Ведущие виды деятельности в психическом развитии

Ведущая деятельность – деятельность, в наибольшей степени способствующая психическому развитию ребенка в данный период его жизни и ведущая развитие за собой

Возникновение новообразований в психическом развитии человека происходит не спонтанно, а в процессе его деятельности. Виды деятельности, которыми занимается ребенок, разнообразны — он с увлечением рисует, лепит, конструирует, танцует и т.д. Играет в самые разнообразные игры — сюжетно-ролевые, подвижные, дидактические, игры-драматизации.
В процессе деятельности ребенок развивается. Особое значение при этом имеет ведущая деятельность. Видный отечественный психолог А. Н. Леонтьев (1965) так определяет ее: «Ведущей мы называем такую деятельность, в связи с развитием которой происходят главнейшие изменения в психике ребенка и внутри которой развиваются психические процессы, подготовляющие переход ребенка к новой, высшей ступени его развития. Она характеризуется тем, что внутри нее дифференцируются другие, новые виды деятельности, в ней формируются и перестраиваются частные психические процессы, от нее главным образом зависят наблюдаемые в данный период развития основные психические изменения личности. В каждом возрасте своя ведущая деятельность. Этот принцип периодизации, выдвинутый А. Н. Леонтьевым, получил широкую известность и признание в настоящее время. Именно тип ведущей деятельности, изменение отношения к действительности составляют основной признак каждого возраста. В младенческом возрасте такой деятельностью является непосредственное эмоциональное общение, в раннем — предметно-орудийная деятельность, в детском возрасте в качестве ведущей выступает игра, в младшем школьном — учебная деятельность, в подростковом — интимно-личностное общение, в юношеском — учебно-профессиональная деятельность, у взрослых в качестве ведущей деятельности выступает труд.
Д. Б. Эльконин (1971) выдвинул гипотезу о периодичности процессов психического развития, которая выражается в закономерно повторяющейся смене одних периодов другими. Вслед за периодами, в которых происходит преимущественное развитие мотивационно-потребностной сферы, следуют периоды, в которых идет преимущественное освоение общественно выработанных способов действий с предметами и на этой основе формирование интеллектуально-познавательных сил, оперативно-технических возможностей детей. Каждая эпоха развития ребенка (эпоха раннего детства, эпоха детства, «эпоха подростничества» состоит согласно этой концепции из закономерно связанных между собой двух периодов.

Ведущая деятельность тесно связана с местом, занимаемым человеком в системе общественных отношений. На определенных этапах психического развития возможности ребенка, образ его жизни начинают не соответствовать занимаемому им месту в системе общественных отношений. Борьба этих противоречий разрешается возникновением новой ведущей деятельности, которая и приводит к изменению места ребенка в системе общественных отношений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: