О ВНУТРЕННЕМ ХРИСТИАНСТВЕ
Протоиерей Иоанн Журавский
Тайна Царствия Божия или Забытый Путь опытного Богопознания
От издателей
Маленькое предисловие. Суть этих "Опытов" заключается в скромном желании дать читающему не "систему" светлых мыслей Отцов о Дивном Боге, а почувствовать сердцем этого бесконечно близкого и живого Бога
· ГЛАВА 1. Тайны Царствия Божия — только верою прозревшим.
· ГЛАВА 2. В христианском человечестве "верою прозревшее" было Восточное иночество, — в нем и хранились Тайны Царствия Божия.
· ГЛАВА 3. Отличие Западного монашества от Восточного. В Восточном монашестве сокрыты тайны конца...
· ГЛАВА 4. Восточное монашество хранило в себе Тайну начала Нового Бытия и конец старого.
· ГЛАВА 5. Современное Восточное Монашество утеряло Тайну Нового Бытия, которая скрывалась в "Умном делании" и обрекло себя на уничтожение. Потому духоносных руководителей не стало и нам нужно спасаться Писаниями Отцов и молитвенными слезами.
|
|
· ГЛАВА 6. Святые Отцы опытно знали Тайну спасения человека и создали о сем опытную науку, т. н. науку о "Трезвении". Сущность трезвения..
· ГЛАВА 7. Святоотеческое учение о "трезвении" начинается с познания Нашей "умной природы", умерщвленной грехом в Адаме, и указания средства, приводящего к Воскресению. Простота, доступность и величие средства.
· ГЛАВА 8. Святоотеческое учение о трезвении есть величественное Таинство, которое раскрывается вступившим на путь покаяния и веры, на путь возрождения. Сущность возрождения Души.
· ГЛАВА 9. Отцы были искатели своей Души — умной Божьей Красоты — и обретали ее на пути умного труда, — обретали Ангельское житие на земле и Вечную жизнь.
· ГЛАВА 10. Призыв Отцов к стяжанию своей Души, к стяжанию Бога — умным трудом, умной молитвой.
· ГЛАВА 11. Отцы не только призывают, но и умоляют нас усердно приняться за сей умный труд, за непрестанное призывание Имени Божия. Этим деланием ум обретает Душу, а Душа — дивного Бога. Гимн Имени Божьему.
· ГЛАВА 12. О Душе или "Умной Сущности" по разуму Отцов. Уяснение нашей Умной Природы, ее болезни, данного Богом врачевства и способа усвоения сего врачевства.
· ГЛАВА 13. Заниматься "Умным деланием" возможно и в миру. Утешительный, благословенный пример. Главное условие "умной молитйы": "Береги свой ум", наши благодатные наставники этому деланию: писания Отцов и скорби.
· ГЛАВА 14. Умное делание начинается с покаяния. Сущность Покаяния по разуму Отцов.
· ГЛАВА 15. Внутренняя работа духа начинается с внешнего: сначала призывать непрерывно Имя Божие устами.
|
|
· ГЛАВА 16. Непрестанная молитва стяживается ЧАСТЫМ призыванием и благодатью Страха Божия. Плоды правильной и неправильной молитвы. Благодатное действие умной молитвы на всего человека.
· ГЛАВА 17. Умная частая молитва приводит ко вниманию. А основа внимания — Страх Божий и неспешность в молитве.
· ГЛАВА 18. Умная молитва — Тайна, сокрытая от веков. Душа — Умная Херувимская Колесница, носящая эту Тайну слова во всех своих трех природах: в телесной, умной и духовной, и это — дело райское.
· ГЛАВА 19. Умная работа духа: "Беречь свой ум" — путь узкий и тесный, путь мученический. Сущность умного мученичества.
· ГЛАВА 20. Умная молитва — Тайна Царства Божия, Сокровенная Заповедь, Высший Дар Любви Божией — воспринимается только верою и покаянием и рождает вечное славословие Божьей Любви Небесного Бога.
· ГЛАВА 21. Гимн молитве Иисусовой. Песнь св. Симеона Солунского. Прикровенное слово о сей молитве еп. Игнатия Брянчанинова. Вдохновенный гимн - призыв св. Димитрия Ростовского
· ГЛАВА 22. Умная молитва - драгоценный залог любви христовой, дарованный возлюбившей душе в утешение в ее земной юдоли скитания. Наветуется сей залог древним мысленным разбойником, искусснейшим и завистливым вором. Спасительный способ св. отцов, коим сохраняется сей залог.
· ГЛАВА 23. Заключительная Песнь Преблагословенной Виновнице "Умного Пути" Пресвятой Деве и Матери Божией.
· Из дневника старого священника.
От издателей
Приснопамятный, глубоко почитаемый протоиерей Иоанн Журавский (1867—1964?) прожил долгую жизнь и много потрудился во славу Божию для Святой Православной Церкви. Его служение проходило в Латвии и много способствовало укреплению и распространению там Православия. Это был поистине духоносный пастырь, "золотой батюшка", — как его называли. Сейчас поставлен вопрос о его канонизации.
Книга о. Иоанна "О внутреннем христианстве" посвящена Иисусовой молитве, "умному деланию", практика которого ныне во многом утрачена. К сожалению, авторский оригинал книги утерян, и она сохранилась лишь в "списках", в которых встречаются, неизбежные в подобных случаях, разночтения, а то и привнесения. В нашем издании использовано два взаимодополняющих "списка", и мы надеемся, что таким образом оно приобрело достаточную полноту. Простите нас, дорогие читатели, за возможные упущения.
Светлая память батюшке о. Иоанну.
Да хранит всех нас милосердный Господь!