Продовольственной безопасностью

Как дополнительно наглядно продемонстрировал недавний кризис, одной из важнейших компонент экономической безопасности продовольственная безопасность. Вопросы продовольственной безопасности занимают важное место в концепциях национальной безопасности большинства передовых стран, где уже давно приняты соответствующие законы, государственные стратегии и программы.

Для стран с переходной экономикой предлагается следующий подход к продовольственной безопасности. Под продовольственная безопасностью мы подразумеваем неограниченную во времени способность государства и общества обеспечивать доступ населения к продуктам питания в количестве и качестве, достаточных для здорового физического и социального развития каждой личности в обычных условиях, и минимально необходимых для поддержания здоровья и работоспособности в чрезвычайных продовольственных ситуациях.

Для конструктивного определения критериев продовольственной безопасности необходимо ввести государственную систему норм питания, которая регламентирует два нормативных уровня питания населения: достаточный, используемый для социально-экономических расчетах в обычных условиях и минимально необходимый, используемый для гарантированного обеспечения населения в чрезвычайных продовольственных ситуациях.

Важнейшим элементом проведения государственной политики, служащим обеспечению продовольственную безопасность, является регулирование продовольственных рынков путем закупок продукции и продовольственных интервенций, осуществляемых через специализированное Федеральное агентство. Внешнеэкономическая направленность государственной политики в сфере продовольственной безопасности заключается в эффективной реализации международного разделения труда в продовольственной сфере при недопущении критической зависимости от импорта продовольствия.

Для решения задачи выбора мер государственного регулирования в целях обеспечения продовольственной безопасности РФ может быть использована адаптированная для данной проблематики базовая макроэкономическая модель АПК, разработанная в ВИАПИ. При этом последовательно должны быть решены следующие подзадачи:

- на основе модели спроса населения на продукты питания определить соотношение уровня доходов и цен, достаточное для обеспечения доступа населения к продуктам питания по медицински-обоснованным нормам в условиях рыночных равновесных цен;

- на основе моделей блока функционирования АПК определить себестоимости производства основных продуктов растениеводства, животноводства и переработки и минимально допустимые цены реализации для рентабельной работы отраслей АПК;

- на основе модели импорта продуктов питания блока внешнеэкономических систем определить систему таможенных тарифов и квот, обеспечивающих, с одной стороны, рациональный уровень аграрного протекционизма, а, с другой, достаточную конкурентность импортной продукции;

- на основе моделей блока государственного регулирования и модели общего равновесия аграрного рынка разработать стратегию государственной поддержки агропромышленного производства, включающей систему дотаций, субсидий, субвенций и т.д., обеспечивающих равновесие спроса и предложения в допустимой области гарантированной продовольственной безопасности при минимальной сумме государственных затрат.

Заметим, что данная задача может не иметь решения. В этом случае мы оказываемся в определенной выше чрезвычайной продовольственной ситуации и вынуждены отказаться от мер рыночного регулирования с переходом к нормативном и вынуждены отказаться от мер рыночного регулирования с переходом к нормативному распределению продовольствия.

Заключение.

Проблемы экономической безопасности России в условиях перехода к рынку порождены либо тяжелыми "наследственными" болезнями еще советской экономики, либо болезнями "гайдаровской" экономики, либо неадекватными методами их лечения, или же всем вместе. Отсюда - и сам подход к устранению экономических проблем или по крайней мере к смягчению их пагубного влияния на дальнейшие судьбы страны. Во главу угла следует поставить быстрейший выход России из экономического кризиса, оздоровление реального сектора экономики, возобновление инвестиционного процесса.

С этой точки зрения продолжение прежнего курса, пренебрегающего тяжелым положением в реальном секторе экономики во имя финансовой стабильности и проводимого под лозунгами десоциализации и капитализации, неприемлемо. Оно ведет к дальнейшему развалу хозяйства страны, разбазариванию и проеданию национального богатства, снижению жизненного уровня большинства населения, опасному обострению социальных противоречий.

В нынешних условиях нужно, отбросив априорные идеологические установки и догмы, с позиций реализма и здравомыслия найти решение проблем выхода из кризиса. И не путем отказа от экономических реформ, а продолжая их, но рассматривая реформы не как самоцель, а как средство повышения эффективности экономики и улучшения жизни народа. Для этого необходима постепенная трансформация сложившихся форм хозяйствования и экономических институтов в направлении социально ориентированной и регулируемой рыночной экономики при сохранении важной роли государства.


[1]См.: Михайлюк О. Н. Частно-фермерский хозяйственный уклад: проблемы и приоритеты развития // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. - 2008. • №9. - С. 70 - 71.

2 Мозолин В Л.Право собственности Российской Федерации в период перехода крыночной экономике. -М.,1992, с. 45. Такой же точки зрения придерживаются и другие авторы: Суханов Е.А» Право собственности в Гражданском кодексе // Закон, 1995, J611,с. 31; УстюковаB.B. Формирование правового статуса крестьянского (фермерского) хозяйства // Реформирование сельскохозяйственных предприятий: проблемы. -М ., 1996, с. 82.

3 Коммерческое право. Часть вторая / Отв. ред. В.Ф.Попондопуло,В.Ф.Яковлев. – СПб., 1998, с. 339-343(автор главы- Б.С.Шишкина).

[4]. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая): Федеральный закон от 30. 11. 1994. №51-ФЗ(в ред. от 23.07.2008 №160-ФЗ) // СЗ РФ. 1994. - №32. - Ст. 3301.

[5]О крестьянском (фермерском) хозяйстве: Федеральный закон от 11. 06.2003. №74-ФЗ (в род.от 13. 05. 2008. №66-ФЗ) // СЗ РФ. 2003. - №24. - Ст. 2249.

[6]См,: Мельников II Н. Понятие крестьянского (фермерского) хозяйства //Журнал российского права. 2007. • № З.-С. 33.

[7]. О крестьянском (фермерском) хозяйстве: Закон РСФСР от 22. 11.1990. Ж348-1 (в ред. от 21 03 2002 №31 ФЗ) // Ведомости СНД и ВС РСФСР. - 1990 -№26 -ст. 324.

[8]. Мельников И. Идентификация субъекта права при рассмотрении споров с участием крестьянских (фермерских) хозяйств // Хозяйство и право. - 2008. - № 10. - С.56.

[9]Мельников Н, Н. Понятие крестьянского (фермерского) хозяйства // Журнал российского права. – 2007. - №3. – С.38.

[10]. См.: Мельников Н. Идентификация субъекта права при рассмотрении споров с участием крестьянских (фермерских) хозяйств // Хозяйство и право. - 2008. - № 10. - С.57 - 59.

[11]. См.: Мельников Н. Идентификация субъекта права при рассмотрении споров с участием крестьянских (фермерских) хозяйств // Хозяйство и право. - 2008. - №10. - С.59.

[12]. О государственной регистрации юридических лик и индивидуальных предпринимателей: Федеральный закон о. 8.08. 2001. №129-ФЗ (вред.от23.07.2008. № 160-ФЗ)//СЗ РФ. 2001. -№33 (ч. 1).-Ст. 3431.

[13]. См.: Мельников Н. Н. Правовое положение членов крестьянского (фермерского) хозяйства по законодательству России и стран СНГ // Российская юстиция. - 2008, - №4. - С.42.

[14]. См.: Мельников Н. Н. Правовое положение членов крестьянского (фермерского) хозяйства по законодательству России и стран СНГ // Российская юстиция. - 2008. - №4. - С. 41.

[15]. См.: Мельников Н. Н. Характеристика крестьянского (фермерского) хозяйства по законодательству России и стран СНГ // Журнал российского права. - 2007. - № 11. - С. 85. 19См.: Там же.-С. 86.

[16]. См. Михайлюк О. Н. Частно-фермерский хозяйственный уклад: проблемы и приоритеты развития // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. - 2008. - №9. - С. 70 - 71

[17] Семенова Т.В.. Сельскохозяйственное страхование на современном этапе, - М„ 2007 г., 347 с.

[18] Налоговый Кодекс Российской Федерации. Часть первая и вторая/ М.: Современная экономика и право. – 2010. – 528с.

[19] Булатов А. Экономика: Учебник / А. Булатов – М.: БЕК. – 2010. – С. 210 с.

[20] Бабаев М.Р. О проблемах и перспективах развития налоговой системы РФ. //Налоговый вестник. 2007. – № 10. – С. 98–102

[21] Аграрное право России: учебник / рук. авт. кол. и отв. ред. М.И. Козырь.- М.:Норма: Инфра - М, 2010. – 431 с.

[22] Булатов А. Экономика: Учебник / А. Булатов – М.: БЕК. – 2010. – С. 100.

[23] Черник Д.П. Налоги и налогообложение: учебник. / Д.П. Черник. – М.: ИНФРА–М. – 2009. – С. 85.

[24] Александров И.М. Налоги и налогообложение: учебник / И.М. Александров. – М.: Дашков и К. – 2009. – С. 220

[25] Вылкова Е.С. Налоговое планирование: учебник для вузов. / Е.С. Вылкова. – М.:Питер. – 2010. – С. 520.

[26] "Земельный кодекс Российской Федерации" от 25.10.2001 N 136-ФЗ (принят ГД ФС РФ 28.09.2001) (ред. от 22.07.2010) ст. 77

[27]"Земельный кодекс Российской Федерации" от 25.10.2001 N 136-ФЗ (принят ГД ФС РФ 28.09.2001) (ред. от 22.07.2010) ст. 77

[28] Федеральный закон от 21.07.1997 N 122-ФЗ (ред. от 17.06.2010) "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (принят ГД ФС РФ 17.06.1997)

[29] "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.10.1994) (ред. от 27.12.2009). ст. 49

[30] Постановление Пленума Верховного Суда РФ № 6, Постановление пленума ВАС РФ № 8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского Кодекса Российской Федерации» от 01.07.1996// Вестник ВАС РФ. – 1996. - № 9.

[31] С.А.Боголюбов. Земельное право. М., 2003. С. 95

[32] Постановление ФАС Уральского округа от 28.01.2004 № Ф09-67//04-ГК.

[33] Постановление Правительства РФ «Об утверждении правил проведения государственной кадастровой оценки земель» от 08.04.2000 № 316 (ред. от 11.04.2006) // СЗ РФ от 17.04.2000, № 16, ст. 1709, СЗ РФ от 17.04.2006, № 16, ст. 1744.

[34] А.А. Никонов. Спираль многовековой драмы: аграрная наука и политика России XVIII – XX вв. М., 1995. С. 38

[35] В.В. Путин. Важно сформировать современные подходы к организации сельской жизни / В.В. Путин // Экономика сельского хозяйства России. – 2007. - № 4. – С. 3.

[36] А.А. Шутьков. Экономика сельского хозяйства России. – 2006. - № 12. – С. 12.

[37] Федеральный закон от 24.07.2002 N 101-ФЗ (ред. от 08.05.2009) "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (принят ГД ФС РФ 26.06.2002) Ст. 13

[38] Федеральный закон от 24.07.2002 N 101-ФЗ (ред. от 08.05.2009) "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (принят ГД ФС РФ 26.06.2002)

[39] Федеральный закон от 29.12.2006 N 264-ФЗ (ред. от 24.07.2009) "О развитии сельского хозяйства" (принят ГД ФС РФ 22.12.2006)

[40] Федеральный закон от 24.07.2002 N 101-ФЗ (ред. от 08.05.2009) "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (принят ГД ФС РФ 26.06.2002)

[41] Комментарий к Федеральному Закону «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» //С.А. Боголюбов. М., 2003 г. С. 45

[42] Федеральный закон от 24.07.2002 N 101-ФЗ (ред. от 08.05.2009) "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (принят ГД ФС РФ 26.06.2002) ст. 3

[43] Н.И. Калинин, А.А. Удачин. Постатейный комментарий к ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». М., 2004. С. 19.

[44] В.Х. Улюкаев. Земельная доля: понятие и правовое положение//Землеустройство: кадастр и мониторинг земель. – 2007. - № 1. – С. 49.

[45] Калинин Н. Заканчивается эра земельных долей // Хозяйство и право. – 2006. - № 4. – С. 45.

[46] А.В. Петриков. О правовом и организационно-экономическом регулировании земельных отношений и государственном контроле за соблюдением законодательства о землях сельскохозяйственного назначения. М., 2009 г. С. 56

[47] Волков Г. Правовые проблемы упорядочения отношений собственности, возникших при приватизации земель сельскохозяйственного назначения // Хозяйство и право. – 2006. - № 8. С. 85.

[48] Федеральный закон от 24.07.2002 N 101-ФЗ (ред. от 08.05.2009) "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (принят ГД ФС РФ 26.06.2002) Ст. 12

[49] Там же. Ст. 13

[50] Г.В. Савенко. Проблемы выделения «земельных долей» и способы защиты от захвата земельных участков сельскохозяйственного назначения // Призыв (Владимирская обл.) от 25 апреля 2008 г.

[51] А.В. Петриков. О правовом и организационно-экономическом регулировании земельных отношений и государственном контроле за соблюдением законодательства о землях сельскохозяйственного назначения. М., 2009 г. С. 56

[52] Федеральный закон "Об ипотеке (залоге недвижимости)" от 16.07.1998 N 102-ФЗ

[53] Т.Т. Тагиров. Правовая охрана земель сельскохозяйственного назначения. Волгоград, 1979. С. 18.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: