САМОДЕЯТЕЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР НАРОДНОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА
Народное художественное творчество формировалось как спо-гоб личностного самовыражения. Самостоятельная деятельность, ■Н самодеятельность, в любой из форм является основой свободного и нерегламентированного проявления личности. Формирование и реализация этих элементов составляет суть народного творчества с первых наскальных рисунков древнего пращура и до ов-издения современными сложными танцевальными или актерскими движениями, включающими элементы различных искусств.
Вопрос о том, что понимать под "самодеятельностью", кажет-В, не требует особых поисков ответа, ибо он заложен в самом содержании термина "самодеятельность" — сам делаю. Но тогда каковы характеристики, свойства самодеятельности?
Одним из первых в теоретическом плане в наиболее обобщенной форме ответ на пот вопрос дан К.Марксом в "Экономическо-философских рукописях 1844 года". Характеризуя сущность самодеятельности, он рассматривает ее как деятельность (иободную, универсальную, детерминируемую внутренними побуждениями человека, I е. желаемую, самостоятельную и творческую. С этими характеристиками самодея-гсльности трудно не согласиться. Однако К.Маркс увязал жестко категорию самодеятельности с социально-классовым ее содержанием, придал ей экономический и поли-шческий смысл.
В результате, по мысли К.Маркса, самодеятельность бывает "полная" и неполная" или "ограниченная", скованная. Первая может быть только при социа-низме, вторая - в классово-антагонистическом обществе.
В условиях социализма трудящийся, рабочий, по словам К.Маркса, добивается полной, "уже не ограниченной самодеятельности (разрядка моя. - А.К.)\ В результате на месте "ограниченной самодеятельности" якобы появилась полная, всесторонняя самодеятельность, развивающаяся как универсальный способ жизнедеятельности человека и реализации его сущностных сил.
Подобное толкование самодеятельности, данное К.Марксом, стало механически переносшъся советскими исследователями на все сферы социалистической действительности, без достаточного учета конкретного контекста использования понятия самодеятельности как категории не культурной, а социальной.
Развивая идеи К.Маркса о самодеятельности применительно к условиям социализма, В.И.Ленин возвел ее на пьедестал «локомотива» истории.
Творчество масс, их самодеятельность, по мысли В.И.Ленина, являются основой решения многих задач социалистического строительства. Социализм втягивает всю массу трудящихся в водоворот событий, "ломает все старые препоны, рвет обветшалые путы, выводит трудящихся на дорогу самостоятельного творчества новой жизни"2, развязывает скованные и искусственно заторможенные в условиях капитализма
1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 3. С. 68.
2 Ленин В.И. Полн.собр.соч. Т. 35. С. 199.
152 _____________________ Раздел II. Ле кция 9
Самодеятельный характер народного творчества 153
творческие сипы гигантского большинства народа, дает простор для их развертывм ния и проявления.
В то же время революция развязывает творчество во всех областях жизни В.И.Ленин неоднократно пишет в своих статьях, о "громадном размахе, который дала народному творчеству великая революция"1.
Ограничение самодеятельности задачами революционной классовой борьбы без учета ее национального культурного содержа ния, выхолащивание ее исторического смысла привели к разрушению не только прежних экономических реалий, но и прежнее культуры, уклада жизни народа, которые представляют для проявления самодеятельности неизмеримо большие возможности, чел классовая борьба. Самодеятельность ассоциировалась только с революционной ломкой и уничтожением всех прежних структур, том числе государственных и политических. В более узком, интересующем нас аспекте это касалось и культуры. Самодеятельность должна была полностью заменить парадигму культурной жизт России, что и произошло путем уничтожения прежней культурно* ауры и ее революционной замены на новую.
Вульгаризаторское, узкосоциологическое понимание самодеятельности, данное К.Марксом и развитое применительно к задачам своей революционной теории В.И.Лениным, а затем советскими философами, эстетиками, педагогами, культурологами, означало на деле не обогащение, а обеднение самой сути этого явления. Утеряны были исторические истоки самодеятельности, заужено ее предметное поле. Социальное предназначение самодеятельности в художественной практике рассматривалось как фактог замены прежней культуры и культурного творчества организованными формами и рамками официального искусства. Самодеятельность в культуре была принесена в жертву идеологии.
Формирование самодеятельности в народном художественно* творчестве не могло связываться исключительно с социалистическим переворотом в политике, экономике. Достаточно зрелые формы самодеятельности мы находим в народном творчестве уже на ранних стадиях цивилизации, причем по мере прогресса обогащаются и формы самодеятельности. "Высшие стадии самодеятельности, — по словам Б.В.Асафьева, — крайний предел деревенского музицирования"2, т.е. это середина XIX в. Наиболее развитые самодеятельные формы народного искусства отражают в известном смысле идеальное положение творца в культуре. Это легко прослеживается в крестьянском творчестве — фольклоре, тра-
1 Там же. Т. 36. С. 80.
1968. С. 297. |
2 Асафьев Б. Русская музыка. Л.
диционном изобразительном и прикладном искусстве и в художественной самодеятельности, хотя последняя требует оговорок.
Объективные сложности и трудности, присущие развитию художественной самодеятельности на первом этапе социалистического строительства, усугубились вульгаризаторскими субъективными установками на нее как на всеобщую и единственную форму творчества. Это касалось всех уровней государственного управления, насаждавшего командно-административные методы в руководстве народным творчеством. Самодеятельность в культуре из саморазвивающегося и самоуправляющегося явления превратилась в жестко регламентированную художественно-исполнительскую систему, роль которых была сведена до механического выполнения идеологических или педагогических установок.
Все это, безусловно, отразилось на разработке теории и развитии практики художественной самодеятельности, хотя она продолжала развиваться и до определенного этапа росла количественно, оставаясь важным средством эстетического отражения действительности. Несмотря на то что этому развитию были присущи серьезные перекосы, недостатки, упущения, художественная самодеятельность пользовалась реальной поддержкой существующей командно-бюрократической системы.
Было сведено до минимума или даже уничтожено социальное, политическое, трудовое, хозяйственное творчество. Художественная самодеятельность оказалась единственной, которая получала всемерную поддержку у государства. Этим, в частности, можно объяснить тот значительный общественный резонанс, который она приобретала на всех этапах социалистического строительства.
Важно отметить, что художественная самодеятельность как форма духовного самовыражения народа, как деятельность свободная, творческая понималась упрощенно, а порой вулъгаризо-ванно. Признавались те ее формы, которые ориентировались на копирование, подражательство, воспроизводство аналогов профессионального искусства. Подлинно самодеятельные формы фольклорного творчества не получали поддержки или ограничивались.
Говоря о теоретической трактовке проблемы, можно отметить, что самодеятельность как сущностная черта народного творчества оказалась вне поля внимания исследователей. Самодеятельная всеобщая природа творчества стала идентифицироваться с одной
из его форм.
Многие специалисты изобразительного фольклора поставили жесткий водораздел между народным искусством и самодеятельным творчеством. Под первым подразумевали традиционное творчество декоративно-прикладного характера, под вторым — творчество самодеятельных художников и современные формы того же
154 ________________________ Раздел II. Лекция 9
Самодеятельный характер народного творчества 155
прикладного искусства. Такое деление при всей объективности постановки проблемы приняло излишне жесткие, бескомпромиссные формы, характер противопоставления одного вида творчества другому. Это одна сторона проблемы. Другая заключалась в том, что понятие «самодеятельность» приобретало в связи с этим негативный оттенок и стало ассоциироваться с малохудожественно-стью самого явления и пласта народной культуры. Очевидно, что самодеятельный характер всей народной художественной практики и художественная самодеятельность не однозначные понятия.
Все многообразие форм бытования художественного творчества, а не только собственно художественная самодеятельность имеют самодеятельный характер. В декоративно-прикладном творчестве, в фольклоре, любительском, бытовом творчестве самодеятельность составляет их основу. Следует отметить, что самодеятельные начала в организованных и неорганизованных формах творчества проявляются в известном смысле по-особенному. Если неорганизованное творчество ближе в этом плане к фольклорным традициям, то художественная самодеятельность сформировала новый тип проявления самодеятельности как результат общественно-организованного творчества.
"Фольклор - искусство подлинно самодеятельное, существующее прежде всего для самих его творцов и исполнителей, для самих масс, и только потом уже - для слушателей и зрителей"1, - пишет В.Е.Гусев. Приведенная мысль имеет важное значение. Разделение и даже противопоставление понятий "народное" и "самодеятельное" привело к локализации последнего лишь в формах, не укладывающихся в рамки традиционного творчества. Последние же не рассматривались как вид самодеятельной практики, самодеятельного искусства. Опасность для судеб традиционного творчества таится, по словам С.Рождественской, в том, что "нередко искусственно размывается грань между самодеятельным (наивным, непрофессиональным) искусством и народным"2. Многие теоретики прикладного, изобразительного творчества разделяют мнение о необходимости проведения подобной грани3. Существует и иная позиция, согласно которой в современных условиях происходит диффузия между традиционным и современным, фольклорным и наивным, примитивным искусством и потому их не разделяют, не противопоставляют как более и менее ценные, а рассматривают как единое целое не нивелируя особенностей4. Общая самодеятельная природа современного и традиционного творчества, о которой заговорили в 90-е годы, стала отражением изменений, которые происходили в целом в народной культуре. Однако понятия "народное" и "самодеятельное" употреблялись нередко как разнопорядковые, отражающие якобы разные стороны явления. Естественно, что традиционное искусство, фольклор не ассоциировались с понятием "самодеятельное".
1 Гусев В.Е. Эстетика фольклора. Л., 1967. С. 269.
2 Рождественская С. О народном искусстве в современном мире//Народное при
кладное искусство. Актуальные вопросы теории развития. Рига. 1989. С. 23.
3 См.: Шкаровская Н.С. Народное самодеятельное искусство. Л., 1975; Некрасова
М.А. Народное искусство как часть культуры. М., 1983; Вагнер Г. О соотношении
народного и самодеятельного искусства//Проблемы народного искусства. М., 1982;
и др.
4 См.: Семенова Т. Народное искусство и его проблемы: Очерки. М., 1977. С. 232.
Уход от подобного признания или же его игнорирование породили ряд эстетических проблем в понимании современного народного художественного творчества.
Проблемы эти связаны, с одной стороны, с преувеличением роли и значения традиционных фольклорных форм творчества и известной дискредитацией форм инновационных и художественной самодеятельности, с другой — со смещением акцента в сторону поддержки художественной самодеятельности, на воссоздание в ее же формах фольклоризма, трактуемого как традиционный фольклор. Все эти проблемы восходят к продолжающейся путанице в употреблении понятий "самодеятельный" характер и "художественная самодеятельность" как однопорядковых.
Художественная самодеятельность — один из пластов народной культуры (о тавтологичности этого термина, его известной неадекватности обозначаемому явлению говорилось ранее). Самодеятельный характер присущ всем видам народной культуры, ибо она результат свободного, творческого, сущностного проявления человека, побуждаемого личностными механизмами к самореализации. Самодеятельность как важнейшее свойство народного творчества рассматривается как данность лишь художественной самодеятельности. Основная особенность последней заключается, по мысли В.Новийчук, в репродуктивности, "которая адаптируется инстинктивно осознанными потребностями и установками самодеятельных артистов"1. Потребности и установки могут и должны быть отнесены, безусловно, не только к самодеятельным формам организованного творчества, но и творчества фольклорного и бытового. Эти потребности в самодеятельности проявляются у носителя фольклорной и современной художественной традиции, его творческая самодеятельность является результатом такой потребности. Народное художественное творчество в его историческом понимании — результат и процесс самодеятельности и этнической самоидентификации человека в наиболее универсальной форме. Поэтому любой вид творчества является самодеятельным по существу, по своему личностному смыслу. Возможны индивидуальные и коллективные способы самодеятельности, которые могут быть связаны с формами художественной самодеятельности, а могут проявляться (или не проявляться) в бытовом любительском творчестве, неофольклоре, традиционном фольклоре. Для каждого из них, например для традиционного фольклора — устно-поэтического, музыкально-вокального, изобразительного, способ самодеятельности универсален, подразумевает постоянную связь индивидуального и коллективного творческого процессов, совершаемых раздельно или одновременно. Универсальность является внутренней чертой любого из этих процессов.
1 Восточнославянский фольклор. Словарь научной и народной терминологии. Минск, 1993. С. 305.
156 Раздел!!. Лекция 10
__
Любительская природа народного творчества 157
' —ч ТТРКТТИЯ 10