Труды Бааль Сулама

Революционная точка зрения науки каббала на мироздание, отличающаяся от остальных учений, не однажды приводила к гонениям на каббалистов или, по крайней мере, к откровенному пренебрежению ими в общинах, где они жили и работали. Как и все предыдущие каббалисты, рав Ашлаг тоже не был избалован отношением общества к его учению и книгам. Когда в 1954 году он умер, мало кто знал о его книгах и еще меньше было тех, кто продолжил изучать их.

В предисловии к книге «Последнее поколение» профессор Элиэзер Швейд (лауреат Государственной премии Израиля в области истории еврейской мысли) с большим волнением описывает обстоятельства, приведшие к непопулярности рава Ашлага при его жизни:

«Не трудность понять глубину его мыслей, и не тяжеловесность слога привели к этому. Напротив, рав Ашлаг обладал редким даром расшифровывать тайны. Его речь ясна и понятна настолько, что каждый читатель правильно понимает написанное.

Рав Ашлаг прилагал усилия быть известным многим, чтобы принести освобождение миру. Однако он говорил от себя самого и обращался непосредственно к каждому из своего народа, минуя партии и посредников.

Принадлежа к определенной еврейской общине, он не стал ни ее представителем, ни представителем какого-либо государственного учреждения, а также ни одна организация не стояла за ним.

Это была цена, которую заплатил рав Ашлаг за честность, открытость, свободу мыслей и мужество. Благодаря этому его труды не оказались заложником близорукой государственной идеологии тех времен, они остаются столь же актуальными и убедительными сегодня, как и тогда, и, возможно, даже более, поскольку многое из того, что он предвидел, сбылось в наше время, а его объяснения не устарели и служат надежным инструментом для того, чтобы справиться с вызовами, которые будущее бросает всему человечеству»...

И действительно, начиная с 1995 года, как и предвидел Бааль Сулам, интерес к его трудам и учению начал расширяться и усиливаться. Глобальный мир, который раскрывается перед нашими глазами, и новые проблемы, стоящие перед ним, еще больше подчеркивают актуальность и важность книг Бааль Сулама. Они являются единственным путем решения всех проблем, как личных, так и х общечеловеческих.

Бааль Сулам много писал. На протяжении его жизни и после смерти были опубликованы десятки написанных им статей. Рав Ашлаг писал также комментарии к трудам других каббалистов и даже издавал каббалистическую газету «А Ума» («Народ»). Два его произведения - плоды долгих лет работы, каждое из которых состоит из более чем тысячи страниц, - это «Комментарий Сулам ("Пируш Асулам") к Книге Зоар» и «Учение десяти сфирот» («Талмуд Эсер Асфирот»), являющийся комментарием к трудам АРИ.

Огромные усилия вложил Бааль Сулам в написание комментария к Книге Зоар. Его ученики рассказывают, что каждый день долгими часами он сидел и писал, пока не засыпал с ручкой в руке, и трудно было вынуть ее из его сцепленных пальцев.

Значение, которое придавал Бааль Сулам изданию «Комментария Сулам к Книге Зоар», исходило, в первую очередь, от важности самой Книги Зоар. Особая духовная сила заложена в «Зоар», и нет ей равных ни в одном из каббалистических источников. Это вызвано тем, что «Зоар» - предназначена для исправления желания получать на последней и самой ответственной стадии развития этого желания, которое окончательно сформировалось в наши дни. Вот почему столько сил Бааль Сулам вкладывал в написание «Комментария Сулам к Книге Зоар».

Большая часть Книги Зоар написана на арамейском языке и полна житейских историй. Поэтому очень легко неверно истолковать ее и сбить с толку других, что и случалось неоднократно в истории. Чтобы убрать это препятствие, Бааль Сулам составил комментарий Книги Зоар на иврите, все примеры и притчи он объяснил в соответствии с языком сфирот так, чтобы нельзя было ошибиться в их понимании.

Но работа Бааль Сулама не закончилась написанием «Комментария Сулам». Находясь на той же духовной ступени, с которой написана Книга Зоар, Бааль Сулам упорядочил свой комментарий так, чтобы влияние Книги Зоар на наши души было максимально эффективно.

Как уже было сказано, еще одним значительным произведением Бааль Сулама, кроме «Комментария к Книге Зоар», стало «Учение десяти сфирот» - комментарий к трудам АРИ. Также как Комментарий Сулам, «Учение десяти сфирот» - это широкая и всесторонняя работа, насчитывающая тысячи страниц. Книга в мельчайших деталях описывает строение духовных миров и их развитие от замысла творения до нашего мира. Как в «Комментарии Сулам», так и в «Учении десяти сфирот», Бааль Сулам скрупулезно стремился толковать источники так, чтобы не возникла опасность материализовать описанное в них.

Книга «Учение десяти сфирот» написана как учебник. Она состоит из 16 частей, разделенных на главы и параграфы. В конце каждой части есть особая глава, обобщающая весь изученный материал, а также словарь терминов, вопросы по пройденному материалу и ответы на них. Построение «Учения десяти сфирот» в форме учебника указывает на научный подход Бааль Сулама к изучению каббалы.

Кроме «Комментария Сулам» и «Учения десяти сфирот», Бааль Сулам написал еще десятки статей. Важнейшие из них - это статьи, собранные в книгу «Дарование Торы», четыре предисловия к «Комментарию Сулам к Книге Зоар», «Введение в науку каббала», «Введение в Книгу Зоар», «Предисловие к Книге Зоар», «Введение в комментарий Сулам». В статье «Дарование Торы» и других опубликованных работах он объясняет духовный путь человека от начала и до конца. В своих сочинениях Бааль Сулам описывает ясную, действенную, доступную каждому методику духовного постижения.

Проверь себя:

· Каковы три главные характеристики «Комментария Сулам к Книге Зоар»?

· О чем идет речь в «Учении десяти сфирот»?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: