядке с указанием фамилии автора, полного названия источника, выходных данных (место, год издания, ссылка на соответствующий Интернет-сайт для электронных источников). На титульном листе указывается наименование учебного заведения, дисциплины, вариант контрольной работы, Ф.И.О., домашний адрес студента.

При выполнении всех требований, предъявляемых к контрольной работе, студент получает положительную рецензию, работа рекомендуется к защите. Все замечания, указанные в рецензии, необходимо учесть, то есть внести дополнения и изменения к основному тексту на дополнительных листах. На защите контрольной работы или экзамене студент представляет экзаменатору свою контрольную работу, рецензию и текст дополнений.

Если контрольная работа не соответствует изложенным выше требованиям, то она не засчитывается. Студент обязан переработать ее полностью или отдельные разделы в соответствии с полученными замечаниями. Сроки представления контрольной работы при этом изменяются.

По темам контрольных заданий для проверки выполнения студентами указаний, сделанных преподавателем в их рецензиях и для методической помощи студентам, проводится защита контрольной работы в виде собеседования в установленные сроки. При защите контрольной работы студент должен продемонстрировать знание содержания своей контрольной работы, ответить на дополнительные вопросы по теме и/или на замечания, сделанные преподавателем.

Студенты, получившие зачет за выполненную контрольную работу, допускаются к сдаче экзамена по дисциплине «Русский язык».

Подробные разъяснения по всем вопросам изучения курса студенты могут получить на групповых и индивидуальных консультациях.


РАЗДЕЛ 1

ЯЗЫК И РЕЧЬ. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СТИЛИ РЕЧИ

ТЕМА 1.1 Язык и речь

Виды речевой деятельности. Речевая ситуация и ее компоненты.

Основные требования к речи: правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств.

Контрольные вопросы для самопроверки.

1. Выдающиеся ученые, писатели, поэты о русском языке.

2. Роль русского языка в современном обществе.

3.Место русского языка в мире.

4. Что такое языковые средства? Какие языковые средства вы знаете?

ТЕМА 1.2 Функциональные стили речи.

Разговорный стиль, его основные признаки, сфера использования.

Научный стиль речи. Основные жанры научного стиля: доклад, статья, сообщение и др.

Официально-деловой стиль речи, его признаки, назначение. Жанры официально-делового стиля: заявление, доверенность, расписка, резюме и др.

Публицистический стиль речи, его назначение. Основные жанры публицистического стиля. Основы ораторского искусства. Подготовка публичной речи. Особенности построения публичного выступления.

Художественный стиль речи, его основные признаки: образность, использование изобразительно-выразительных средств и др.

Контрольные вопросы для самопроверки.

1. Понятие о стилистике.

2. Понятие абстрактной лексики.

3. Характеристика делового стиля речи.

4. Языковые средства официально-делового стиля речи.

5. Использование разных частей речи в официально-деловом стиле.

6. Основные жанры официально-делового стиля.

7. Понятие делового общения.

8. Жанры публицистического стиля речи.

9. Жанры научного стиля речи.

ТЕМА 1.3 Текст

Признаки, структура текста. Сложное синтаксическое целое. Тема, основная мысль текста. Средства и виды связей предложений в тексте. Информационная переработка текста (план, тезисы, конспект, реферат, аннотация). Абзац как средство смыслового членения текста.

Функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение).

Контрольные вопросы для самопроверки.

1. Назовите признаки текста.

2. Что такое сложное синтаксическое целое?

3. Какие вы знаете средства и виды связей предложений в тексте?

РАЗДЕЛ 2

Лексика и фразеология

ТЕМА 2.1 Слово в лексической системе языка

Лексическое и грамматическое значения слова. Многозначность слова. Прямое и переносное значение слова. Метафора, метонимия как выразительные средства языка. Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы и их употребление. Контрольные вопросы для самопроверки.

1. Что такое синонимы?

2. Что такое антонимы?

3. Что такое омонимы?

4. Что такое паронимы?

5. Чем отличается метафора от метонимии?

ТЕМА 2.2 Русская лексика.

Русская лексика с точки зрения ее происхождения, употребления (нейтральная лексика, книжная лексика, лексика устной речи). Профессионализмы. Терминологическая лексика.

Активный и пассивный словарный запас: архаизмы, историзмы, неологизмы. Особенности русского речевого этикета. Лексика, обозначающая предметы и явления традиционного русского быта. Фольклорная лексика и фразеология. Русские пословицы и поговорки.

Фразеологизмы. Отличие фразеологизма от слова. Употребление фразеологизмов в речи. Афоризмы. Лексические и фразеологические словари.

Лексические нормы. Лексические ошибки и их исправление.

Контрольные вопросы для самопроверки.

1. Понятие лексики и фразеологии.

2. Понятие лексической сочетаемости.

3. Стилистическое использование синонимов, антонимов, омонимов.

4. Эмоциональная окрашенность лексики и фразеологии.

РАЗДЕЛ 3

Фонетика, орфоэпия, графика, орфография

ТЕМА 3.1 Фонетические единицы

Звук и фонема. Открытый и закрытый слог. Соотношение буквы и звука. Фонетическая фраза. Ударение словесное и логическое. Роль ударения в стихотворной речи. Интонационное богатство русской речи. Фонетический разбор слова.

Контрольные вопросы для самопроверки.

1. Особенности русского ударения.

2. Звук и фонема.

3. Характеристика гласных и согласных звуков.

4. Назовите гласные буквы, обозначающие два звука.

ТЕМА 3.2 Орфоэпические нормы

Нормы произносительные и нормы ударения. Произношение гласных и согласных звуков.

Правописание безударных гласных, звонких и глухих согласных. Употребление буквы Ь. Правописание О/Ё после шипящих и Ц. Правописание приставок.

Контрольные вопросы для самопроверки.

1. Что изучает орфоэпия?

2. Как сформировалось современное русское литературное произношение?

3. Обладают ли орфоэпические нормы постоянством?

РАЗДЕЛ 4

Морфемика, словообразование, орфография.

ТЕМА 4.1 Морфема

Понятие морфемы как значимой части слова. Многозначность морфем. Синонимия и антонимия морфем. Морфемный разбор слова.

Контрольные вопросы для самопроверки.

1. Понятие о морфеме. Приставка, корень, суффикс, окончание.

2. Основа производная, непроизводная и производящая.

ТЕМА 4.2 Словообразование

Способы словообразования. Стилистические возможности словообразования. Особенности словообразования профессиональной лексики и терминов.

Контрольные вопросы для самопроверки.

1. Основные способы словообразования.

2. Суффиксы и приставки субъективной оценки.

3. Словообразование профессиональной лексики и терминов.

РАЗДЕЛ 5

Морфология и орфография

ТЕМА 5.1 Имя существительное

Знаменательные и незнаменательные части речи. Лексико-грамматические разряды имен существительных. Род, число, падеж существительных. Склонение существительных. Правописание окончаний имен существительных. Правописание сложных существительных. Морфологический разбор существительных. Употребление форм имен существительных в речи.

Контрольные вопросы для самопроверки.

1. Категория рода, числа и падежа имен существительных.

2. Склонение имен существительных.

3. Падежные окончания существительных.

4. Определение рода несклоняемых существительных.

5. Особенности склонения некоторых существительных.

ТЕМА 5.2 Имя прилагательное

Лексико-грамматические разряды имен прилагательных. Степени сравнения. Правописание суффиксов и окончаний прилагательных. Правописание сложных прилагательных. Морфологический разбор прилагательных. Употребление форм имен прилагательных в речи.

Контрольные вопросы для самопроверки.

1. Краткие и полные формы имен прилагательных.

2. Степени сравнения прилагательных.

3. Правописание суффиксов «к» и «ск».

4. Правописание суффиксов «н» и «нн».

5. Правописание сложных прилагательных.

ТЕМА 5.3 Имя числительное. Местоимение.

Лексико-грамматические разряды имен числительных.Правописание числительных.Морфологический разбор имени числительного.

Употребление числительных в речи. Сочетание числительных оба, обе, двое, трое и др. с существительными разного рода. Значение местоимения. Лексико-грамматические разряды местоимений. Правописание местоимений. Морфологический разбор местоимения.

Употребление местоимений в речи. Местоимение как средство связи предложений в тексте.

Контрольные вопросы для самопроверки.

1. Какие числительные обозначают количество? Какие числительные обозначают порядок при счете?

2. Как изменяются числительные?

3. В чем заключается особенность сочетания количественных числительных с существительными?

4. Чем отличаются друг от друга простые, сложные и составные числительные?

5. В чем особенность склонения числительных?

6. Какие части речи могут быть заменены в тексте местоимениями?

7. Перечислите разряды местоимений.

ТЕМА 5.4 Глагол

Грамматические признаки глагола.

Правописание суффиксов и личных окончаний глагола. Правописание НЕ с глаголами. Морфологический разбор глагола.

Употребление форм глагола в речи.

Контрольные вопросы для самопроверки.

1. Какая форма глагола называется неопределенной?

2. Какие синтаксические функции может выполнять неопределенная форма глагола?

3. Глаголы совершенного и несовершенного вида.

4. Глаголы переходные и непереходные.

5. Наклонения глагола.

6. Время глагола.

7. Правописание личных окончаний глагола.

ТЕМА 5.5 Причастие

Образование действительных и страдательных причастий. Правописание суффиксов и окончаний причастий. Правописание НЕ с причастиями. Правописание -Н- и –НН- в причастиях и отглагольных прилагательных. Причастный оборот и знаки препинания в предложении с причастным оборотом. Морфологический разбор причастия.

Контрольные вопросы для самопроверки.

1. Перечислите признаки глагола и прилагательного, которыми обладает причастие.

2. Как образуются действительные и страдательные причастия?

3. Правописание суффиксов причастий.

ТЕМА 5.6 Деепричастие

Образование деепричастий совершенного и несовершенного вида. Правописание НЕ с деепричастиями. Деепричастный оборот и знаки препинания в предложениях с деепричастным оборотом. Морфологический разбор деепричастия.

Особенности построения предложений с деепричастиями.

Контрольные вопросы для самопроверки.

1. Какими признаками обладает деепричастие?

2. Как образуются деепричастия совершенного и несовершенного вида?

3. Что общего у причастий и деепричастий?

ТЕМА 5.7 Наречие. Слова категории состояния

Грамматические признаки наречия. Степени сравнения наречий. Правописание наречий. Отличие наречий от слов-омонимов.

Морфологический разбор наречия.

Употребление наречия в речи. Использование местоименных наречий для связи предложений в тексте.

Слова категории состояния (безлично-предикативные слова).Отличие слов категории состояния от слов-омонимов. Группы слов категории состояния. Их функции в речи.

Контрольные вопросы для самопроверки.

1. Назовите морфологические, словообразовательные и синтаксические признаки наречия.

2. Перечислите разряды наречий.

3. Правописание наречий.

РАЗДЕЛ 6

Служебные части речи

ТЕМА 6.1 Предлоги. Союзы.

Правописание предлогов. Отличие производных предлогов (в течение, в продолжение, вследствие и др.) от слов-омонимов.

Употребление предлогов в составе словосочетаний. Употребление существительных с предлогами благодаря, вопреки, согласно и др.

Правописание союзов. Отличие союзов тоже, также, чтобы, зато от слов-омонимов.

Употребление союзов в простом и сложном предложении. Союзы как средство связи предложений в тексте.

Контрольные вопросы для самопроверки.

1. Почему предлоги относят к служебным частям речи?

2. Что такое производные и непроизводные предлоги?

3. Чем отличаются сочинительные союзы от подчинительных?

4. Перечислите разряды сочинительных союзов.

5. Перечислите разряды подчинительных союзов.

ТЕМА 6.2 Частицы. Междометия

Правописание ча стиц. Правописание частиц НЕ и НИ с разными частями речи. Частицы как средство выразительности речи. Употребление частиц в речи.

Правописание междометий и звукоподражаний. Знаки препинания в предложениях с междометиями. Употребление междометий в речи.

Контрольные вопросы для самопроверки.

1. Что такое формообразующие частицы? Приведите примеры формообразующих частиц.

2. Разряды частиц по значению.

РАЗДЕЛ 7

Синтаксис и пунктуация

ТЕМА 7.1 Словосочетание

Строение словосочетания. Виды связи слов в словосочетании. Нормы построения словосочетаний. Синтаксический разбор словосочетаний. Значение словосочетания в построении предложения. Синонимия словосочетаний.

Контрольные вопросы для самопроверки.

1. Что называется словосочетанием?

2. Назовите типы словосочетаний.

3. Назовите способы связи в словосочетании.

ТЕМА 7.2 Простое предложение

Виды предложений по цели высказывания; восклицательные предложения. Интонационное богатство русской речи.

Логическое ударение. Прямой и обратный порядок слов. Стилистические функции и роль порядка слов в предложении.

Грамматическая основа простого двусоставного предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. Согласование сказуемого с подлежащим. Синонимия составных сказуемых. Единство видовременных форм глаголов-сказуемых как средство связи предложений в тексте.

Второстепенные члены предложения (определение, приложение, обстоятельство, дополнение).

Роль второстепенных членов предложения в построении текста.

Синонимия согласованных и несогласованных определений. Обстоятельства времени и места как средство связи предложений в тексте.

Односоставное и неполное предложения.

Односоставные предложения с главным членом в форме подлежащего.

Односоставные предложения с главным членом в форме сказуемого.

Синонимия односоставных предложений. Предложения односоставные и двусоставные как синтаксические синонимы; использование их в разных типах и стилях речи. Использование неполных предложений в речи.

Контрольные вопросы для самопроверки.

1. Типы простого предложения.

2.Стилистические функции разных типов простого предложения.

3. Прямой и обратный порядок слов в предложении.

4. Согласование сказуемого с подлежащим.

ТЕМА 7.3 Осложненное простое предложение

Предложения с однородными членами и знаки препинания в них. Однородные и неоднородные определения.

Употребление однородных членов предложения в разных стилях речи.

Предложения с обособленными и уточняющими членами. Обособление определений. Обособление приложений. Обособление дополнений. Обособление обстоятельств. Роль сравнительного оборота как изобразительного средства языка. Уточняющие члены предложения.

Знаки препинания при словах, грамматически не связанных с членами предложения. Вводные слова и предложения. Отличие вводных слов от знаменательных слов-омонимов. Употребление вводных слов в речи; стилистическое различие между ними. Использование вводных слов как средства связи предложений в тексте.

Знаки препинания при обращении.

Знаки препинания при междометии. Употребление междометий в речи.

Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи.

Замена прямой речи косвенной. Знаки препинания при цитатах.

Оформление диалога. Знаки препинания при диалоге.

Контрольные вопросы для самопроверки.

1. Однородные члены предложения.

2. Знаки препинания в предложениях с однородными членами.

3. Обособленные члены предложения.

4. Знаки препинания в предложениях с обособленными членами.

5. Знаки препинания при обращении и междометии.

6. Знаки препинания в предложении с прямой речью.

ТЕМА 7.4 Сложное предложение

Сложносочиненное предложение. Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Синонимика сложносочиненных предложений с различными союзами. Употребление сложносочиненных предложений в речи.

Сложноподчиненное предложение. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении. Использование сложноподчиненных предложений в разных типах и стилях речи.

Бессоюзное сложное предложение. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Использование бессоюзных сложных предложений в речи.

Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи. Синонимика простых и сложных предложений (простые и сложноподчиненные предложения, сложные союзные и бессоюзные предложения).

Сложное синтаксическое целое как компонент текста. Его структура и анализ. Период и его построение.

Контрольные вопросы для самопроверки.

1. В чем отличие синтаксической формы в союзном и бессоюзном сложном предложении?

2. Как различать сочинительные и подчинительные союзы?

3. Чем подчинительные союзы отличаются от союзных слов?

4. Синонимия сложных предложений (бессоюзных и союзных).

Вариант 1

Часть 1  

А 1. С какими утверждениями вы согласны?

Фонетика – это раздел науки о языке, который изучает а) звуковые единицы языка; б) способы образования звуков; в) акустические свойства звуков; г) правила написания слов.  

А 2. В каких словах буква «я» обозначает два звука?

а) кучерявый; г) маяк; б) яблоко; д) земляк; в) наяву; е) ящик.  

А 3. Склонение какого существительного определено неверно?

а) мышь – 3 скл.; г) пламя – 2 скл.; б) путь – 2 скл.; д) шоссе – 2 скл.; в) станция – 1 скл.; е) грязь – 3 скл.  

А 4. Буква «а» пишется во всех словах ряда:

а) разг…рался, з…ря, утв…рь; б) к…саться; к…снуться, заг…рать; в) м…кать, выпл…вка, прил…гательное; г) ск…кать, ск…чок, р…стение; д) отр…сль, р…внозначный, возр…ст; е) соск…чить, р…сток, р…стовщик.  

А 5. Буква «ь» пишется во всех словах ряда:

а) обжеч…ся, плащ…, замуж…; б) наотмаш…, врач…, рощ…; в) услышиш…, блаж…, навзнич…; г) спряч…те, брош…, сплош…; д) увлеч…ся, плеч…, стаж…; е) дич…, рож…, печ…  

А 6. Буква «е» пропущена во всех словах ряда:

  а) на лини…, в мор…; г) о счасть…, на карт…; б) на пут…, в армии…; д) в вестибюл…, на побережь…; в) в номер…, на алле…; е) по суш…, в Ростов….    
А 7. Знаки препинания расставлены верно в предложениях: 1) Дочь гостьи уже оправляла платье, вопросительно глядя на мать, как вдруг из соседней комнаты послы­шался бег к двери нескольких мужских и женских ног, грохот зацепленного и поваленного стула и в комнату вбежала тринадцатилетняя девочка, запахнув что-то короткою кисейного юбкою, и остановилась посередине комнаты. 2) И эти люди, и тени вокруг костра, и темные тюки, и далекая молния, каждую минуту сверкавшая вдали, - все теперь представлялось ему нелюдимым и странным. 3) Увернувшись от отца, она подбежала к матери и, не обращая никакого внимания на ее строгое замечание, спрятала свое раскрасневшееся лицо в кружевах материной мантильи и засмеялась. 4) Между тем все это молодое поколение: Борис - офицер, сын княгини Анны Михайловны, Николай - студент, старший сын графа, Соня – пятнадцатилетняя племянница графа и маленький Петруша, все разместились в гостиной и, видимо, старались удержать в границах приличия оживление и веселость.  
         

А 8. Запятая ставится на месте пропуска в предложениях:

1)Тетрадки и книжки были обернуты в розовую бумагу с разводами___ и не было на них ни одной кляксы и вообще ни одного пятнышка. 2) Я совсем забыл, что год этот не високосный___ и что нет в этом году двадцать девятого февраля. 3)Усиливался дождь___ и море распевало мрачный и торжественный гимн гордой паре красавцев цыган - Лойко Зобару и Радде, дочери старого солдата Данилы. 4)Царила торжественная тишина___и неистощимо жгло солнце.  

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: