Капитал – собственные средства банка, которые подразделяются на основной капитал, дополнительный капитал и нераспределенную прибыль.
Управление капиталом предполагает:
1. Обоснование его достаточности в соответствии с объемом и содержанием активных операций банка. Чем больше доля рискованных активов, тем больше требуется собственных средств. Банки с высокой долей капитала считаются более надежными и конкурентоспособными.
ЦБ РФ утвердил норматив достаточности капитала
2. Выбор оптимального для данного момента способа наращивания капитала.
Существует два способа:
1) увеличение нераспределенной прибыли. Это зависит от дивидендов, от налогообложения и др.;
2) увеличение капитала за счет повторных эмиссий. Это связано с высокими издержками.
3. Учет стоимости и рисков привлечения средств клиентов и других кредитных организаций.
Методы, позволяющие увеличить и поддержать достаточный размер капитала:
1) работа с акциями;
2) управление доходами и разработка политики дивидендов;
3) контроль за активами с точки зрения минимизации убытков и дополнительных расходов.
Управление пассивами банка
Пассивы – обязательства банка, формирующиеся в виде депозитов и вкладов с различным режимом и ограничениями, а также в форме эмитированных и размещенных долговых ценных бумаг.
Задачи банка по управлению пассивами:
1. Не допускать привлечение ресурсов, не приносящих доходов.
2. Привлекать кредитные ресурсы наилучших качественных характеристик для определенных целей.
3. Осуществлять поиск и привлечение максимально стойких кредитных ресурсов, т.е. с минимальными возможностями изменения их качественных характеристик.
4. Изыскать и привлекать по возможности легко доступные соответственно их другим качественным характеристикам кредитные ресурсы.
5. Не привлекать сомнительных ресурсов.
6. Соблюдение в процессе привлечения ресурсов принципов информационного и страхового обеспечения.
Требования к пассивам со стороны клиентов:
1. Доходность.
2. Сохранность.
3. Возвратность.
4. Ликвидность.
5. Адекватность сроков предполагаемых пассивных операций обороту активов клиента.
6. Адекватность банковской политики в области защиты вкладов.
7. Соблюдение интересов организационного характера.
8. Повышение имиджа в предпринимательской среде.
Управление пассивами осуществляется в двух кардинальных направлениях:
1) управление качеством конкретного банковского продукта;
2) управление портфелем банковских продуктов.