Поддержка, сохранение, возрождение традиционной культуры тесно связаны с необходимостью объективно разобраться в социальном смысле этого процесса, его синхронизации и взаимодействии с другими процессами, протекающими в культуре современного общества.
Проявляющаяся порой своеобразная эйфория от якобы безграничных возможностей традиционной культуры, ее соответствия тем реалиям жизни, в которых оказался человек на пороге третьего тысячелетия, наталкивается на противоречивость ситуации: возможен ли примат традиционного над цивилизационным, а древних культурных систем над современными? Каковы роль и место традиционной культуры в современном урбанизированном и информатизированном мире?
В данном курсе лекций сделана попытка ответить на эти и многие другие вопросы, связанные с народной художественной культурой, вскрыть причины, мешающие восстановлению былого могущества традиций, фольклора.
Очевидно, что снижение роли традиционной культуры в жизни человека приняло общепланетарный, объективный и, возможно, необратимый характер.
Однако социальные, экологические, этнические потрясения, предшествовавшие XXI в., вынуждают обратиться к гуманистическим возможностям традиционной культуры, с ее помощью найти баланс между экономическим, техническим развитием человечества и гуманистическим, нравственным воспроизводством человека как человека культуры. Механизмы функционирования традиционной культуры оказываются способными решить эту задачу. В то же время ни одна система культурной адаптации и социализации личности, внедрявшаяся с различной периодичностью с древности до наших дней, не выдержала проверки в полном объеме, не стала общепринятой. В лучшем случае она срабатывала в ограниченном пространстве, в небольшой социальной группе, на определенном историческом отрезке времени. Перед человечеством же всегда стояла задача — обеспечить оптимальные условия для жизни и духовного развития всех людей.
Цивилизация сформировала конгломеративную, маргинальную культуру городов и деревень. Случилось это и в результате вытеснения традиционных форм архаической культуры из активной жизни. Ее средства не обеспечивали решения грандиозных гуманистических задач.
Заключение
Заключение
Такова, в частности, идея о богоподобном сверхчеловеке, господствовавшая в эпоху Возрождения, такова концепция, связан ная с приобщением всех людей к профессиональному искусству, классической художественной культуре, реализовывавшаяся в советское время. Однако и система эстетического всеобуча, основанная на ознакомлении с образцами художественной культуры, не смогла решить поставленных перед ней задач.
Между тем постепенно, а затем начиная с XIX в. все более стремительно общество утрачивало механизмы традиционного воспроизводства личности. Индивид становился потребителем массовой культуры, терял способность быть ее субъектом, утрачивал вкус к культурно-регенерационной самодеятельности.
Конфликт между культурой и личностью, обозначившийся на макроуровне в конце XIX - начале XX в. проистекал, в частности, из неспособности традиционных форм деятельности предоставить личности запрашиваемый ею набор благ. Не обеспечивая этого, культура ограничивает человека первичными культурными ценностями.
Традиционная художественная культура в течение тысячелетий помогала человеку в выживании, познании законов природы, передавала от поколения в поколение опыт и навыки, как лучше и быстрее поймать рыбу, загнать в сети зверя, вырастить урожай. Она адаптировала человека к жизни, запоминала и систематизировала знания, хранила их, становясь источником прогресса. Культура вбирала и передавала нормы отношений человека к окружающему, природе, другому индивиду. Она очеловечивала эти отношения, делала их приемлемыми для общежития. Образцы народной культуры выступали долгое время в качестве единственного, а затем одного из возможных нравственных императивов.
В России до середины XX в. традиционные нравственные заповеди (любовь к труду, к ближнему, не навреди, не убий) действовали на уровне общепринятых законов. Нужно констатировать высочайшую нравственную регулятивную эффективность народной культуры. Однако на определенном^этапе цивилизации роль хранителя информации, опыта, их фиксатора стали значительно эффективнее осуществлять наука, письменность, книги. Постепенно отошла на вторые позиции роль народной культуры, связанная с непосредственным участием в организации трудовой деятельности, в передаче и сохранении знаний, информации. Но осталась незыблемой ее роль в культурной самоидентификации и нравственной социализации человека.
В связи с этим необходимо знание социальных механизмов, обеспечивающих включенность традиционных форм культуры в современные цивилизационные процессы. Эти механизмы не всегда "срабатывают" в новых структурах культуры, ориентирующейся на передачу интеллекта, знания, информации, но не обеспечивающей ей достаточной социально-психологической закрепляемое™. Человек не усваивает в естественной форме привлекательность постулируемых норм, правил, заповедей, их нравственно-психологический императив. Цивилизационные формы культуры формируют маргинальное сознание, неадекватное поведение, компромиссность и расслоение нравственности.
Народная культура формирует своеобразный нравственный и эстетический защитный слой. Тем не менее при всей очевидности важной роли, которую выполняла традиционная художественная культура, на определенном историческом этапе она вступила в конфликт с запросами человека. Произошло это в силу глобальных социально-экономических, культурно-идеологических, демографических причин, кардинальных изменений в сфере бытования этноса. Способствовали этому и специальные меры, направленные против ее развития и укрепления. Все это создало неблагоприятный фон, существование которого в течение долгого времени привело ко многим утратам в культуре российских этносов, интернационализации ее важных сторон и свойств, размыванию традиций. Небрежение и скептическое отношение к фольклору, народной культуре, порой их открытое изгнание из обихода ударило по межнациональным отношениям, культурно-экологической защищенности, по нравственно-эстетической культуре. Поколения, выросшие на размытых ценностях массовой культуры, кича, не знающие и не понимающие этнической культуры, не приобщенные по-настоящему к художественному творчеству, превратились в людей антикультуры, агрессивно настроенных по отношению к основополагающим нравственным ценностям.
Постепенное возвращение народной культуры в качестве исходной, базовой этнопедагогической системы продиктовано признанием ее высокой эффективности, экологичности, демократичностью и открытостью для внедрения в массовую практику.
Народная художественная культура в России в конце XX в. переживает один из сложнейших и противоречивых этапов своей многовековой истории. С одной стороны, наблюдается бурное возрождение интереса к национальным корням культуры, рост национально-культурного самосознания, возрождение промыслон, фольклорных коллективов, создание многочисленных государст
278 Заключение
Заключение 279
венных, общественных и коммерческих образований в фольклор ном движении. С другой стороны, налицо хаотичность, разобщс 11 ность в действиях, неясность целевых установок у практиков, вы холащивание из фольклора его философеко-мировоззренческип основы и превращение в эстетствующее развлечение, его усилен ная и не всегда оправданная коммерциализация.
Многие жанры фольклора, прикладного и декоративного твор чества подошли к опасной черте бесследного и безвозвратного ис чезновения или же к такой форме перерождения, при котором они теряют свой подлинный смысл. Миграция традиций, долгое время рассматривающаяся как основной путь возрождения народной культуры, привела к их нивелировке и утрате первоначального смысла. Процесс миграции традиций сегодня переживает непростой момент своего переосмысления.
Современное состояние народной художественной традиции породило немало принципиальных вопросов, ответов на которые ни фольклористика, ни теория народного искусства не могут дать. Сделать этого они не могут в первую очередь потому, что до сих пор каждая часть народной художественной культуры рассматривается по отдельности, без учета ее естественной органической целостности и единства всех сторон. При этом в поле зрения исследователей и практиков до сих пор в основном попадает не весь пласт народной культуры, а в лучшем случае лишь ее архаическая (деревенская) крестьянская традиция. Фольклорная городская культура, имеющая свою богатую летопись, определившиеся формы и жанры бытования, пока не стала объектом основательного изучения. Более того, ей нередко отказывают в эстетической ценности и оригинальности, ее рассматривают как мутанта, который полностью подчиняется закономерностям архаического фольклора. Недостаточно исследуются неофольклорное творчество, художественная самодеятельность, которая весьма динамично меняет свои эстетические очертания.
Фольклористика также зауживает предмет.своего изучения, что приводит к локальности ее выводов; крайне робко использует новейшие научные методы, связанные с использованием современных технологий; не обеспечивает комплексности изучения своего предмета, о необходимости которой написано немало. Занимаясь исследованием отдельных фактов или сторон народной культуры, связанных прежде всего с ее невербальными проявлениями, фольклористика по существу как бы сознательно исключает из поля своего внимания пласт новых образований, фольклорных по характеру. Этот фактор требует расширения предмета фольклори-
стики, а значит, и точного наименования и состава явлений, включаемых в понятие "народное художественное творчество", учета его родозых свойств и характеристик.
С другой стороны, явно недостаточно работ теоретико-методологического характера по проблемам народной художественной культуры. Вопрос этот выходит за рамки чисто теоретического, ибо следует разработать стратегию ее развития и возрождения. Между тем фольклористами пока только лишь ставится задача превратить фольклористику "из науки описательной в науку аналитическую"1.
Среди фундаментальных тем, требующих осмысления, — место народной культуры в контексте общей культуры и духовной жизни современного человека; трансформации человеческого сознания в народной культуре как философско-мировоззренческой системе; механизмы возрождения фольклора в современной социоэтниче-ской ситуации. Не решенным остается вопрос о взаимосвязи народной и массовой культуры. Фольклористика обходит молчанием острейшие проблемы бытования фольклора в иноэтнических условиях. Что происходит, скажем, с русским фольклором в Казахстане, Прибалтике, на Украине? Этот вопрос обострен наличием массы национальных образований внутри других этнических структур. Отсутствие целенаправленной деятельности по сбору фольклорных материалов и использованию современных технологий приводит нередко к гибели ценнейших фольклорных собраний, архивных ценностей. Сложившаяся практика их сбора и хранения, традиционные методики обработки исключают возможность широко пользоваться накопленными ценностями ученым и практикам.
Необходима скорейшая компьютеризация фондов фольклора. Проблема эта весьма сложная, требует разрешения принципиально новых задач как в области теории и практики компьютеризации, так и самой фольклористики. При этом потребуются существенные материальные затраты в рамках общепринятой национальной программы. На сегодняшний день ни одному из действующих научных учреждений в одиночку эти задачи не решить.
При этом неверно представлять, что сегодня в обществе сложилось общее положительное отношение к фольклору, что оно готово принять его в качестве обязательной программы просвещения и обучения. Желаемое в этом отношении нередко выдается за
1 Экспедиционные открытия последних лет. Народная музыка, словесность, обря ды в записях 1970-1990-х годов: Статьи и материалы. Серия "Фольклор и фолькип ристика. СПб., 1996. С. 3.
^------------------------------------ 3°™°™™ _____________________
действительное. Достаточно вспомнить о больших сложностях с введением в школе уроков народной культуры, локализации ареалов ее бытования, старении носителей народных традиций и т.д.
Более того, образцы народной культуры, демонстрируемые средствами массовой информации, чаще всего представляют собой ее вторичные или авторские формы. Налицо пропаганда ценностей, из которых выхолощена их нравственная и духовная сущность.
Пласт народной культуры претерпел начиная с христианизации Руси ряд "революционных" потрясений, которые разрушили его целостность, системность, жесткую взаимосвязь элементов, обычаев, обрядов, праздников. Произошло это значительно раньше, чем Россия вступила в XX в. с его социальными потрясениями. Б.А.Успенский в работе "Роль дуальных моделей в динамике русской культуры" весьма точно описал диалектику и причинно-следственные связи этих потрясений, их результаты и влияние на культуру русского общества, начиная с замены пантеона языческих богов на богов греко-византийского происхождения, татарского нашествия, реформ Петра I, революции 1917 года и т.д.1
Традиционная культура по-своему "держала" эти удары.
Кризис в культуре и искусстве конца XX в. очевиден, хотя формы проявления этой кризисности весьма завуалированы, не бросаются в глаза, приняли "цивилизованные" формы. Бездуховность народа (при кажущейся возрастающей грамотности) также бесспорна. Углубляют кризисность и отсутствие основополагающей социальной идеи в развитии современной России и отчуждение народа от своих национальных традиций.
В преодолении этой ситуации может свое веское слово сказать традиционная художественная культура, ставшая реальным участником возвращения народу его исторической памяти и гордости. Сегодня не случайно ставится вопрос о новом прочтении народной художественной культуры.
Вопрос о выработке концепции или программы поддержки народной художественной культуры в общегосударственном масштабе стоит очень остро. Прежде всего необходимо определиться для чего, с какой целью, во имя решения каких задач необходимо возрождение народной культуры и ее ядра - традиционной культуры. Какие группы и слои населения требуют первоочередного внимания? Социологические опросы показывают, что значительная часть молодежи не испытывает потребности в общении с фольк-
1 См.: Успенский Б.А. Избранные труды. Т. 1: Семиотика истории. Семиотика культуры. М, 1994. С. 226-245.
Заключение 281
лором, не видит его привлекательности. Этот пласт культуры как бы выпадает из поля зрения ее эстетических интересов. Необходимо понимание причин невостребованности фольклора. В чем они - в неадекватности восприятия его или же в несоответствии его эстетических парадигм бытования современному менталитету человека?
Поиски ответа на эти вопросы тесно связаны с тем, какой фольклор, какие традиции и в каких формах сегодня могут возродиться, зажить в новых условиях, что нужно сделать, чтобы они не смотрелись "реликтами", музейными "реликвиями", а органично вплетались в жизнедеятельность человека. Ввести традиции в ткань современности, восстановить их так, чтобы они становились естественной нормой поведения человека, образом его жизни, народной философией — задача, требующая решения многих и теоретических, и практических вопросов.
Произошедшая канонизация фольклорной культуры — одна из серьезных опасностей, подстерегающая ее развитие. Фольклор — явление конкретно-историческое, созвучное реальной жизни, отражает ее, входит в ее плоть и дух. Восстанавливая, оживляя фольклорную культуру, приходится не только отбирать ростки, образцы, способные представлять интерес, но одновременно "модернизировать" их, приспосабливать к эстетическим, нравственным, духовным реалиям современности. Процесс этот требует вдумчивого, взвешенного подхода и чувства меры. )
На основе фольклора складывается индустрия кича, шоу-развлечений, усиливается его коммерциализация. Фольклорные коллективы, народные мастера становятся составной частью индустрии культурного обслуживания. Подобные тенденции в развитии фольклора становятся весьма распространенными. В то же время упрощенное понимание традиционной культуры, подражание, жесткое копирование ее архаических образцов не могут быть признаны бесспорными.
Слой "вторичного" фольклора, постепенно нарастаемый за счет деятельности разнообразных и многочисленных фольклорных коллективов, мастеров прикладного, декоративного творчества, начинает развиваться по своим законам. Необходимо поставить вопрос о постепенной рекультивации слоя первичного фольклора, бытующего в непосредственной сфере жизнедеятельности человека.
Проживание значительной части населения в условиях крупных и средних городов, формирование иной, чем в деревне, этнографической ауры обусловливают динамичный и противоречит.! и процесс переосмысления традиционной культуры и ее включение
282 Заключение
в новый социально-духовный контекст жизни. Вопрос, нередко возникающий при этом, — каковы могут быть формы народной художественной культуры, восстанавливаемые в городских условиях? Если для деревенских жителей аутентичные крестьянские образцы при известной их модернизации могут легко восстанавливаться, то для города эта проблема пока не находит своего приемлемого решения. На практике чаще всего внедряются и популяризируются образцы крестьянского происхождения. Насколько правомерен этот путь? Обозначенные проблемы при каждом новом приближении к ним открываются новыми гранями и глубиной. Таковы в целом диалектика познания и характер традиционной культуры.
Курс лекций, безусловно, оставил без ответа многие вопросы, по ряду из них лишь наметив подходы. А если он подвел к появлению самостоятельных вопросов и попыткам поиска ответов на них, то свою задачу автор может считать выполненной.
■ ЛИТЕРАТУРА
Аникин В.П. Теория фольклора: М., 1996.
Арнольдов А.М. Введение в культурологию: Учебное пособие. М., 1993.
Бакланова Т.И. Организация и научно-методическое обеспечение художественной самодеятельности: Учебное пособие/МГИК. М., 1992.
Белкин А.А. Русские скоморохи. М., 1975.
Борзое А.А. Народный танец на самодеятельной сцене: Учеб.-метод. пособие. М., 1986.
Власов В.Г. Стили в искусстве: Словарь. Архитектура, графика, декоративно-прикладное искусство, живопись, скульптура. Т. 1. СПб., 1995.
Громыко М.М. Мир русской деревни. М., 1991.
Гусев В.Е. Русская народная художественная культура: Теоретические очерки. СПб., 1993.
Каргин А.С. Воспитательная работа в самодеятельном художественном коллективе: Учебное пособие. М., 1986.
Каргин А. С. Народное художественное творчество. Структура. Формы. Свойства. М., 1990.
Каргин А.С. Самодеятельное художественное творчество. История, теория, практика: Учебное пособие. М., 1988.
Кирсанова Р.М. Костюм в русской художественной культуре 18 — первой половины 20 в.: Опыт энциклопедии. М., 1995.
Климов А.А. Основы русского народного танца: Учебное пособие. М., 1994.
Народные знания. Фольклор. Народное искусство. М., 1991. — (Свод этнографических понятий и терминов; Вып. 4).
Некрасова М.А. Народное искусство как часть культуры: Теория и практика. М., 1983.
Орлова Э.А. Введение в социальную и культурную антропологию. М., 1994.
Пармон Ф.М. Композиция костюма: Учебник для вузов. М., 1997.
Прокофьев Ф.И. Художественное творчество в условиях развитого социализма. Киев, 1978.
Путилов Б.Н. Фольклор и народная культура. СПб., 1994.
Рождественский Ю.В. Введение в культуроведение: Учебное пособие. М., 1996.
Руднева А.В. Русское народное музыкальное творчество: Очер по теории фольклора. М., 1994.
Русская художественная культура второй половины XIX века Диалог с эпохой. М., 1996.
Самодеятельное художественное творчество в СССР: Очер* истории 1930-1950 гг. В 2 кн./Гос. ин-т искусствознания. М., 1995.
Степанов Ю.С. Константы: Словарь русской культуры. Опыт исследования. М., 1997.
Суховей А.Ф. Развитие художественной культуры в советскую эпоху. Екатеринбург, 1996.
• |
Художественная культура и просвещение России XX века: Учебное пособие. Екатеринбург, 1995.
. |
СОДЕРЖАНИЕ
От автора ........................................................................................ 3
Введение. Предмет, теоретические основы и задачи курса.......... 8
Раздел I. Народная художественная культура
как предмет изучения...................................................... 20
Лекция 1. Народная художественная культура в структуре
культуры общества.................................................... 25
Лекция 2. Структура народной художественной культуры...... 43
Лекция 3. Ценностная система архаической культуры
в современной народной культуре............................ 55
Лекция 4. Народная художественная культура города............. 70
Лекция 5. Взаимодействие искусств в традиционной
художественной культуре.......................................... 89
Лекция 6. Сущность и функции народной
художественной культуры....................................... 100
Лекция 7. Профессиональный статус носителей и
специалистов народной художественной культуры.... 118
Раздел II. Родовые свойства народного художественного
творчества...................................................................... 132
Лекция 8. Диалектика индивидуального и коллективного, утилитарного и эстетического в народной
культуре.................................................................... 135
Лекция 9. Самодеятельный характер народного
художественного творчества................................. 151
Лекция 10. Любительская природа народного
художественного творчества................................. 156
Лекция 11. Национальные формы народного
художественного творчества................................. 163
Лекция 12. Массовый характер народного
художественного творчества................................. 171
Раздел III. Формы художественно-творческой деятельности
в народной культуре................................................... 176
Лекция 13. Фольклор в контексте народной культуры........... 182
Лекция 14. Народное декоративно-прикладное искусство..... 202
Лекция 15. Художественная самодеятельность
в структуре народной культуры............................ 216
Лекция 16. Бытовые формы народного художественного
творчества............................................................... 229
Лекция 17. Взаимодействие художественной самодеятельности
и профессионального искусства.......................... 240
Лекция 18. Взаимосвязь фольклора и художественной
самодеятельности.................................................. 252
Лекция 19. Диалектика отношений фольклора
и профессионального искусства........................... 266
Заключение...................................................................................... 275
Литература..................................................................................... 283