Never Say Die

Наивысшее место в хит-параде Великобритании: 12
Количество недель в ТОР-10: -
Дата релиза в Великобритании: октябрь 1978
Наивысшее место в хит-параде США: 69
Количество недель в ТОР-10:-
Дата релиза в США: октябрь 1978
Место записи: Sound Interchange Studios, Toronto.
Продюсер: Black Sabbath
1. Never Say Die (Iommi - Butler - Ward - Osbourne) 3:47
Эта композиция увидела свет на предваряющем выход альбома сингле в мае 1978 года, поднялась на 21 место национального хитпарада, став по данному показателю высшим достижением группы после песни "Paranoid" (4 место). Динамичные вступление и запев чередуются с более разряженным куплетом, присутствует в песне и фирменный "саббатовский" "тихий" фрагмент с выдвинутым на передний план гитарным перебором. Собственно, это - далеко не лучшая песня группы (пожалуй, она не вошла бы даже в 20 лучших вещей "Саббат"), просто по набору некоторых признаков она оказалась тем музыкальным ширпотребом, что так по душе массовому слушателю. В итоге сказанного выше коллектив во второй раз в своей карьере попал в телепередачу "Top Of The Pops". Но эффект от появления на центральном канале британского ТВ оказался мизерным. К тому моменту наш герой и его друзья уже мало кого интересовали, они вышли из моды будто старый фасон ботинок. На музыкальном Олимпе царили новые герои - панки, заслуги рок-ветеранов остались в прошлом.

2. Johnny Blade (lommi - Butler - Ward - Osbourne) 6:28
Если абстрагироваться от столь непривычного по саунду да и мелодике синтезаторного вступления, то перед нами достаточно типичный для группы музыкальный продукт, представленный с использованием очень уж нетипичных для "Саббат" звуковых тембров. Есть предположение, что поиск новой звуковой картинки был предпринят музыкантами, чтобы остаться актуальными в условиях изменившегося музыкального рынка.

3. Junior's Eyes (lommi - Butler - Ward - Osbourne) 6:42
И снова абсолютно неожиданное начало, будто исполнить вступление "Саббатам" помогают какие-то другие музыканты. Правда, после того как на 47 секунде запевает Оззи, все более или менее встает на свои места. Очень простая, разряженная аранжировка куплета с динамическими и мелодическими кульминациями на припевах - в общем, традиционная для группы структура и мелодика, как и в предыдущем номере выполненная другим звуком и в ином инструментальном ключе. Больше всего поражает игра Айомми - напомним, что играющий здесь в основном партию ритм-гитары гитарист плел супервиртуозные кружева на альбоме "Sabbath Bloody Sabbath", a впоследствии был удостоен титула лучшего хард-рокового гитариста! Вспоминая слова Тони о том, как на "Technical Ecstasy" хорошо игралось "под банкой", хочется грустно пошутить: "лучше бы ты был пьян во время записи и этих песен".

Существует мнение, что текст композиции посвящен отцу Оззи Осборна.

4. A Hard Road (Iommi - Butler - Ward - Osbourne) 6:02
Больше всего эта песня напоминает продукцию незабвенной рок-группы "Sweet". Заметьте, на этом альбоме мы уже который раз "не узнаем" манеру исполнения "Саббатов". Если это - эксперимент с музыкальным стилем, то почему такой беспомощный и даже примитивный? А может все объясняется гораздо проще? Может музыканты просто не горят своими новыми произведениями, а потому "балуются", исполняя их в разной манере? Похоже, ясность с восьмым студийным альбомом возникает после признания Тони Айомми, сделанного в 1989 году в интервью журналу "Metal Hammer": "... "Never Say Die"получился такой неудачный, потому что Оззи совсем не хотелось петь с нами, а нам очень не хотелось ему аккомпанировать. Мы на скорую руку слепили несколько песен, и не успели опомниться, как альбом уже продавался на каждом углу". Кроме всего прочего, теперь группе не хватает лаконичности - раньше они могли уложить в две с половиной минуты явный хит, а теперь растянули на шесть минут третьестепенную подделку.

5. Shock Wave (Iommi - Butler - Ward - Osbourne) 5:14
Опус выдержан в старом духе с поправками на "новое" звучание, однако в мелодическом плане он абсолютно неинтересен.

6. Air Dance (Iommi - Butler - Ward - Osbourne) 5:16
Попытка записать балладу в целом удалась, хотя эксперименты нового времени вроде околоджазовой гармонизации и ее сопряжения с основным музыкальным направлением группы интересны разве что упертым меломанам, любители "Саббата" и стиля хард-рок их вряд ли одобрят. Существует версия, что эта песня с вокалом Дейва Уолкера получилась в свое время намного эффектней, чем с голосом Осборна.

7. Over To You (Iommi - Butler - Ward - Osbourne) 5:17
Айомми и Батлер буквально вымучивают композиторские решения и вынуждены повторяться - ходы фактически те же самые, лишь чуть изменены темп и аранжировки. Из-за этого непосвященному человеку кажется, что перед ним новый номер, а на самом деле это -практически калька с "Shock Wave". Ни дать, ни взять - музыкальные "наперсточники". В творческом плане настолько "кисло", что отсылаем к комментариям опуса №5.

8. Breakout (Iommi - Butler - Ward - Osbourne) 2:35
Один мой знакомый сгоряча назвал этот номер "...полным отстоем". Наличие духового оркестра ошеломило и самим фактом присутствия и резким диссонирующим звучанием. Мелодии нет. Никакой. А потому абсолютно непонятно: ради чего все это? Может они поспорили на что? А может, по ошибке на диск попала инструментальная пьеса какой-то другой команды?

9. Swinging The Chain (Iommi - Butler - Ward - Osbourne) 4:18
Билл Уорд решил вновь взять на себя партию основного вокала, как и на "Technical Ecstasy". В отличии от первого опыта получилось отвратительно. Батлер утверждал, что записаться Билла они уговорили после того, как днем, придя в студию, обнаружили на полу мер-вецки пьяного Осборна, который спал в обнимку с бутылкой и "забыл" пойти домой. Вот ведь как бывает!

Однако, интересен следующий факт. Впоследствии троица - Уорд, Батлер, Айомми - утверждала, что Осборн почти весь период записи альбома беспробудно пропьянствовал. Странно, но в тех песнях, где Оззи пел, на вокале это никак не отразилось. А вот в случае с пением Уорда совсем не важно, пил он или не пил - хуже уже не будет.

Совершенно невнятное окончание альбома только подчеркнуло всю глубину кризиса команды. О былом величии "Black Sabbath" теперь можно было только вспоминать. Но музыкантам было некогда отдыхать и предаваться грустным мыслям. В августе 1978 года стартовало масштабное мировое турне команды по всем континентам и по двенадцати странам. На разогрев к "Шабашникам" выставили молодую и мощную американскую команду "Van Halen". Тот, кто это сделал, подложил нашим героям грандиозную свинью - американцы выдавали одно великолепное шоу за другим, а "гвоздь" программы, еле волоча ноги и дыша вокруг перегаром, пытался изобразить из себя былое величие.

Во время данного турне дело дошло и до абсолютно анекдотичной ситуации, впрочем, это было бы смешно, если бы не становилось так грустно. Перед выступлением в городе Нэшвилл поддатый Оззи в отеле случайно забрел в чужой номер, где благополучно проспал концерт, который, естественно, был отменен. Более того, так как вокалиста не смогла найти, поползли слухи, что его похитили. Как вы понимаете, подобная ситуация имела неприятные финансовые последствия, но не только их появление вызвало однозначное недовольство остальных участников группы. Их всех давно "достала" необходимость работать в одном коллективе с человеком, настолько наплевательски относящимся к общему делу.

Несмотря на далеко не самые лучшие кондиции группы, Тони Айомми предложил во время турне записать "живой" альбом и наконец-то осуществить первый концертный релиз группы. Ничего путного из этой идеи в конечном итоге не получилось, но спустя несколько лет на рынке появилось видео "Black Sabbath - Never Say Die". Эта запись, сделанная во время концерта в лондонском зале "Hammersmith Odeon", стала ярким документом того времени, запечатлевшим группу во время ее последнего турне с Оззи. Интересно, что с последнего альбома в сет-лист вошла лишь одна песня - заглавная "Never Say Die", а с предпоследнего всего две - "Dirty Women" и "Rock And Roll Doctor". Остальное время концерта звучал старый, проверенный материал.

Гастроли закончились перед Рождеством. А дальше у нашего друга Оззи наступило празднование Нового Года в ночь с 31-го декабря по 20 января включительно. В марте месяце Айомми, Батлер и Уорд перебираются в Калифорнию, где начинают запись нового альбома "Heaven And Hell". Осборна ждут через три дня, но Оззи что-то напутал и появился только через полтора месяца. Взбешенный Тони Айомми заявил, что Осборн уволен, а на его место принят экс вокалист группы Ритчи Блэкмора (Ritchie Blackmore) Ронни Джеймс Дио (Ronnie James Dio). В тот момент это был чистый воды блеф, так как окончательной договоренности с Дио, с которым действительно вели переговоры, еще не существовало. Когда Оззи наконец-то добрался до студии, то работа над инструментальными партиями четырех композиций уже была завершена. Осборн начал записывать вокал. Но как! Через три недели он осилил одну (!!!) композицию, а к началу июля - еще две. В это время команда записала все восемь трэков. Айомми понимал, что таким темпами они не справятся с альбомом и до второго пришествия Христа (или Антихриста -??). Тони почти в приказном порядке заставил Билла Уорда сообщить Осборну, что он уволен. Осборн сказал: "Ладно! Обойдусь без вас". И направил свои стопы в Англию. Официальное сообщение об увольнении нашего героя из рядов "Black Sabbath" было опубликовано в июле 1979 года и на некоторое время стало новостью для первых газетных полос.

... Вот так. Самое время перейти к очередной главе повествования из жизни "Великого и Ужасного" Оззи. Однако перед этим позволим себе одно небольшое наблюдение. Ныне, то есть по состоянию дел на середину 2004 года, многими, в том числе молодыми, поклонниками "тяжелого" рока, Оззи Осборн воспринимается как безоговорочный лидер "Black Sabbath" образца 1969 - 1979 годов. Более того, в некоторых весьма уважаемых печатных рок-изданиях нет-нет да мелькнет та же мысль. На самом деле это не так. В той группе Оззи Осборн позиционировался как вокалист и текстовик, но отнюдь не лидер. Во всяком случае, его роль как создателя песен располагалась не только после Тони Айомми, основного композитора группы, но и после Гизера Батлера, композитора № 2 и текстовика № 1. Являясь фронтменом, Оззик на пару с Биллом Уордом олицетворял скорее шоуменскую и клоунадную часть группы - то есть, не самую серьезную и определяющую составляющую. Такова сермяжная правда...


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: