Схема замещения фазы асинхронного двигателя

Для расчетов рабочих процессов асинхронного двигателя часто используется схема замещения фазы двигателя, состоящая из резистивных и индуктивных элементов с постоянными параметрами, а также резистивного элемента с переменным сопротивлением, замещаю­щим механическую нагрузку на валу двигателя.

Для обоснования такой схемы замещения преобразуем соответст­вующим образом основные уравнения состояния двигателя. Для этого все роторные величины приведем к числу витков, обмоточному коэффи­циенту и числу фаз статора подобно тому, как мы приводили к числу витков первичной обмотки трансформатора величины, относящиеся ко вторичной обмотке (см. § 8.5). Асинхронный двигатель является трех­фазным устройством, но его фазы симметричны, поэтому достаточно составить схему замещения для одной фазы.

Электродвижущая сила фазы статора Е1 связана с ЭДС фазы не­подвижного эквивалентного ротора Е соотношением

Е1 = (w1ko61/w2ko62) Ег н = keE2 H,

где ke — коэффициент трансформации напряже­ний асинхронной машины.

Согласно векторной диаграмме фазы двигателя (рис. 14.18)

=( +j Lрас2) 2 = (rВ2 + r2 +j Lpac2) 2 = Zo6 2 2 + г2 2.

Следовательно,

1 = (Zo62 + r2)ke 2.

Ток фазы ротора 2 можно заменить приведенным током:

2= (Зw1kоб1/m2w2kоб2) 2 = ki 2

где kiкоэффициент трансформации токов асинхронной машины. Сделав подстановку, получим:

1= — (Zo6 2 + r2) keki 2.

Произведение keki = k есть коэффициент трансформации асинх­ронной машины.

Введем теперь в уравнения электрического состояния фазы статора асинхронного двигателя приведенные сопротивления цепи ротора:

keki Zоб2 = Z’0б2 И keki r2 = r’2.

Элементы с такими сопротивлениями в цепи фазы статора будут потреблять такую же энергию и при том же сдвиге фаз между током и напряжением, как это имеет место в соответствующих сопротивле­ниях элементов цепи фазы ротора по схеме на рис. 14.17.

Таким образом, ЭДС фазы статора равна:

1 = - (Z’об2 + r’2) 2

а напряжение статора (фазное)

1 = (- 1 ) + Zo61 1 = Zo61 1 + (Zo62 + r’2) 2. (14.18)

С другой стороны, ЭДС 1 пропорциональна намагничивающему току 1x и по тем же соображениям, как и для трансформатора, напряжение

(— 1 ) = Z12 1x,

где условная величина Z12, модуль которой имеет размерность сопро­тивления, в эквивалентной схеме замещения соответствует магнитной цепи двигателя. Следовательно, для напряжения фазы статора спра­ведливо также второе уравнение

1 = Z0б1 1+ Z12 . (14.19)

Вместе с уравнением тока статора

1 = + 2 (14.20)

два уравнения напряжения фазы статора (14.18) и (14.19) можно рас­сматривать как уравнения, соответствующие законам Кирхгофа для цепи на рис. 14.19. В ней элементы Zo61 изображают схему замещения обмотки фазы статора, Z’qб2 — обмотки фазы ротора, Z12 — магнитную цепь машины, a r'2 — механическую нагрузку.

Уточним, что ток является то­ком фазы статора идеального холосто­го хода двигателя, т. е. это ток двига­теля в условиях, когда ток в роторе отсутствует (I2 = 0). Ток 11x можно измерить, если посредством внешнего двигателя довести ротор до синхрон­ной частоты вращения (s = 0).

При такой синхронной частоте вращения сопротивление резистив­ного элемента, соответствующего механической нагрузке в эквива­лентной схеме замещения, равно (14.16):

r'2 = r'B2/s — r'B2 = r'B2 (1 — s)/s = .

Если затормозить двигатель до полной остановки, то s = 1 и, сле­довательно,

r'2 = 0.

По этой причине опыт полной остановки двигателя именуется опытом короткого замыкания — обычно он осуществляется при сильно пониженном напряжении на статоре.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: