Точка в сердце


Вопрос о том, кто может изучать науку каббала, является одним из самых распространенных и интригующих. Когда об этом спросили рава Кука (1865 – 1935гг.), великого каббалиста, первого главного раввина Земли Израиля, его ответ был прост: «Каждый, кто хочет». /5/ Каждый, кто хочет знать, что? - спросите вы. И получите ответ: «Каждый, кто хочет открыть, для чего он живет».

Единственная самостоятельная проверка, которую должен пройти человек прежде, чем он идет учить каббалу, - это понять, есть ли у него желание познать цель жизни. Есть у тебя такое желание? Ты можешь учиться! Человек приходит к науке каббала в поисках нового взгляда на жизнь. Подсознательно он чувствует, что ответы на вопросы, которые волнуют его, находятся уровне на более глубоком, чем обыденная жизнь в нашем мире.

Незамысловатый ответ рава Кука на вопрос о том, кто же может изучать науку каббала, включает в себя большую глубину. Чтобы прочувствовать хотя бы немного всю глубину его ответа, необходимо понять ведущую роль желания в жизни человека, понять причины, приводящие нас к постижению цели жизни благодаря росту желания.

Желания не появляются внезапно, из ниоткуда. Они неосознанно возникают внутри нас и всплывают на поверхность только после того, как сформировались. До этого мы или не ощущаем желаний, или, что происходит чаще всего, ощущаем общую тревогу. Всем нам знакомо это чувство, когда что-то хочешь, но что именно, не знаешь.

Платон сказал: «Необходимость – мать изобретений», - и был прав. Каббала объясняет нам, что наша способность что-либо выучить всегда зависит от нашего желания учить это. Желание является движущей силой. Формула проста: желая что-либо, мы делаем все возможное, чтобы добиться желаемого. Мы находим время, мобилизуем силы и приобретаем необходимые навыки. Вот и выходит, что в основе любых перемен лежит желание.

Более того, эволюция наших желаний определяет и формирует не только судьбу отдельного человека, но и историю всего человечества. Рост и развитие желаний заставляли людей исследовать окружающий мир, чтобы реализовать свои стремления. В отличие от неживой, растительной и животной природы люди постоянно развиваются. В каждом поколении и в каждом человеке желания растут и развиваются.

Согласно науке каббала, желание является двигателем изменений. Развитие желания происходит по пяти стадиям - от нулевой до четвертой. Каббалисты называют этот двигатель также «желанием получать наслаждение», или просто «желанием получать». На каждом уровне, от нуля до четырех, желание получать возрастает и нуждается во все большем наполнении, количественном и качественном. Когда наука каббала зародилась в древнем Вавилоне (около 4000 лет назад), желание получать находилось на нулевом уровне. Сегодня мы находимся на четвертом, самом значительном этапе развития желания получать.

Какой механизм заставляет наше желание подниматься на новую стадию в своем развитии? Каббалисты пишут, что механизм прост: как только наше желание получает свое наполнение, оно перестает быть желанием. Наслаждение, которое заполняет желание, отменяет его. А если желание к определенному наполнению отменено, мы уже не в состоянии получать от него наслаждение. В каббале этот принцип называется «наслаждение аннулирует желание».

Представьте себе ваше любимое блюдо. Вы в шикарном ресторане, расслабились в удобном кресле, вежливый официант приносит ваше любимое блюдо. О-о-о! Какой знакомый восхитительный аромат! Вы уже наслаждаетесь? Конечно. Однако в тот самый момент, как только вы приступаете к еде, наслаждение начинает постепенно уменьшаться. Чем больше вы насыщаетесь, тем меньше удовольствия испытываете от еды. И вот вы наелись и уже не получаете удовольствия от еды. И прекращаете есть.

Мы перестаем поглощать пищу не потому, что наелись, а потому, что когда желудок наполнен, еда больше не доставляет удовольствия. Это «ловушка» желания получать: в ту минуту, когда оно получает желаемое (наполнение), оно уже не наслаждается им и не хочет его (см. схему 1).


мера удовольствия интенсивность желания

наполнение

желание

Схема 1

Поскольку жизнь без наслаждений невозможна, постоянно мы вынуждены искать новые, все более ощутимые наслаждения. Так мы развивались от поколения к поколению, от таких простых основополагающих желаний, как пища, секс, семья, кров, до более сложных: почести, слава и знания. На каждом этапе появлялись новые желания, но и они не удовлетворяли нас. Чем большего человек желает, тем более опустошенным себя чувствует, а заполняющая его пустота порождает в нем все большее разочарование.

В наши дни мы находимся на самой сильной ступени желания. Поэтому неминуемо приходим к выводу, что сегодня мы удовлетворены меньше, чем когда-либо, несмотря на то, что мы имеем гораздо больше, чем наши предки. Противоречие между тем, что у нас есть, с одной стороны, и постоянным ощущением недостатка, с другой, является сущностью современного кризиса. По мере роста наших желания, углубляется пустота внутри нас, и, как результат, кризис продолжает обостряться.

Теперь становится понятным, почему рав Кук утверждал, что желание понять смысл жизни является условием для изучения науки каббала. Пока у нашего желания получать было наполнение, оно подталкивало нас и придавало нашей жизни вкус. Однако в наши дни, после десятков тысяч лет развития, когда желание достигло последней ступени и уже не видит перед собой ничего, чем можно наполнить себя, все больше и больше людей задают себе вопрос о смысле жизни. Этот вопрос поднимается над самой нашей жизнью - это, по сути дела, начало нового желания, а именно, желания раскрыть духовную и вечную реальность. Как сказал рав Кук, если это желание раскрывается в сердце человека, он уже может учить науку каббала.

Это новое желание познать духовное в науке каббала, называется «точкой в сердце». Сердце в каббале символизирует материальные желания в человеке, а точка - это новое желание, пока еще очень маленькое, к раскрытию смысла жизни.

Проверь себя:

· Кто может изучать науку каббала?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: