Танцем на пальцах называется, строго говоря, танец на концах всех пальцев при вытянутом подъеме. Но пальцы бывают очень различны и зависят от сложения ноги танцовщицы. Удобнее всего для танца на пальцах нога с ровными, как бы “обрубленными” пальцами, невысоким подъемом и плотной крепкой щиколоткой. Нога же, которую мы считаем красивой, с высоким подъемом, хорошо схваченной и тонкой щиколоткой, с правильно сгруппированными пальцами, затрудняет движения на пальцах, особенно прыжки на пальцах, которые теперь широко применяются. Если такой ноге и не удается стать на все пальцы, как предписывают правила танца, ей все же можно помочь, старательно увеличивая выворотность (рис. 93).
В отношении пальцев техника итальянцев обладает несомненным преимуществом. Чекетти учил подниматься на пальцы с маленького прыжка, отталкиваясь отчетливо от пола. Эта манера, вырабатывает более упругую ногу и приучает концентрировать равновесие тела на одной точке. Французская манера плавно подниматься на пальцы с первых шагов обучения отдаляет техническое совершенство. Пробовал же один из представителей французской школы учить нас подниматься на пальцы у палки на босые ноги! Так не выработаешь крепости носка!
|
|
Рис. 93. Пальцы
Рис. 94. Sus-sous
Для начинающего трудно сразу встать на пальцы с прыжка, например, прыжком подняться в V позицию на пальцах. Казалось бы, легче пробежать и стать на пальцы на одну ногу — это легко дается, но это нецелесообразно, так как сначала надо тщательно выучиться правильно вставать на обе ноги на пальцы, чтобы вполне закрепить связки ступни; случайно избранный подход к движению только собьет ученицу с правильного приема.
Для приступающих к занятиям первоначальное изучение танца на пальцах нужно начинать у палки. Стать лицом к палке, положить на нее руки, соединить кисти вместе и подниматься на пальцы на всех позициях, отталкиваясь от пола пятками перед началом движения, но ни в коем случае, пока для этого не окрепнут достаточно связки ступни, не делать прыжка при подъеме на пальцы.
Перейдя на середину, придерживаться такой последовательности.
1. Temps leve на две ноги. Стать в I позицию, сделать demi-plie, оттолкнувшись пятками, маленьким прыжком подняться на пальцы; опуститься на demi-plie, соблюдая полную выворотность, и продолжать.
То же движение делается на II и V позициях. Если temps leve из V на V позицию исполнять с продвижением на маленьком прыжке вперед, назад или в сторону, то это pas называется sus-sous. В момент подъема на пальцы надо покруче ставить ногу за ногу, чтобы ноги производили впечатление одной ноги. При таком исполнении этого pas танец приобретает хорошую отделку (рис. 94).
|
|
2. Echappe на пальцах. Demi-plie на V позиции, оттолкнувшись пятками, вскочить на II позицию на пальцы, опуститься обратно в V позицию на demi-plie. Можно возвращаться в V позицию, меняя ноги (рис. 95). При исполнении echappe на croise и efface движение делается из V в IV позицию.
Рис. 95. Echappe на пальцах
3. Glissade. Стать в V позицию, правая нога впереди, demi-plie, скользить носком правой ноги в сторону (шаг вправо); стать на эту ногу на пальцы и быстро подвести левую ногу на пальцах же в V позицию (рис. 96), затем опуститься на demi-plie.
4. Temps lie. Стать в V позицию, правая нога впереди, обе руки на I позиции, demi-plie, правая нога скользит носком вперед на croise, левая остается на рИё. Подняться на правую ногу на пальцы, переводя левую руку с
I позиции наверх на Ш позицию, правую — в сторону на II позицию, и подтянуть левую ногу на пальцах же на V позицию сзади. Опуститься на demi-plie (face) в V позицию, проводя левую руку на I позицию; скользить носком правой ноги в сторону на II позицию, отводя левую руку в сторону и оставив левую ногу на plie. Передать корпус на правую ногу, став на пальцы, подтянуть левую на пальцах же в V позицию впереди, опустить руки в подготовительное положение (рис. 97 и 98). Повторить все с левой ноги. То же делается назад. Голова соблюдает правильное epaulement.
Рис. 96. Glissade на пальцах
5. Assemble soutenu. Стать в V позицию, правая нога впереди, сделать demi-plie и одновременно отвести правую ногу, скользнув носком в сторону, подтянуть ногу обратно в V позицию, вскакивая на пальцы на обе ноги, левая нога впереди. Хорошо оттолкнуться пяткой левой ноги. Опуститься на demi-plie на V позицию (левой ногой проделать то же самое) (рис. 99).
Рис. 97. Тетра lie на пальцах (1-я часть)
Рис. 98. Temps lie на пальцах (2-я часть)
6. Jete на пальцах. Стать в V позицию, demi-plie, провести правой ногой носком по полу в сторону на высоту 45°. Подвести правую ногу сзади левой и вскочить на нее на пальцы, подняв одновременно левую sur le cou-de-pied, опуститься на правую ногу на demi-plie, отводя уже левую в сторону, и продолжать движение другой ногой (рис. 100).
Jete на пальцах делается также вперед и назад, на croise, efface и на ecarte тем же приемом. Это pas — переход к позам и движениям на одной ноге на пальцах. В более старших классах изучаем позы на 90°; предварительно приоткрыв ногу маленьким battement developpe в желаемом направлении, встаем на пальцы на arabesque, attitude и другие позы.
Рис. 99. Assemble soutenu
Рис. 100. Jete на пальцах
7. Sissonne simple. Начать учить, повернувшись лицом к палке. Стать в V позицию, правая нога впереди, demi-plie, вскочить на пальцы на левую ногу, подняв правую sur le cou-de-pied спереди и закончить в V позицию demi-plie (рис. 101). Можно сделать наоборот: вскочить на правую ногу, подняв левую ногу сзади sur le cou-de-pied, и закончить в V позиции (рис. 102), или же менять ногу, т. е. ставить поднятую ногу назад и обратно — вперед.
Затем sissonne simple проходится на середине зала, и впоследствии, исполняя его, ногу можно поднимать выше — к колену.
Рис. 101. Sissonne simple
Рис. 102. Sissonne ouverte.
Это движение делают на пальцах с V позиции во все позы, начиная постепенно с менее трудных. Demi-plie, вскочить на одну ногу на пальцы, открыв другую battement developpe на 45° вперед, на II позицию (рис. 103) или назад; закончить, опустившись на demi-plie в V позицию. Потом делается grande sissonne — нога открывается на 90° тем же приемом во всех направлениях и позах.
Можно делать sissonne с продвижением в разные стороны, например, из V позиции sissonne на 1-й arabesque:
после demi-plie, вскакивая на пальцы, отскочить в сторону, приняв позу; закончить, опустившись в V позицию на demi-plie (рис. 104). Можно эти sissonnes делать и в неограниченном количестве, не меняя позы; каждый раз опускаться на demi-plie (проследить, чтобы нога на arabesque сохраняла должную высоту) и повторять движение.
|
|
Рис. 103. Sisaonne ouverte на 450 на II позицию
Рис. 104. Sissonne на 1-й, arabesque
Все эти движения на пальцах надо всегда соединять с plie и подниматься на пальцы с маленького прыжка.
Что касается исполнения прыжков на пальцах, то их следует делать с большой сдержанностью в ступне, держа напряженными подъем и щиколотку. Прыжки на пальцах — одна из труднейших областей танца на пальцах, их разработка требует большого внимания.
Часто сосредоточенное напряжение в щиколотке передается корпусу, он также становится напряженным, что придает танцовщице совсем нехудожественный облик.
Несмотря на схваченность спины указанным мною (когда я говорила об aplomb) приемом, руки и голова должны сохранять свою свободу. Только тогда прыжки на пальцах будут иметь непринужденный вид, без которого артистизм танца неосуществим.